КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее понятие о способностях в психодиагностике. Методы измерения способностей
Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производственное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностических методов диагностики уровня развития способностей и их качественного своеобразия. Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности детей, выраженности у них творческих, музыкальных, художественных способностей и т. д. Проблема способностей неизменно привлекала внимание отечественных психологов. Хорошо известны работы в этой области видных наших ученых Б.Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. И. Мясищева, К. К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса и других. Наиболее четко определение способностей, их основных признаков, факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной работе "Способности и одаренность". В целом эта концепция способностей разделяется всеми отечественными психологами.. Теплов выделяет три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от другого, во-вторых, имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, в-третьих, они не сводятся к наличным ЗУН, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Своеобразная диалектическая связь между способностями и знаниями и умениями состоит в том, что для овладения последними необходимы соответствующие способности, а само формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений. С. Л. Рубинштейн отмечал, что по мере того как ЗУН осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а способствуют развитию способностей. Отечественная психология рассматривает природные, врожденные факторы в формировании способностей как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способностей, сами же способности - это всегда результат развития в конкретной деятельности. Сами же способности, по словам Б.Ф. Теплова, не только проявляются, но создаются в деятельности. В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные особенности индивида, изначально определяющие все будущие достижения субъекта (capacity), либо приобретенные навыки и умения (ability). Следует отметить, что достаточно распространенным в области психодиагностики способностей является термин " aptitude", который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей. В английском психологическом словаре он определяется как " природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения". Одним из основных подходов к изучению способностей в зарубежной психологии стал факторный анализ, т.е. эмпирическое выделение разнообразных факторов, за которыми усматривалось проявление разных способностей (Спирмен Ч., Гилфорд Дж. и др.). В числе прочих способностей, интеллект также стали рассматривать как "составную" способность, включающую вербальные, математические и другие виды способностей. Однако вряд ли выделение все большего числа факторов можно считать удачным путем изучения природы способностей, условий их развития и формирования (хотя для понимания их структуры, выделения основания для классификации такая работа оказалась полезной). Принято выделять общиеи специальные способности. Общие способности (например, общие умственные) обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят от особенностей обучения и воспитания и природных задатков. Общую способность или совокупность общих способностей называют одаренностью. Одаренность, указывает С.Л. Рубинштейн, в зарубежной литературе обычно отождествляют с интеллектом. В отличие от общих, специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.). В отечественной психологии соотношение общих и специальных способностей понимается как соотношение общего и особенного. В отечественной психологии достаточно хорошо разработан теоретический и методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен большой экспериментальный материал. Однако менее интенсивно разрабатываются конкретные диагностические методы. При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методик: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики. Необходимость же таких методов ощущается все более остро. В настоящее время в психологической диагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. Тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако, применяя факторный анализ Л. Терстоун показал, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таких, как вербальные, математические, пространственные. 2.2. Методы диагностики способностей. В зарубежной литературе по проблемам психодиагностики принято классифицировать специальные способности по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности (технические и профессионализированные, т. е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические, художественные и пр.). В соответствии с этими группами разрабатываются и методы диагностики. 2.2.1. Методики диагностики моторики. Диагностика моторных или, как их еще называют, психомоторных или сенсомоторных способностей находит широкое практическое применение в профотборе и спорте. Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Роль психомоторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности изучается в психологии давно, в частности, простейшие диагностические приемы использовались еще Ф. Гальтоном, Э. Крепелином и др. Если в первый период изучения моторных способностей исследователи полагали, что существует некоторый общий фактор, общая моторная одаренность, то в дальнейшем, благодаря факторному анализу, было показано,что каждая из выделенных моторных способностей отличается высокой специфичностью, поскольку результаты, полученные по разным тестам, мало связаны (корреляции очень низкие). Многочисленные работы Э. Флейшмана позволили выделить следующие самостоятельные факторы: точность выполнения движений, ответную ориентацию (способность находить правильный двигательный ответ на разнообразные стимулы в условиях высокой скорости их предъявления), координацию, время реакции, скорость движения руки, оценку контроля (умение сохранять контроль за изменяющимися по скорости и направлению объектами), ручную ловкость, ловкость пальцев, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев. В отечественной психологии проблема психомоторного развития человека исследуется достаточно интенсивно, особенно в спортивной психологии; психомоторные тесты включены в комплексные методы отбора спортсменов. Следует отметить, что разработка все новых диагностических методов изучения психомоторики приводит к "открытию" все новых моторных способностей. Поэтому совершенно справедливо замечание Б.В. Кулагина о том, что неверно рассматривать факторы психомоторики так же, как способности; скорее эти факторы представляют основные виды относительно независимых моторных действий, включенных в соответствующие тесты. Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуются специальная аппаратура, приспособления и бланковые методики. Однако, по данным многих авторов, между результатами этих типов тестов отмечаются очень низкие корреляции, часто такая связь вовсе отсутствует. В зарубежной литературе наиболее часто описываются следующие психомоторные тесты: «Тест ловкости пальцев» О' Коннора, «Тест ловкости» Стромберга, «Тест ручной ловкости» Пурдье, « Миннесотский тест скорости манипулирования», «Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами» Крауфорда. Рассмотрим, например, «Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами» Крауфорда. Он состоит из двух частей, включающих два типа заданий. Для выполнения теста требуются: деревянная доска, состоящая из двух секций (в каждой секции содержится по 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резьбу), и материал, включающий стержни небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и отвертку. Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждой из них надевает колечко. Во второй части теста испытуемому необходимо поместить небольшие шурупы в отверстия с резьбой и завинтить их с помощью отвертки. Обычно при подсчете результатов учитывается время выполнения теста и число ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится определенное время и учитывается какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период. Необходимо отметить, что задания подобного типа чрезвычайно распространены в тестировании моторики. Они могут использоваться как в качестве самостоятельных методов, так и качестве составных батарей тестов. Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овладения профессией неодинаков. Более того, под влиянием профессиональной деятельности происходит формирование специфической структуры моторных способностей, формирующейся в зависимости от требований профессии. Все это усложняет создание высоконадежных тестов. Удлинение теста повышает его надежности, поскольку введение новых заданий приводит к охвату иных моторных качеств, а при введении идентичных заданий сказывается фактор тренировки. Поэтому надежность моторных тестов колеблется, как правило, от 0,7 до 0,8. Что касается валидности, то она невелика. Например, коэффициенты корреляции между успешностью выполнения «Теста ловкости» Пурдье и экспертными оценками профессиональной эффективности упаковщиков колеблются для разных субтестов от 0,19 до 0,47. Коэффициенты валидности для «Миннесотского теста скорости манипулирования» не превышают 0,40. Отсюда делается вывод о том, что при установлении валидности моторных тестов особенно важно выбирать релевантные критерии, которые могут включать лишь отдельные элементы профессионального труда, а не эффективность профессиональной деятельности в целом. 2.2.2. Методы диагностики сенсорных способностей. Эти методы "выросли" из экспериментальных исследований восприятия, которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной из областей применения сенсорных тестов является клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Однако наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности, водителей разнообразных транспортных средств. Хотя изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха. Изучается, например, зависимость эффективности и качества деятельности от уровня развития сенсорных способностей. Данные о развитии сенсорики привлекаются к анализу причин травматизма, несчастных случаев и т.д. Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в зависимости от того, какие характеристики восприятия они измеряют. Для изучения визуальных способностей, применяются тесты на измерение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразличения, восприятия глубины и мышечного баланса глаз. Среди наиболее популярных, тесто можно назвать таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине, Тест Орто-Рейтера (аналогичный первому, но обеспечивающий соблюдение стандартных условий проведения эксперимента, таких, как освещение, направление взора и др.), Тест "Проверка зрения", "Зрительный тест" и ряд других. Они отличаются друг от друга по охвату разнообразных характеристик зрительного восприятия, способам проведения исследования, методам обработки. Что касается валидности этих тестов, то, по данным А. Анастази и других, имеются положительные корреляции между тестовыми данными и эффективностью и качеством труда. Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагностику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, тембра, высоты звуков. Чаще всего испытанию подвергается острота слуха (эта процедура широко известна в психологии как измерение абсолютных порогов). В качестве раздражителя используется не только чистый звук, но и человеческий голос, произносящий цифры, слова или предложения, поскольку во многих областях деятельности именно различение речи приобретает, первостепенное значение. Одним из очень распространенных тестов является разработанный для изучения музыкальных способностей «Тест музыкальной одаренности» Сишора (Теплов Б. М., 19б1). Он включает серию заданий на изучение восприятия силы звука, интенсивности, тембра. Тест очень хорошо зарекомендовал себя и в областях, далеких от искусства. Еще одним распространенным тестом является «Массачусетский тест слухового восприятия». 2.2.3. Тесты механических или технических способностей. Это следующая группа тестов специальных способностей. Они были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном "абстрактных" функций, поэтому возникла потребность в методах изучения более "конкретных", "практических" способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет разработки тестов технических способностей. Зарубежные исследователи технические способности понимают как способности, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы. В целом технические способности рассматриваются часто как общие умственные способности. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, показали, что наряду с некоторой общей способностью, которая может быть названа общей технической одаренностью или техническим опытом, приобретаемым человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. В соответствии с таким делением на два фактора создаются и специальные тесты, включающие задания на техническое понимание и пространственные представления. Самые ранние тесты технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из отдельных деталей, а в настоящее же время наиболее распространены тесты «карандаш – бумага». Очень популярным тестом для изучения технического понимания является тест Беннета, который включает серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить, необходимо понимание общих технических принципов, встречающихся в обыденных ситуациях. Для изучения пространственных представлений разработано много разнообразных заданий, они входят в батареи отдельных способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко применяемых тестов этого рода является новая редакция «Миннесотского теста на восприятие пространства». Задания его представлены в виде карточек с изображением 6 геометрических фигур: одна разрезана на две или более частей и 5 целых. Испытуемый должен мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из 5 фигур при этом получится. Коэффициент надежности теста равен 0,80, он оказался валидным, при соотнесении с внешними критериями, свидетельствующими об успешности обучения и, профессиональной деятельности инженеров, техников, механиков. Данные о валидности тестов технических способностей представлены в руководства к Тесту Беннета. Основные коэффициенты корреляций результатов тестирования с внешними критериями (успешность обучения техническим специальностям и успехи в профессиональной деятельности) колеблются от 0,30 до 0,60. При внимательном ознакомлении со всеми описаннымиприходится признать, что они направлены главным образом на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Вполне возможно, что одни приобретают этот опыт быстрее, чем другие, но подавляющее большинство зарубежных тестов способностей позволяют судить только о наличных знаниях и опыте, а не о способах их приобретения. Следует отметить, что отечественными исследователями показано, что специальная организация учебного процесса позволяет направленно формировать как техническое мышление в целом, так и пространственное мышление в частности. При тестологическом же подходе к проблеме технического интеллекта, как справедливо отмечает Т. В. Кудрявцев, остается невыясненной его психологическая природа. Общая оценка этих тестов выражается в признании того, что все они измеряют уровень достигнутой субъектом технической осведомленности, знаний в области техники, накопленного опыта работы с техническим оборудованием и приспособлениями. 2.2.4. Диагностика профессионализированных способностей. Из этой серии тестов наиболее часто в практике применяются так называемые конторские тесты способностей, задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей. При разработке этих тестов исследователи исходили из того, что в работе клерка необходимы аккуратность, высокая скорость восприятия, хорошая речь, информированность в своей области, исполнительность и др. Поэтому они включают разнообразные задания, на диагностику этих качеств. Тесты требуют от испытуемых умения быстро считывать числовой и словесный материал, располагать определенный материал в алфавитном порядке, кодировать и классифицировать его. Диагностируются также уровень общей осведомленности испытуемых, знание ими "деловой" терминологии, грамотность, чувство языка. По мнению ряда авторов, наиболее валидным относительно успешности канцелярской работы является тест на скорость восприятия. Примером является «Миннесотский конторский тест». Он состоит из двух субтестов: сравнение чисел и сравнение слов. В первом случае испытуемому предлагаются 200 пар чисел, которые могут включать от 3 до 12 цифр, с просьбой отметить пары, состоящие из совершенно одинаковых чисел, например: 66273894 527384578 66273894 527384578 Во втором субтесте аналогичное задание выполняется на вербальном материале, например: Нью-Йорк Уолд Нью-Йорк Уолд Каргилл Грейн компани Каргил Грейн компани Подсчитываются скорость выполнения теста и число ошибок. Коэффициент надежности равен 0,70 – 0,80. При установлении валидности получены удовлетворительные корреляции между показателями по тесту и оценками экспертов. Описанные, выше методы диагностики специальных способностей, как правило, применяются на практике в комплексе с другими тестами. Чаще всего они объединяются в батареи тестов. Существуют батареи тестов для диагностики совершенно определенных профессиональных способностей и батареи тестов общих и различных способностей, наиболее известными из которых являются DAT – «The Differential Aptitude Test» и GATB – «The General Aptitude Test Battery». Первая из этих батарей тестов была создана в 1947г., а затем пересмотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей, она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. DAT включает восемь субтестов. 1. Словесное мышление. Задания, предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложении (слова на выбор приводятся в задании), например: .... вечером, а завтрак.... а) ужин – угол, б) кроткий – утро, в) дверь – угол, г) течение – радость, д) ужин – утро. Правильный ответ под буквой д). 2. Числовые (счетные) способности. Испытуемому предлагаются задачи, например: 3=?% от 15, а) 5, б) 10, в) 20, г) 30, д) ни один из них. 3. Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных. 4. Пространственные отношения. Дана развертка геометрического тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится при складывании этой развертки. 5. Техническое мышление. Задания, аналогичные тесту Беннета. 6. Скорость и точность восприятия (вариант теста конторских способностей). Каждое задание представляет собой несколько комбинаций символов, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти и отметить точно такую же комбинацию символов на бланке ответов. Например:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |