Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Екатеринбург 2002 7 страница




Руссо был другом Кондильяка, проявлял сходный эмпиризм и интересовавался образованием. Наибольшее влияние он оказал на психологию образования. Руссо впервые обратил внимание на проявления подросткового кризиса и описал идеальную программу образования в романе-тракткте "Эмиль" (1762), где повествуется о том, как ученик и учитель бегут от цивилизации к природе. За учеником сохраняется свободный выбор (открытое образование). Для Руссо-эмпирика временное состояние цивилизации можно преодолеть при помощи верного образования, которое улучшит возможности каждой личности. Гердер верил в самоосуществление, но был меньшим индивидуалистом, видя осуществление в более широком контексте личностной культуры, которая помогает личности совершенствоваться, усовершенствуя себя.

Влияние Руссо было широким. Следует упомянуть также его близость романтизму и политическим революционерам. Веря в человеческую податливость и способность к совершенствованию, он предвосхищает бихевиориста Скиннера описывая тщательно контролируемое общество, целью которого являет человеческое счастье, хотя Скиннер открыто не верит в человеческую свободу.

 

 

Глава 6. На пороге психологии

Романтизм принято считать движением в искусстве, выражающим чело­веческие чувства. Но это движение было более широким, оно выражало протест против картезианско-ньютоновского взгляда на мир. Более того романтики хотели быть во Вселенной чем-то большим, чем атомы и пустота. В определенном смысле романтизм возродил рациональную веру в нечто трансцендентальное.

В романтизме очевидны несколько концепций, важных для психологии. Одна из них - бессознательное. В попытках поймать неуловимое, романтики, особенно поэты придавали большое значение бессознательному. В философии Артур Шопенгауэр (1788-1860) считал волю номинальной реальностью, стоящей за очевидным. Эта Воля, особенно воля к жизни, толкает человечество на беско­нечное стремление к лучшему. Такое описание воли предшествует фрейдовскому Ид. По Шопенгауэру "в сердце каждого человека живет дикое животное". Рассудок пытается управлять волей, но ее ярость причинят боль самому человеку и другим. Среди романтиков были и те, кто в снах видели язык бессознательного, расшифровав который, можно познать тайны бесконечности.

У Шопенгауэра мы встречаем и другую романтическую концепцию, умст­венной активности и свободы. Воля - это дикий зверь, но хотя ее ди­кость содержит боль, она также содержит свободу выбора. Философия Шопенгауэра была волюнтаристической романтической реакцией против Просвещения и материалистического детерминизма. Говоря языком психологии, эта новая форма волюнтаризма уничтожила понятие "табула раза". Ум уже не был пассивным приемником внешних стимулов.

Романтики отрицали не только механизацию личности, но и механизацию Вселенной. Они были виталистами и телеологами, для которых природа - это не мертвая материя (просто атомы к пустота), но нечто органическое, растущее, совершенствующееся во времени. Они говорили, что биология, а не физика должна быть моделью для мышления. Несмотря на что романтический витализм означал поиски трансцендентной истины, романтики не были сторонниками платоновского Бытия. Известный английский публицист Томас Карлайл (1795-1881), например, настаивал вал на том, что Истина всегда преходяща и никогда не бывает попросту существующей. Истина - это не статическое собрание Форм, а нечто живое, постоянно совершенствующееся. Этот взгляд сопоставим с дарвиновской эволюционной теорией.

В Просвещении существовала единственная концепция, которая вдохновляла романтиков и которую они обогатили. Ассоцианизм английского врача и философа Дэвида Гартли (1705-1757) был важной частью романтической критической теории. В ассоцианизме эстетические и моральные суждения сантименты, субъективные эмоциональные переживания, отличные от дискурсивного (рассуждающего) разума. Романтики пытались найти ассоциативные пути для того, чтобы пробудить у своих читателей эмоциональные реакции. Они обогатили ассоцианизм, подчеркивая концепцию смешения. Она означала, что активное воображение может соединять мелкие элементы в творения, которые являлись более, чем суммой исходных элементов.

В целом романтики противостояли механицизму во всех областях, та­ких как индивидуальная свобода, волюнтаризм, витализм, телеология. Это сыграло важную роль в образовании психологии.

Новое просвещение. Работы некоторых мыслителей в традиции Просвещения, особенно в Англии и Франции были важны для психологии.

Утилитаризм и ассоцианизм внутренне связанные направления. Утилитаризм описывает мотивационную динамику. Ассоцианизм описывает когнитивную структуру ума. Утилитаризм пытался применить мотивационную систему Юма к обществу в целом: ощущения либо приятны и пробуждают желание к повторению действия, либо неприятны, что вызывает избегание.

Мотивационная доктрина утилитаризма была особенно полно разработана английским реформатором Джереми Бентамом (1748-1832). Основной закон у Бентама - это принцип удовольствия и боли - напоминает законы ассоциации у Юма и Гартли. Бентам различал простые удовольствия и боли и сложные. Он пытался найти пути дозирования удовольствия и боли для того, чтобы получить заданные реакции и выборы в соответствии в принципом полезности. Список предложенных им удовольствий превзошел бы ожидания современного фрейдиста. Это и чувственные удовольствия и боли, а также удовольствие от благосостояния, власти, признания т.п.. Бентам обсуждал также индивидуальные и расовые характеристики, которые определят действие принципа полезности в соответствии со статусом личности. Его главное устремление было создать программу хорошего правления, основанного исключительно на рациональном принципе полезности, независимо от исторического контекста или прав человека. Это была такая механистическая философия, которая заставила бы содрогнуться любого романтика.

Верным последователем Бентама был сил Джеймс Милл (I778-I836), политик, превратившийся в философа, он белее известен в психологии за свой механистический ассоцианизм. Его вклад невелик, но ассоцианизм у Милла приобретает завершенную форму. По его мнению ум пассивен, чист, открыт для простых ощущений, которые усложняются благодаря ассоциативным связям. Ассоциативные связи строятся либо синхронно, либо последовательно. Милл анализировал речь как цепочку ассоциированных слов, полностью игнорируя дискурсивный контроль за их значением.

Особо Милл интересовался образованием. Если личность от рождения полностью пассивна, задача образования правильно выковать ум. Милл воплотил свои идеи на практике, дав своему сыну суровое образование. Древнегреческому тот обучался с трех лет, латыни - с восьми. Его сын написал историю римского права в десять лет.

Однако, сын, Джон Стьюарт Милл (1806-1873) не стал совершенным утилитаристом, как ожидал отец. Хотя с юности то и был привержен бентамизму, позднее, во время нервного срыва он пришел к выводу, что бентамизм бессилен, узок и даже несет зло. Позднее он стал склоняться в сторону романтизма, хотя так и не принял романтического волюнтаризма. Он был последним крупным философом-ассоцианистом.

Марксизм. Карл Маркс /I818-1883/ не оказал существенного влияния на развитие психологии за пределами Советского Союза. Очень немногие западные психологи симпатизируют марксизму. Среди них наиболее извест­ные: гуманистический психолог Эрих Фромм (1900-1980) и специалист в области психологии развития Ригель. Оба широко известны в психологической науке своей эксцентричностью.

Дарвиновская революция. До эпохи Просвещения мир в глазах человека выглядел стабильным. Это же подтверждала картеэианско-ньютоновская философия. Для того, чтобы этот взгляд изменился необходимо было чтобы изменились представления о материи. Первую эволюционную теорию создал Жан Батист Ламарк (I744-I829). Он прежде всего заявлял, что органическая материя существенно отличается от неорганической и что каждый живущий вид обладает внутренним стремлением к совершенствованию. Каждый организм стремится приспособиться к своему окружению и изменяется, развивая различные мускулы, приобретая новые формы поведения.

Другая часть этой теории утверждала, что эти необходимые характеристики могут передаваться от поколения к поколение. Таким образом, индивидуальное стремление к совершенству записывалось и передавалось дальше, и через поколения отдельные виды животных и растений улучшались, удовлетворяя свое стремление к совершенству. Современная генетика разрушила взгляды Ламарка. До появления генетики подобные взгляды иногда проскальзывали у Дарвина, а позднее Вундт и Фрейд полагали что какие-то стороны опыта способны передаваться наследственным путем.

Ко времени Дарвина эволюционная концепция витала в воздухе. Выражение "Выживает самый приспособленный" уже было произнесено в 1852 году Гербертом Спенсером (1820-1903), английским сторонником Ламарка, а в 1849 за десятилетие до публикации Дарвином "Происхождения видов" известный английский поэт лорд Альфред Теннисон (1809-1892) писал о жестокости внутривидовой борьбы за выживание происходящей в природе. *

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) был молодым натуралистом, которому повезло принять участи кругосветном путешествии с 1831 по 1836 год. Он был потрясен внутривидовыми и межвидовыми различиями особенно в Южной Америке. Еще до по­ездки он немало беседовал с голубятниками и садоводами и читал их сочинения. Один из них, Джон Себрайт в 1809 году прямо писал, что при­рода отбирает одни черты и отвергает другие подобно селекционеру. Поэтому к 30-м годам у Дарвина уже была теория естественного отбора. Одного он не мог понять - причины естественного отбора. Он не мог принять идею Ламарка о стремлении к совершенствованию и пришел к выводу, что причина отбора должна лежать вне организма, но где? Он получил ответ в 1838 году, читая Томаса Мальтуса (I766-I834). Естественный отбор мотивировался борьбой за выживание. Слишком много существ боролись за обладание скудными ресурсами. Слабее и нездоровые погибали, не дав потомства. Сильные и здоровые выживали и плодились. Итак, двигателем эволюции была борьба за выживание. Природа постоянно производит варианты внутри видов. Некоторые из этих вариантов адаптируются лучше к борьбе за выживание чем другие. Эти качества воспроизводятся в потомстве. Меняется окружающая среда - закрепляются и иные особенности организма.

Без знания генетики невозможно объяснить происхождение вариантов. Дарвин никогда не смог преодолеть эти трудности и поэтому все больше сближался с Ламарком. По исторической иронии, когда Дарвин писал "Происхождение видов", темный польский монах Грегор Мендель (I822-1884) изучал наследственность и мог бы разрешить трудности Дарвина. Работы Менделя были отвергнуты в 1865 роду и опубликованы только в 1900, как современное основание генетики, революционизировавшее научный мир.

Дарвин сформулировал свои мысли в 1842 году, но не публиковал "Происхождение видов" до 1859 года. Идея эволюции была столь ужасающа, что он не отваживался её публиковать. По его собственному выражение "это напоминало признание в убийстве". Наконец, в июне 1858 года Дарвин был потрясен тем, что кто-то собирается печатать его теорию. Это был Альфред Рассел Уоллес (I823-I9I3). Он также был в Южной Америке, также был впечатлен видовым разнообразием и также читал Мальтуса. Будучи моложе Дарвина, он не испытывал сомнений, публиковать результаты своей работы или нет. Оба доклада были представлены в 1858 году в Линнеевском обществе в Лондоне.

В психологической науке дарвинизм привел к психологии адаптации. Бихевиоризм - это прямой наследник дарвинизма в психологии. Скиннер тщательно смоделировал научение у животных по Дарвину с учетом изменений, отбора и закрепления. Основным распространителем дарвиновских идей был Томас Генри Хаксли (I825-1895). Он внимательно проследил родство человека с обезьянами, низшими животными и древними предками, показывая, что мы произошли от низших форм жизни, и что никакого Творения не требовалось. Многие не могли принять натурализм и были им подавлены. Сам Хаксли в своих последних работах говорил о том, что человек - это уникальное явление и благодаря своему интеллекту он может подняться над естественным космическим процессом и органической эволюцией.

К концу века в Европе сложились три, на первый взгляд, не связанных течения: 1) Месмеризм, вера, что неуловимый флюид, пронизывающий Вселенную, путем манипуляций может использоваться для лечения раз­личных болезней, 2/ Френология - вера, что выпуклости на голове соответствуют хорошо развитым умственным способностям, что выражается в развитии определённых частей мозга, 3/Спиритуализм - вера в то, что существует нечто вне материального вира, но оно может быть познано путем оккультного опыта и практики.

Исторически эти течения связаны. Сторонники одного нередко становились и сторонниками других течений. Эти направления представлены в различных сочетаниях в популярной психологии и самолечении в XIX веке. Два их этих течений: месмеризм и френология сделали определенный вклад в психологию, а спиритуализм был воспринят серьезно некоторыми людьми науки, например, Уильямом Джеймсом.

Все эти три направления заполняли пустоту, образованную отходом от религии. Вера в науку заменяла веру в церковь. В то же время, все эти направления, особенно спиритуализм, часто привлекали тех, кто был разочарован натуралистическим материализмом. Разочарование, усилившееся после 1859 года в конце века среди думающих лю­дей, философов, ученых подтолкнуло их к оккультным знаниям ради душевного комфорта.

Понятие "месмеризм" образовано от имени его создателя, Франца Антона Месмера (I734-I8I5), венского врача, который лечил многие болезни, манипулируя с неуловимым флюидом. Месмер верил, что этот флюид необходим для нервной активности тела, и управляя им, можно излечивать болезни. Месмер начал с использования магнитов, но вскоре ре­шил, что этот флюид подвержен животному магнетизму, а не минеральному. Месмер изобрел сложные приемы терапии для своих пациентов, включавшие среди прочего касание руками больных частей тела, использование магической палочки, сосудов с водой и с железными прутьям которые фокусировались на частях тела с симптоматикой болезни.

Месмер изобрел смирительную комнату, оббитую матрасами, куда помещали больных во время припадка. Он специализировался на том что мы теперь называем функциональными болезнями, имеющими чисто психологические причины. Хотя и предполагалось, что многие излечения - это результат внушаемости пациентов, Месмер твердо настаивал на своей теории животных флюидов.

В месмеризме не было ни чего нового, лечение с виду физических болезней вдохновенными индивидами уходит в далекое прошлое. Это практиковалось и современниками Месмера, такими, как Валентин Грейтракс в Англии и Йоханн Гасснер в Германии. Грейтракс специализировался на золотухе (диатез).

Поскольку в практике Месмера не было ни чего нового, то и гипотеза его была не нова. Центральным в ньютоновской вселенной был "эфир" - тонкий флюид, несущий электромагнитные волны и заполняющий пространство. Все врачи-алхимики верили во вселенский флюид, важный для здоровья. Даже такие крупные ученые, как Роберт Бойлъ приписывали лечебный эффект Грейтракса невидимым частицам, которые переходили от врача к пациенту.

Гасснер был германским священником, который заявлял, что выводит демонов. Месмер сам обследовал Гасснера и пришел к выводу, что тот использовал животный магнетизм, а не религиозные заклинания.

Пытаясь подвести научное объяснение под свои действия, Месмер по­пытался убедить медицинские общества вначале в Вене, а затем в Париже. Снова и снова врачи убеждались в высокой эффективности лечения Месмера, но они находили его методы эксцентричными, а теорию ненаучной. Месмеризм казался слишком близким к оккультным наукам, используя транс, магические пассы и проч. В конце концов Месмер сдался и в 1774 году уехал из Парижа, чтобы до конца своих дней быть подальше от начатого им движения.

Влияние месмеризма тем не менее разрасталось, и в конце ХУШ века занимало умы европейцев иной раз не меньше, чем Французская революция. В 1780-х годах месмеровские ложи распространились во Франции. Покровителем Месмера был Марких де Лафайетт, он переписывался с Джорджем Вашингтоном. Такая популярность Месмера была вызвана тем, что он предложил наукоподобную теорию, объяснявшую многие чудеса. В то же врем практические приемы месмеризма несли на себе печать загадочности, мистицизма, столь привлекательные для тех, кто не мог принять рациона­лизм ньютоновской науки.

Вряд ли Месмер был шарлатаном. Действительно он требовал полного подчинения от своих последователей, но также поступали многие психологи, например, З.Фрейд, И.П.Павлов и др. На показательных сеансах Месмер был одет в загадочные костюмы и держал в руках железный скипетр. Исходя из своей теории, он пытался объяснить ясновидение, телепатию, предвидения. Он был одновременно и магом и пионером аномальной психологии.

Месмеризм предлагал инструмент для лечения неврозов. Он излечивал множество людей от множества истерических симптомов: от слепоты до непонятных болей. Главное место в методе Месмера занимал транс, в который он мог вводить своих пациентов. В этом трансе он мог управ­лять их действиями и производить лечение. Уже ученикам Месмера стало ясно, что транс возникает в результате психологического управления одного человека другим, а не в результате передачи невидимого флюи­да от одного тела к другому.

Месмеризм превратился в гипнотизм, и произошло это во Франции, где Месмер пережил величайший успех и поражение, и в Англии, почти не затронутой модой на месмеризм. В 1825 году Французская Королевская Академия наук вновь занялась исследованием животного магнетизма. В докладе, представленном в 1831 году магнетический транс рассматри­вался как необычное состояние сознания, которое можно использовать в медицинской практике. В докладе предлагалось провести дальнейшие исследования.

В конце 1830-х месмеризм привез в Англию барон Дюпоте де Сеневуа, проводивший серии демонстраций. Они привлекли внимание молодого радикального изобретательного врача по имени Джон Эллиотсон (I79I-I868). Он начал применять магнетизм для излечения различных болезней, а также для анестезии во время хирургических операций. Подобно Месмеру он в конце концов испытал гонение со стороны официальной медицины. Он издавал журнал, посвященный животному магнетизму и френологии и призывал других врачей использовать их в своей практике.

Джеймс Эсдейл (I808-1859) был другим преследуемым английским врачем, который пы­тался применять месмеризм, особенно для анестезии. Несмотря на его популярность среди местного населения в Индии, где он работал, правительство отказалось поддержать месмерическую больницу. Он считал основой месмерического состояния передачу чужой нервной материи /флюида/мозгу пациента от мозга агента. Однако, теория флюидов становилась все менее популярной в XIX веке по мере того, как становилась известной электрическая природа нервных процессов.

Перерождение месмеризма было завершено Джеймсом Брейдом (I795-I860), который назвал его нейрогипнотизмом или более коротко: гипнотизмом от греческого "хипнос" - "сон". Брейд считал это состояние нервным сном. Он начал с отрицания месмеризма, но собственные исследования убедили его в том, что явление существует, но теория животного магнетизма неверна. Он писал, что гипнотическое состояние за­висит от физического и психического состояния пациента, а не полностью от воли или пассов оператора.

Брейд полностью освободил гипнотизм от оккультного ореола и передал его научной медицине. Но Брейд сам испытал сопротивление официальной медицины. Развитие хи­мических обезболивателей снизило значение гипноза для хирургии. Но даже сегодня гипнотизм полностью не утратил свой оккультный об­раз.

Во Франции гипнотизм развивался как способ лечения истерии. А.А. Либо (I823-I904) основал школу, изучавшую мышление в г. Нанси, Франция. Руководил работами его студент Ипполит Бернхайм (I837-I9I9). Они считали, что гипнотическое состояние - это усиление определённых тенденций в обычном сне или бодрствовании. Многие действия, даже сложные, являются автоматическими. На некоторые стимулы мы даем импульсивные ответы. Мы все видим сновидения. В гипнозе воля сознания теряет свой обычный контроль над восприятием и действием, а приказы гипнотизера немедленно и бессознательно переходят в действие или галлюцинаторное восприятие.

Соперничающая школа в клинике Сальпетриер в Париже считала, что поскольку гипнотическое внушение может быть использовано для удаления истерических симптомов, то гипнотическое состояние должно быть полностью аномальным, присутствующим только у истерических пациентов. Гипноз и истерия рассматривались как свидетельство патологических нарушений в нервной системе.

