КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социально-психологического норматива
В традиционном тестировании при оценке результатов за точку отсчета принимается статистическая норма, получаемая на основе эмпирических исследований выборок испытуемых, отличающихся по социально-экономическим признакам. На противоречивость такого решения, не раз указывал в своих работах К. М. Гуревич, который отмечал, что критерий сравнения по нормам, полученным путем неправомерного объединения разных выборок, игнорирует влияние различных условий онтогенеза на умственное развитие людей. Эти условия многообразны и в первую очередь включают условия обучения. Кроме того, само представление тестовых данных в виде баллов, кривых распределения затрудняет качественный анализ теста и влияния разных условий на развитие ребенка. Критикуя применение нормы в качестве критерия развития, К.М. Гуревич пишет, что норма характеризует выборку или популяцию, но не раскрывает действительных и обычных, т.е. нормальных требований к человеку как сложившемуся или складывающемуся члену общества. Внутренне присущая данной выборке статистическая норма по тем или другим причинам может, не совпадать с нормальными требованиями к нему. Но эти требования совсем, не случайны, они опираются на общественную практику и вытекают из нее. Поэтому при интерпретации полученных в исследовании данных был опробован новый критерий. В качестве критерия К.М. Гуревич предлагает использовать так называемый социально-психологический норматив (СПН). В сжатом виде СПН можно определить как систему требований, которую общность предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей, вне его общности, человек должен овладеть теми требованиями, которые к нему предъявляются, причем процесс этот является активным – каждый стремится занять определенное место в своей социальной общности и сознательно осуществляет этот процесс приобщения к своему классу, группе. Эти требования и могут составлять содержание социально-психологических нормативов, которые являются, в сущности, идеальной моделью требований социальной общности к личности. Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и др. Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнении учителей и воспитателей. По мнению К.М. Гуревича, тестологи при составлении тестовых заданий стихийно ориентируются на существующий в их общности СПН. При этом задания теста составляются как отдельные логические "микропроблемы". В связи с этим необходима и иная обработка результатов тестирования – установление близости данных каждого испытуемого или группы к СПН. На оперативном уровне проблема установления близости конкретного испытуемого к СПН еще не является решенной, Использование в качестве критерия развития СПН выдвигает на первый план качественный способ обработки данных, при которой необходимо учитывать: а) какие термины и понятия по степени обобщенности усвоены лучше, а какие хуже; б) какие логические операции освоены более, а какие менее успешно; в) в каком, круге понятий и терминов ученики ориентируются менее, а в каком более уверенно. В целом, использование СПН представляется более эвристичным, чем применение статистической нормы при интерпретации результатов тестовых испытаний. Следует отметить, что неудовлетворенность нормой как точкой отсчета при оценке данных по тестам нашла свое выражение, в частности, в разработке тестов, ориентированных на критерий. Это, направление в тестологии признается очень перспективным. Тест "ШТУР". По мнению отечественных психологов, в частности, К.М. Гуревича, исходящих из позиций социально-психологического норматива содержание тестов интеллекта должно основываться на образовательных программах, учебниках, требованиях педагогов. Под руководством К.М. Гуревича сотрудниками лаборатории психодиагностики Психологического института РАО был разработан «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) для диагностики умственного развития учащихся 6 – 8-х классов. Приступая к подбору заданий, авторы, согласно их пониманию нормативности содержания тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников для 6-х и 7-х классов и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в беседах с учителями-предметниками. Понятия подбирались по основным циклам учебных дисциплин, преподаваемых в школе: естественному, гуманитарному и физико-математическому. Подбор понятий производился на основе следующих принципов: 1 – вводимые в задания теста понятия должны быть достаточно общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющими основу понимания соответствующей школьной дисциплины; 2 – эти понятия должны составлять основной фонд знаний, который необходим любому человеку нашей культуры независимо от получаемого им "специального образования, и профессиональной выучки. Поэтому не следует включать в тест узко профессиональные понятия; 3 – включаемые в тест понятия, должны соответствовать жизненному опыту ребенка данного возраста, должны пониматься детьми. Тест включает задания пяти типов, составляющие шесть субтестов: " осведомленность " (два субтеста), " аналогии " (один субтест), " классификация " (один субтест), " обобщение ", (один субтест), " числовые ряды " (один субтест). Включенные в эти субтесты понятия входят в число необходимых для общего развития и важных для формирования миропонимания у детей советской школы, необходимых любому человеку нашей культуры. Выбор определенных логических отношений был продиктован тем, что они в наибольшей степени смыкаются с учебной деятельностью и занимают значительное место в мышлении взрослого человека. При экспериментальной проверке заданий было анализировано, насколько успешно справляются с ними учащиеся 6, 7, 8-х классов. При этом разработчики исходили из предположения, что неуклонное увеличение процента успешно выполненных заданий от 6-го к 8-му классу в определенной степени свидетельствует о том, что использованные в данном задании понятия не являются узкоспециальными, необходимыми лишь для усвоения ограниченного раздела программ, а являются основополагающими для данной школьной дисциплины. Именно такие задания и были: оставлены в тесте. Далее была проведена проверка самого теста в целом. Эксперимент проводился со школьниками 6 – 8-х классов, выборка составила около 400 человек. На основе проведенного исследования были подсчитаны коэффициенты надежности теста (методом корреляций четных и нечетных заданий), коэффициенты валидности (путем корреляций данных об успеваемости и успешности выполнения теста, а также между тестом ШТУР и тестом Амтхауэра), определялась степень приближения к СПН данных отдельных испытуемых и выборок в целом и проведены еще ряд статистических процедур по проверке теста. Полученные результаты позволяют говорить о том, что тест может быть использован в психологической службе для изучения умственного развития учащихся.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |