Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Екатеринбург 2002 4 страница




Именно анализ проблемы универсальных человеческих знаний привёл философов Х1У столетия к установлению жёстких рамок, ограничивающих человеческое знание. Первый шаг был предпринят Петром (Пьером) Абеляром (1079-1142). Он видел абсурдность метафизико-реалистического подхода. Если следуя реалистам, сказать: "Сократ - человек"- это значит связать две вещи: живого индивида Сократа и небесную Форму человека. Абеляр видел, что "человек" может рассматриваться как ярлык или как "концепция", кoторую мы прикладываем к определённому индивиду, "человек" - ментальная концепция, приложенная к Сократу, не отдельная вещь или трансцедентальная Форма. Для Абеляра "концепции" были чисто ментальными образами или ярлыками. Когда мы обсуждаем универсалии, мы обсуждаем эти ментальные сущности, а не вечные Формы. Таким обращом, взгляд Абеляра на универсалии был логическим и психологическим, а не метафизическим. Такая точка зрения называется концептуализм..Она предшествовала взглядам Оккама.

Уильям Оккам поставил целый ряд вопросов об основах человеческого знания. Если универсалии не отражают Божественные идеи, если они покоятся на знаниях индивидов, как же мы можем доказать, что наши знания истинны. До Оккама знание принималось как таковое. После него знание нужно было доказывать. Философам теперь приходилось показывать, как знание и суждение могут различаться без ссылок на Бога или Формы. Интересно, что скептицизм философов Х1У века поддерживался верой во всемогущество Бога. Христианские мыслители должны верить, что Бог всемогущ. Он может сделать всё, что не вступает в противоречие с самим собой. Таким образом, если вы смотрите на дерево, Бог может разрушить дерево, но поддерживать в вас опыт несуществующего объекта. Если это так, христианский мыслитель должен спросить, можем ли мы доверять своему восприятию, своему знанию.

Эта проблема вызвала массированную критику человеческого знания стороны философов Х1У столевия. Наиболее интересным из них был Николас Отрекор (р.1300), последователь Оккама. Подобно Оккаму, он не рассматривал психологию как метафизику, говоря, что существуют только акты понимания и воления, а не отдельые способности Понимания и Воли. Подобно атомистам до него и эмпиристам после него, Николас доказывал что всё, что мы знаем - это то, что нам говорят наши чувства. Поэтому знание основывается на опыте. И лучшее знание - это то, которое блзко к опыту. Поиски подтверждения истинности человеческого знания внешнего мира продолжаются до сих пор и являются коренной проблемой любой когнитивной психологии.

Средневековые основания современной науки. Наука начала замещать религию. Это явилось поворотным моментом в переходе от средневековья к новейшему времени. Начало этой тенденции называется " саентизм". Именно с него начинается научная революция, которая полностью переделала человеческие представления о себе и мире.

Такой переход быд весьма болезненным. 1277 году церковь обвинила группу мыслителей Парижского университета, возгалавляемую Сигером Брабантским (1235-1282). Они далеко отошли от христианских догм, заменив их Аристотелевским натурализмом. Позднее Сигер был убит фанатиком, а упоминявшийся уже Николас Атрекор вынужден был сам сжечь свои книги.

Результатом работ Оккама был резко возросший интерес к науке. Этот интерес был подготовлен работами Роберта Гроссетеста /II68-I253/ и Рождера Бэкона /I2I4-I292/. Оба они подобно Уильяму Оккаму были английскими францисканцами. Тот и другой проводили эксперименты по оптике в соотвтетствии со своей платоновско-августинианской верой в первичность света среди других элементов. Оба подчёркивали роль математики в понимании природы. Это убеждение было наиболее важным, посколы математизация была пробным камнем науки со времён Галилея и до Hьютона и Эйнштейна. Эмманиул Кант вынужден был отрицать научный статус психологии частично из-за того, что он был убеждён в невозможности изучения ума математическими методами.

Роджер Бэкон осмеивал тех, кто больше доверял авторитетам, чем опыту. Он благоговел перед средневековой ремесленной традицией потому, что технология и ремесло - эмпирические и практические занятия. Их значение ощутимо: оно видно по результатам работы в отличие от схоластической философии. Эмпиризм, соединенный с приверженностью математике, у Бэкона предварили ньютоновское будущее, в котором Вселенная описывалась как божественно созданная машина. В ХУШ веке механистический взгляд был применён к человеку и наконец воплотился в бихевиористских и информационных теориях поведения.

Бэкон "также практиковался в алхимии. Хотя алхимия часто описывается как наивный и часто глупый поиск способа получить золото, алхимики были единственными последовательными экспериментаторами до Галилея(1564-1642). Алхимия была донаучной химией. Если она и должна вызывать критику, то главным образом за отсутствие основательной теоретической структуры.

И Гроссетеста и Бэкона объединяет число средневековое стремление гармонизировать веру и науку. Их исследования выросли из ререлигиозной веры. Их оптика, например, появилась из метафизико-религиозных суждений о природе света. После Оккама, однако, средневековые ученые стали менее серьёзно относиться к религиозным требованиям.

Новые взгляды проникли в работы Жана Буридана (1300-1358) и Николаса Орезмского (I320-I382), величайших клерикальных физиков XIY столетия. Оба они работали над проблемой движения и Орезм почти сформулировал закон инерции. Они поколебали авторитет Аристотеля и проложили дорогу Галилею. Они дакже доказывали, что Земля вращается и отвергали геоцентрическую концепцию. Они верили в силу математики и возможность механического понинания Вселенной.

Потребовалось почти двести лит, прежде, чем работы Буридана и Орезма принесли плоды. Эмпиризм после Оккама был противоречив, потому, что хотя Оккам и доказывал, что общее знание произрастает из частного опыта, в течение Х1У века учёные не прикладывали свои физические теории к экспериментальным данным. Они предпочитали доказательства в рамках обыденного опыта. Другими словами, они были слишком эмпириками, чтобы делать хорошую науку, тем более, что oни старались раскрыть все стороны мира, взвалив на себя невозможное, Галилей, напротив, подвергал экспериментальному исследованию наиболее сложные явления. Он видел в отличие от эмпириков ХТУ века, что наука строится на избирательном идеализированном, а не на всеохватывающем обращении к опыту.

Возрождение и Реформация

Понятие "средневековье" было изобретено Возрождением. Мыслители Возрождения разделили мировую историю на три периода: классический Греко-Римский, который рассматривался как Золотой Век философии и искусства, Средние Века - невежества и суеверия (Тёмные Века) и третий период - их собственная эра - Возродление, новейший период, который резко разрывал связи с прошлым. Это суждение было подтверждено швейцарским историком Якобом Буркхардтом (1818-1897), который определил Возрождение как особый творческий период, критический для образования современного общества.

В современной трактовке течение Средних Веков выглядит не таким диким. Очевидно, что Европейское общество о новлялось еще в I тысячелетии н.э. Однако, работы таких мастеров, как Микельанджело, Леонародо да Винчи, Мишель де Монтень, Шекспир разительно отличаются от того, было создано во времена Средневековья. Например, мы понимаел Шекспира значительно легче, чем средневековые мистерии.

Традиционно началом Возрождения считается 1453 год, когда пал Константинополь и грекоговорящие учёные хлынули на Запад, который знал только латынь. Однако было бы более точным считать началом Возрождения примерно 1300 год в Италии. Первым человеком Возрождения был Петрарка (I304-I374), известный в наше время как поэт, он также отмечен достижениями в образовании, науке и истории. Возрождение достигло своей вершины в Италии примерно в 1500 г., когда оно стало распространяться на Северную Европу. Хотя Возрождение является на началом новейшей истории, его мировоззрение сходно со средневековым. Это мировоззрение было ослаблено в периид Реформации и разрушено Научной Революцией ок. 1600 г.

Возрождение почти ничего не принесло философии. Между Оккамом (род.1349) и Декартом (род.1596) не было первоклассных философов. Важнейшие достижения были в искусстве и политике и принадлежали таким людям, как Шекспир, Леонардо да Винчи и Маккиавелли.

Наиболее характерным для Возрождения било широкое изменение ценностей, обычно называемое гуманизмом. "Гуманизм" - это слово, которое слишком часто употребляется в XX столетии. Сегодня любой от Роджерса до Скиннера называется гуманистом. Если всякий называется гуманистом, то, как правило, ни один им не является. Было бы лучше определить гуманизм в современром контексте как возвышение значимости жизни как явления.

Во всех сферах мышление стало более человекоцентрическим и менее Богоцентрическим, притом, что религия никогда не отвергалась и в ХУ1 столетии Реформация преобладала во всём.

Этот процесс начался тихо, с постоянно возрастающего обращения к классике, начатого Петраркой. Исходно гуманизм означал возрождение классической мысли, её приложение к современным человеческим проблемам. Учёный человек Возрождения пытался понять мысли каждого классического автора сами по себе в их собственном историческом контексте. Во время Возрождения стало происходить то, чего не было со времён софистов - понимание того, что истина многолика. Средневековые философы придерживались одной истины, известной Богу, которую и должен искать человек. Хотя они и прибегали к классике, средневековые философы не хотели понимать Платона или Аристотеля как индивидуальных мыслителей. Они хотели найти Божественную истину в античных работах. Точность текста не соблюдалась потому, что не имели значения слова оригинала или более позднего комментатора, если в рукописи можно было найти Слово Божье.

Гуманисты Возрождения искали человеческую истину, а не Божественную. Они пытались спорить с античными учёными, которым они писали письма. Хотя гуманисты верили в Бога и в Истину, они верили также что истину можно рассматривать со многих точек зрения. Во время Реформации северный гуманист Дезидериус Эразмус (I466-1536) придерживался этой точки зрения, несмотря на фанатизм как протестантов, так и католиков. Он не относил себя ни к одному из этих двух лагерей, несмотря на свою личную сипатию к Лютеру, и оказался в конце концов преследуемым обеими сторонаии.

Высшее образование стало открытым, а не только клерикальным. Даже религиозные движения иногда возглавлялись мирянами. Анабаптизм радикальное протестантское движение началось в Германии и возглавлял его ткач.

Казалось бы всё способствовало расширению психологических исследований, но их не было. Деятели Возрождения пытались отыскать место человека в природе и отнюдь не стремились изучить его. Даже наиболее научно ориентированный философ Возрождения, сэр Фрэнсис Бэкон простото усовершенствовал медицинскую психологиго Средних Веков.

Следует отметить три взаимосвязанных предвестника последующих веков. Наиболее связанной с психологией является идея физиологического механизма - тенденция рассматривать тело как машину. Мы отчетливо видим это у Леонардо да Винчи, изучавшего анатомию животных и человека. Возрождение было также временем возобновления медицинских исследований и вскрытий. По мере развития физиологических знаний в последующие годы, механистическая тенденция нарастала, пока не была распространена на мозг, а затем и на человеческое мышление.

Второй перспективной линией развития было то, что получило название натурфилософии Возрождения. Натурфилософы возродили греческую традицию размышлений о Вселенной. Они не были учёными, но они испытывали влияние с® стороны науки, особенно со стороны Коперника, но также как и со стороны магии и алхимической традиции. Величайшим из них был Джордано Бруно (I548-I600). Он доказывал существование множества солнечных систем кроме нашей, и то, что на них может быть жизнь. Эти натуралистические рассуждения привели Бруно на костёр. Эти люди - переходные фигуры. Они относятсч к Средневековью потому, что занимались чистым рассуждением, но они прокладывали путь научной революции своим интересом к природе, а не к Богу.

В работах сэра Френсиса Бэкона (I56I-I626) мы находим третий путь из Возрождения в современный мир - начало эмпирической науки. Характерно, что Бэкон умер от пневмонии, полученной когда он замораживал цыпленка, изучая воздействие холода на сохранность плоти. Он верил что философия должна изучать природу натуралистическими механистическими методами. Он был первым, кто отрицал приемлемость аристотелевского высшего смысла. Он верил, что научные исследования должны быть полностью индуктивными, что следует внимательно собирать факты, не руководствуясь какой-либо гипотезой, до тех пор, пока не появляется возможность некого простого обобщения. Хотя наука идет не совсем по этому пути, как показал Галилей. Бэкон сформулировал заново основной тезис, на коем покоится наука: превосходство опыта и разума над верой и догмой. Бэкон умер за это убеждение.

Реформация официально началась в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил свои 99 тезисов к двери Виттенбергского кафедрального собор и бросил вызов католической иерархии. Религиозная смута уже носилась в воздухе, близились и другие восстания, многие из них социальные и более решительные, чем Лютера.

Реформация поставила Августина против Аквинаса. Лютер хотел личной интроспективной религии, Августинианской, где малое значение придаётся ритуалу, священничеству и иерархии. Католическая религия сделала философию Аквинаса официальной католической догмой, обязатель ной для верующих.

Реформация разделила Европу на два враждующих лагеря и подстегнула нетерпимость. Кровавые войны велись в бесплодной попытке уничтожить протестантов, которые воевали весьма успешно. Обе стороны верили, что всякий, кто не поддерживает их всем сердцем, должен быть против них, и в жертву приносилась бесстрастная мысль. Философы оказа лись на нинейной земле, и в ХУЛ столетии в ереси в обвинялись Декарт и Спиноза. Реформаторский всплеск Богоцентризма подрывал гуманизм.

Конец Возрождения. Несмотря на расцвет творчества, Возрождение было временем огромных социальных потрясений, страданий, тревог и суеверий. Столетняя война, затем Тридцатилетняя война принесли раз­рушения большей части Франции и Германии. Наёмные армии попеременно воевали друг с другом и разоряли деревни, когда им задерживали плату. Повальный голод начался в Х1У столетии и многократно повторялся. Сифилис, завезённый Колумбом из Америки, свирепствовал в Европе. Церковь была продажной, феодальный порядок разваливался.

Повседневная яизнь отражала тревогу, порождённую стрессом. Европа была одержима смертью. Пикники устраивались под трупами повешенных. Родилось изображение Улыбающегося Косаря. Шли поиски виновных Толпы преследовали еврееев и ведьм. В то время, как гуманизм прославлялся гуманистами, смерть и страдания достигали невероятного масштаба. Тёмные стороны человеческой натуры были видны повсюду. Интеллектуалы практиковались в искусстве магии и оккультизме.

Конец XYI столетия был временем сомнений и скептицизма. Сомнения в человечестве драматически выражены у Вильяма Шекспира (I564-1616). Рядом с восторженным воспеванием человека у него соседствует презрение к человечеству и к жизни перед лицом смерти, утверждение абсурдности жизни, которое привело бы в восторг экзистенциалиста XX века. Драматический гений Шекспира видел как положительные стороны человечества, подчёркнутые гутнистами, так и отрицательные, очевидные для истории.

Мишель де Монтень (I533-1592). То, что он писал, аущественно контрастировало с суждениями более ранних гуманистов. Из всех тварей человек - "наиболее жалкая и хрупкая и к тому же самая надменная и пре зрительная." Гуманисты сделали человека венцом творения с неповторимым богоподобным интеллектом. Монтень отрицает уникальность человечества. Люди - это не повелители мира, они часть его. Они не высшие животные - они такие же, как и все остальные. Животные, подобно людям обладают знаниями. Монтень открыто осуждает разум как слабую опору знания и ратует за опыт, но затем он показывает насколько обманчивы и недостоверны ощущения. Монтень низвергает человечество с пъедестала, на который его вознесли мыслители Возрождения. Этот взгляд продолжал развиваться в работах Фрейда, Дарвина и Скиннера.

 

Глава 4. Механизация картины мира (I600-1700)

Два столетия после 1600 года были буквально революционными. Период начался с научной революции ХYII столетия и закончился политическими революциями в колониальной Америке и монархической Франции. Научные и философские революции заложили основу для политических. Говоря историческим языком, эти столетия были свидетелями кристалли­зации современного Западного мира. Возникающие национальные госу­дарства Возрождения начали объединяться тиранами, более или менее просвещенными, такими, как Людовик Х1У (1638-1715) во Франции, Петр Великий (1672-1725) в России или Фридрих Великий (I7I2-I786) в Пруссии. Идеология свободы и револю­ции - составляющая часть современной политики впервые была провозглашена философами Просвещения. Современная экономика промышлености и капитализм родились в период индустриальной революции в конце ХУ века в Англии.

Одна общая тенденция, имеющая огромное значение для психологии, может быть выведена из этих перемен. Для мыслителя Возрождения и Средневековья мир был загадочным местом, построенным ввиде грандиозной иерархии, от Бога до человека и материального мира, где каждое событие имело особое значение. Мир был полностью духовным. В ХУЛ веке этот взгляд подвергся нападкам и был замещён другим - нучным, математическим и механистическим. Учёные-естественники демонстрировали механистическую природу небесных и земных явлений, а затем и тел животных. Наконец, механистический подход был распространен на самого человека. Таким образом, изучение Человечества от политики до психологии могло стать объектом научного метода, и законы природы могли быть обнаружены в человеческом уме, также как и в Небесах.

К 1800 году и Вселенная и Человечество рассматривались большиством учёных как механическисубъекты, подчиняющиеся естественным законам. Постепенно исчез старый взгляд, в соответствии с которым отношение мира к человеку являло собой образец символов, имеющих мистическое значение.

Научная революция сыграла огромную роль в истории Запада, хотя психология не была частью этой революции. Традиционно история науки о описываетея как неуклонное поступательное движение к современной науке. При этом материалистически настрюенные ученые отвергают предрассудки и алхимию ради математики и эксперимента. Однако, эта удобная история более непригодна. Например, Ньютон вовсе не отвергал алхимию и посвящал ей гораздо больше времени, чем физике. Некоторые отцы католической церкви видели в механике свидетельство Бога - создателя совершенной мировой машины. На Галилея, жак же как и на Ньютона сильно влиял неоплатонизм Возрождения и многие его научные идеи тяготели средневековой философии. Френсис Бэкон может расаматриватьея как условная фигура, предсталяющия противоречия формирования современной науки. Это один из величайших ученых, отказавшийся от схоластики, Аристотеля, мистического неоплатонизма и других авторитетов. Он принадлежит новейшей науке благодаря тому, что обратился к наблюдению и прикладной науке. Однако, он же был иногда весьма консервативен. Он не принял гелиоцентрическую систему Коперника потому, что она была слишком гипотетична и математизирована. Также он отвергал физику Галилея, поскольку тот изучал движение, ограничив себя несколькими математическими переменными. Подобно Аристотелю и средневековым учёным, Бэкон, не варил математике и пытался объяснить все стороны явления. Его убеждения в полезности науки исходят из практических целей алхимии - превраще­ния свинца в золото. Кроме того, Бэкон, вообще говоря, был вне научной революции. Единственные науки, которые претерпели изменения в ХУЛ веке были классические, уже математизированные науки - астрономия и физика, которыми Бэкон не интересовался. Вместо этого он обращался к химии, которая не была математизирована до XIX столетия.

Научная революция началась в 1453 году с публикации Николаем Коперником его гелиоцентрической системы. Наконец, в 1687 году были опубликованы Ньютоновы "Принципы математики". В 17 веке выделились два подхода к знанию, которые затем сыграли важную роль в развитии психологии: должна ли наука быть чистой и абстрактной или прикладной и полезной. Первое направление позднее было поддержано Вундтом и Титченером в психологии. Второе направление следовало бэконовновской традиции и к ХУШ столетию утвердилосв в Англии и Америке в виде антиинтеллектуализма. В психологии эту традицию поддерживал Уильям Джеймс.

Во время научной революции была оживлена старая атомистическая идея. Некоторые чувственные свойства объектов измеримы: их количество, вес, размеры, движение. Другие не поддаются измерению: цвет, состав, запах, вкус, звук. Измеряющая, математизированная наука (по Галилею и Ньютону) имеет дело только с первичными свойствами, которые являются свойствами самих атомов. Эти объективные свойства противостоят субъективным, вторичным свойствам, которые существуют только в человеческом восприятии и являются субъективным результатом воздействия атомов на наши органы чувств. Нарпимер, цвет - это вторичное свойство, поскольку при полной цветовой слепоте люди видят только серый цвет.

Психология была основана как наука о сознании и поэтому включала в себя чувственные свойства. Когда бихевиористы восстали против интроспективной психологии, в начале ХХ века они опирались в основном на физику, решив, что предметом психологии является поведение - движение организма в пространстве. Поведение как движение - это первичное объективное свойство. Такие первичные свойства для бихевиористов, следовавших за Ньютоном и Галилеем, были единственными научными данными. Субъективнось вначале была удалена из физики в ХУЛ столетии, а затем из психологии в XX веке.

Перестройка философии. Декарт (1596-1650) был человеком Возрождения: солдатом, учителем, учёным, математиком, философом, теоретичским психологом. В трёх областях его влияние было глубоким и пpoдoлжительным: в переосмыслении рационализма, механистической концепции мира и в дуалистической концепции человека.

Будучи на службе Германского Императора, Декарт провел один день в жарко натопленной комнате и сформулировал основные принципы своей философии. Отбросив античность и обратившись к скептикам, он все подверг сомнению, пока не нашел нечто настолько очевидное, что оно не могло быть подвергнуто сомнению. Декарт обнаружил, что он может сомневаться в существовании Бога, в надёжности своих чувств, в су­ществовании своего тела. Но в одном он не мог сомневаться - в существовании себя как думающего существа. Сомнение - это акт мысли, Декарт выразил это знаменитым: "Когито, эрго сум". Из своего собственного существования Декарт вывел существование Бога, затем и существование мира и своего собственного тела и общую точность восприя.

Во-первых, Декарт твердо верил, что верный метод рассуждений позволяет познать и доказать истину. Поиск истины выглядел следующим образом: познание разумом интуитивно очевидных истин и дедукция из низ других истин. Этот метод противостоял Бэконовскому методу индукции. Вера Декарта в разум имела продолжительные и революционные послед­ствия. Следует отметить, что возвышая разум, Декарт не отбрасывал ощущения. Частью его метода был сбор наблюдений. Он попросту настаивал, что факты значат мало до тех пор, пока не приводятся в поря­док разумом и затем уже может быть найдена общая истина.

Декарт был не единственным, кто доказывал своё существование через умственную активность. Св. Августин говорил: "Если я обманут, я существую. Парменид: "Думать и быть - одно и то же." Декарт, таким образом, находился в русле интроспективной рационалистической традиции. После Декарта философия стала психологизироваться, изучая ум при помощи интроспекции, до тех пор, пока в XIX столетии психология не стала наукой, изучающей сознание через интроспекцию. Философия более не пыталась сделать выжимки из античных текстов. Вместо этого философы начали анализировать ум или опыт, или волю - так, как они их понимали. Это было ещё связано и с тем, что философы новейшего времени в большинстве своем не были академическими учёными. Декарт, например, добывал средства на жизнь военным делом. Более того, философы пренебрегали латынью и пользовались своими родными языками. Они обращались к более широкой аудитории, включавшей всех грамотных людей. Философия и наука постепенно уходили из-под контроля церкви.

Картезианскую философию отличал нативизм. Для Декарта Формы заменялись ясными и отчетливыми идеями, истинность которых была очевид­ной. Более того, эти идеи приходили не от чувств, а от определённых "зародышей истины", которые естественно существуют в наших душах. Таким образом, первичные истины являются врожденными. Декарт считал что идея Бога является врожденной, но у детей она ещё не проявляется. Декарт проводил аналогию с определенными наследвтсенными болезнями. Они не очевидны при рождении, но проявляются со временем. Врождённо­сть идей проявляется и в определённом образе мышления. Например, если мы знаем, что А=В, а Б=С, тогда Д=С. Нам это не дано узнать в опыте, стало быть, это является врожденным. Это прирожденный способ мвышления. Наш ум от природы устроен так, чтобы постигать вещи опреде­ленными способами. Эта разновидность нативизма получит развитие у Эммануила Канта.

Ещё в начале своего образования Декарт оказался под большим влиянием математики и его мировоззрение стало математическим. Он считал мир, всю материальную вселенную одной сложной машиной, пoдчиняющeйcя математическим законам, доступным уму. В материальном мире не было ничего, кроме материи. Там не было цветов, вкуса, ангелов, демонов. Бог создал совершенную машину и запустил её. Человеческий разум мо­жет понять природные законы, использовать их с выгодой, но они постоянны и безжалостны. Кроме материального мира, который включает тело, существует субъективный мир сознания и ума. Возможно, этот второй мир - духовный, поскольку Бог и душа тоже не материальны.

Декарт провозгласил дуализм ума и тела, рассматривая их как от­дельные сущности. Эти две сущности взаимодействуют. Ум получет ин­формацию о материальном мире через чувства. Желания тела переживают­ся сознанием, в то время, как ум может направлять действия тела. Психология Двкарта была спекулятивной и несовместимой с уже име:шимися знаниями о нервной с«а?в?еме. Важным в его взгляеде является передача теду многих способностей, прежде приписываемых душе. Подо но средневековым уйёным психологам Декарт писал о памяти, воображении и здравом смысле. Однако Декарт относил такие способности к те­лу, поскольку являясь умственной деятельностью, они могут быть объ­яснены как телесная деятельность.

Декарт также предложия возможность сопоставления ума животных м человека. Он рассматривал животных лишь как механические автоматы, у которых отсутствует познающая себя душа и уникальный человеческий язык. Человеческие существа, даже самые неразвитые, обладают твор­ческим языком, способным выражать мысли. Животные, напротив, в луч­шем случае обладают лишь голосовыми сигналами, которые выражают простые телесные состояния, такие, как страх. В 50-х годах XX века язык стал особой проблемой психологии и среди лингвистов могут найтись те, кто вслед за Декартом рассматривает язык как врождённую, исклю­чительно человеческую способность.

Декарт - это парадоксальная фигура. В своём противопоставлении разума восприятию, внутренних идей - опыту, абсолютной истины - ре­лятивизму он является рационалистом. Однако по своим механистическим взглядам на мир и человеческое тело его психология окончательно поддерживает эмпиризи и бихевиоризм.

Джон Локк (1632-1704) был другом Исаака Ньютона и Роберта Бойля в чьей лаборатории он сотрудничал. Он был членом Королевского обще­ства, советником и учителем титулованых политиков, а иногда практи­ковал как врач. В философию он вошёл как практик. В отличие от рационалиста Декарта, он хотел понять как в действительности работает человеческий ум, источники его идей и пределы человеческих знаний.

Локк утверждал эмпирический принцип, что знание происходит только из опыта. Он сравнивает ум с чистой доской, на которой опыт пишет идеи. Тем не менее, он не был радикальным эмпириком. Начать с того, что опыт бывает двух видов: ощущение внешних объектов и отражение работы ума. Таким образом, мы можем иметь сведения как о внешнем мире, так и о нашем внутреннем, умственном мире. Прямое знание об уме возможно через интроспекцию. Более того, Локк не говорит, что действия ума приобретаются через опыт. Способности мышления, памяти, восприятия - все являются внутренними, такими же как у Декарта.

Хорошо известно, что Докк нападал на "внутренние идеи", только он не нападал на Декарта, как это часто считается. Локк противосто­ял большому числу английских авторов, которые верили во врождённые моральные принципы, видя в них основу христианской норали. Поэтому они говорили, что Божественный закон вживлен в душу, и поэтому мы должны верить. Любой неверующий, таким образом, является моральным уродом. А сам Локк осуждался как опасный атеист за отрицание врожденных иоральных истин. Он противился этому, поскольку верил, что идея врожденных моральных и метафизических истин является основой догматизма, который в его время насаждался в школах и высших учебных заведе­ниях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.