Главой школы в Сальпетриере был Жан Мартен Шарко (I825-1893). У него в течение нескольких месяцев учился З.Фрейд. С приходом Фрейда изучение гипнотизма стало частью психологии бессознательного, поскольку Фрейд использовал гипноз в начале своей карьеры психотерапевта. Последующие исследования подтвердили правильность концепции школы в Нанси, но в наши дни истинная природа гипнотического состояния остается неясной.

Френология: первая Физиологическая психология. Австрийский врач Франц Йозеф Галль /I758-I828/ всерьез воспринимал идею, что мозг - это трон души. Идея не новая со времен Платона. Он полагал также, что мозг - это особый орган умственной активности, так же как желудок - орган пищеварения а легкие - орган дыхания. Таким образом, изучение природы человека следует начинать с тех функций мозга, которые дают толчок мысли и действию, а не с абстрактных интроспективных приемов.

Философским основанием работы Галля был французский эмпиризм, особенно сенсуализм Кондильяка. Он обратил внимание на то, что способности, выделенные философами: память, внимание, воображение - не могли объяснить индивидуальные различия и сложные психические явления. А люди, между тем, различаются интеллектуальными и моральными характеристиками. Галль писал, что следует выделить такие способности, которые по-разному представлены как у особей животных, так и человеческих индивидов.

Идеи Галля привели к конфликту между ним и эмпирическими философами. Кондильяк пытался вывести каждую способность из ощущения. Галль между тем, называя мозг органом разума, пришел к выводу, что каждая способность является врожденной, принадлежащей определенному отделу мозга. Подход Галля включает также сравнительную психологию.

Проводя тщательные анатомические исследования мозга и нервной системы, Галль пришел к выводу, что существующая техника слишком груба чтобы ответить на поставленные им вопросы. Кроме того, по моральным соображениям он не стал экспериментировать на умерщвляемых животных. Он избрал иной метод. Галль предположил, что хорошо развитые способности соответствуют хорошо развитым отделам мозга. В свою очередь это можно отметить как выпуклости на черепе. Хотя частная гипотеза Галля была новой, идея, что черты личности обнаруживаются в физи­ческом строении и лице, принадлежала еще античному миру.

Устанавливая корреляции между индивидуальным поведением и выпуклостями черепа, Галль составил длинный список способностей, включая такие, как деструктивностъ, дружба, язык. Каждая их этих способностей располагалась в определенном отделе мозга. Деструктивность, например, расположена сразу над ухом. Последователи Галля расширили этот список, включив среди прочих такую способность, как благоговение, существование которой должно было подтвердить существование Бога - объекта благоговения.

Итак, теория Галля была нативистской. Она сравнивала человека животных. Она была материалистической, хотя Галль сам боролся с этой тенденцией. Психология Галля была также бихевиоральной, а не интроспективной. Его система покоилась на наблюдении за поведением. Какой бы она не была, но психология Галля была первой объективной психологией, а не субъективной. Более того, в ней был функциональный подход, рассматривавший как разум и его орган - мозг приспосабливают человека или животное к требованиям повседневной жизни. Если философская психология касалась общих проблем, гносеологических, то психология Галля была психологией индивидуальных различий.

Концепция Галля указывала путь в двух направлениях: научном и оккультном. Научно она вдохновила экспериментаторов-физиологов изучать локализацию поведенческих функций. От этих людей система Галля более всего пострадала, ибо специфическая локализация оказа­лась ложной. Более того, предположение о размерах частей мозга и выраженности способностей оказалось беспочвенным. Вся система со временем была яростно отвергнута как псевдонаучная.

Другое направление, оккультное, выразилось в широкой популяризации идей Галля. Его ближайший сподвижник Йоханн Каспар Шпурцхайм (I776-I832), пустивший в обращение термин "френология", который Галль отказывался принять, популяризировал концепцию, превратив ее в общую оптимистическую философию жизни. В руках Шпурцхайма френология стала новой популярной психологией. Он предполагал реформировать образование, религию и пенологию (науку о тюрьмах, наказаниях). Миссионерская деятельность Шпурцхайма привела его в США, где почва для френологии была наиболее плодородной. И хотя он умер вскоре после своего приезда, его работа продолжалась английским френологом Джорджем Комбом. История френологии в США принадлежит к разделу о психологии адаптации и будет рассмотрена позднее.

Спиритуализм и психические исследования. Материалистическая доктрина была принята далеко не всеми. Особенно после того, как Хаксли объявил людей всего лишь хорошо развитыми обезьянами. Религия оказалась мертвой, надежда на бессмертную душу - уничтоженной. Поэтому, особенно но после 1859 года многие думающие люди, включая и известных ученых обратились к науке за подтверждением того, что человеческая жизнь это нечто большее, чем просто телесная или мозговая механика.

"Открытие того, что в человеке присутствует жизнь, не зависящая от крови и мозга, было бы кардинальным и важнейшим фактом во всей науке и всей философии"- так писал Фредерик Майерс (I843-I90I), ведущий исследователь парапсихических явлений XIX столетия. Майерс еще в детстве ужаснулся тому, что не будет жить вечно. Этот ужас усилился когда он наряду со многими современниками потерял религиозную веру в процессе получения образования.

Он встретился с философом Генри Сиджуиком, который вдохновил Майерса на проведение научных исследований, целью которых было подтверждение бессмертия. Сиджуик также потерял свою веру, но глубоко верил, что этика требовала индивидуального бессмертия для исправления зла на земле. Майерс собрал огромное количество данных. Вместе Сиджуиком он организовал Общество Психических Исследований. И в 1882 году их журнал опубликовал находки Майерса. Они были также опубли­кованы посмертно в двух томах в 1903 году.

Сборник необычных психологических явлений Майерса, называвшийся "Человеческая личность и ее возрождение после телесной смерти", завоевала уважение, например, такого психолога, как Уильям Джеймс, который даже был одно время президентом ОПИ. По названию книги можно было бы предположить, что это собрание историй о привидениях, но факты, собранные Майерсом - это полное представление об аномальной психологии от сновидений и истерии до посланий от духов. Подход Mайерса к проблеме - психологический. Он был первым английским автором, распространявшим ранние работы Фрейда об истерии. Истерические явления для Майерса имели особое значение, поскольку показывали власть чисто умственной активности над телесными проявлениями.

Майерса привлекло в работах Фрейда объяснение того, что истери­ческие симптомы выражают неосознанное стремление пациента не допустить их осознание. Подобно Фрейду Майерс сформулировал теорию бессознательного, которую он назвал сублиминированное селф (подпороговое Я). У Фрейда бессознательное сопряжено с унижением достоинства, оно открывает иррациональные, импульсивные пугающие глубины под рациональным дискурсивным мышлением. Концепция Майерса сублиминированного селф была, напротив, романтической, платонической, оптимистичной и прогрессивной. "Действительно, сублиминированное Я иррационально" - говорил Майерс - "но оно позволяет нам общаться с духовным миром, кото­рый преступает границы материального".

Существование сублиминированного Я демонстрирует по Майерсу, раздельность души и материи. Оно откры­ло перспективу не только материальной эволюции, в которой индивиду принадлежит короткая роль, но также оно открыло путь для духовной космической эволюции, в которой каждая душа вечно совершенствуется. Следует сказать, что хотя Майерс научно исследовал духовные явления и скептически относился к медиумам, его научная деятельность в дей­ствительности направлялась неоплатоническими и оккультными взгляда­ми на космос.

Психические исследования в кругах, близких к Хаксли были воспри­няты с насмешкой. Несмотря на эту враждебность, интеллектуалы из Общества Психических Исследований продолжали свою работу. К концу XIX века спиритизм (спиритуалистическая практика) на популярном уровне превратился в манию. Как только разоблачались одни медиумы, тотчас же им на смену приходили другие. Споры о подобных явлениях идут до сих пор. Иногда они касаются и конк­ретных имен, например, таких, как Ури Геллер. Парапсихологические исследования обсуждаются в научных журналах. В колледжах Западных университетов множатся специальные курсы и исследовательские программы. И все же упоминания о парапсихологии среди психологов заставляет их чувствовать себя неуютно, хотя существование этих явлений бесспорно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.