КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Екатеринбург 2002 13 страница
Прагматизм. В 1871-2 гг. группа молодых выпускников Гарварда, принадлежавших к сливкам общества Бостона, встретилась в "Метафизическом клубе" для обсуждения философии века Дарвина. Среди членов клуба были: Ченси Райт (1830-1875), Чарльз С.Пирс (I839-I9I4) и Уильям Джеймс (I842-I9IO). Райт сформулировал первую стимул-реактивную теорию поведения, Пирс провел первые психологические опыты в Новом Свете, Джеймс заложил основания американской психологии книгой "Принципы психологии" /I890/. Вскоре "Метафизический клуб" создал собственно американскую философию - прагматизм; гибрид Бейна, Дарвина и Канта. Клуб отверг шотландскую философию и провозгласил новую натуралистическую теорию психики. У Бейна они позаимствовали идею, что убеждения - это предпосылки поведения. По Бейну - убеждения - это то, что человек готов сделать. У Дарвина они по примеру многих интеллектуалов того времени они научились рассматривать ум как часть природы, а не как Божественный подарок. Более того, они рассматривали выживание наиболее приспособленного как модель понимания ума. Райт объединил определение Бейна с дарвиновской теорией естественного отбора, что убеждения выживают также как и виды. По мере взросления убеждения конкурируют, адекватные сохраняются. Это основная идея индивидуального подхода в психологии адаптации. Если мы заменим "убеждения" на "поведение" - это будет центральный тезис Скиннера, радикального бихевиориста. Райт так же пытался показать, как сознание возникает из сенсомоторных привычек. Привычка, утверждал Райт - есть отношение между классом стимулов и определенными реакциями или реакцией. Познание, при котором необходимо соединить стимулы и реакцию, включая припоминание и прошлый опыт рудиментарно. Самосознание появляется когда человек осознает связь между стимулом и реакцией. Чарльз Пирс объединил выводы Метафизического клуба и изобрел прагматизм. Кант искал основание конкретного знания, тем не менее, он признавал, что люди действуют не под влиянием конкретных убеждений. Например, врач не может быть абсолютно уверен в диагнозе, но должен верить, что диагноз правилен. Кант называл это прагматическими убеждениями. Результатом заседаний Метафизического клуба был вывод, что убеждения никогда не могут быть конкретными. Лучшее, на что люди могут надеяться, это то, что их убеждения приведут к успешному действию. Естественный отбор укрепляет конкретные убеждения и ослабляет другие. Дарвин показал, что виды не остаются неизменными. Метазический клуб заключил, что истина, вопреки Канту, также не может быть неизменной. Всё, что осталось эпистемологии - это прагматические убеждения Канта, которые Пирс назвал "прагматическая максима". В 1878 г. Пирс опубликовал работу "Как очистить наши идеи". Он писал: "Единственная функция мысли - производить привычки действия, а то, что мы называем убеждениями - это правила действия или привычка. Суть привычки - это закрепление привычки. Различные убеждения отличаются разными моделями действия, которое они вызывают. Привычки имеют практическое значение, если в них есть смысл. Подлинность привычки зависит от того, как она приводит нас к действию, как мы приходим к тому, что осязаемо и очевидно связано с практикой, как источником любого реального отличия мысли. Не существует иных столь заметных различий, как различия в практике". Правило, для того чтобы прояснить идеи следующее: найдите, что может имеет практическое значение и мы получим объект наших намерений. Итак, наше представление о результате - это в целом наше понимание объекта. Или, как сжато выразился Пирс в 1905 году: "Суть убеждения лежит исключительно в осмысленном поведении и образе жизни". Позднее, когда Уильям Джеймс добавила убеждениям эмоциональные и этические элементы, Пирс будучи убежденным физиком, не пошел дальше. В психологии прагматизм означает отчетливое провозглашение психологии адаптации. Он берет дарвиновское понимание эволюции видов как модель для понимания индивидуального научения. Прагматическая максима также предвосхищает поворот к бихевиоризму в американской психологии, потому, что утверждает, что убеждения всегда (если они имеют смысл) выражаются в поведении, а рефлексия ради самой себя - это чушь. Пирс, не будучи психологом, задал направление развитию психологии в США. Он познакомился с работами Вундта в 1862 г. А в 1877 опубликовал "Психофизическое изучение света", первую экспериментальную работу в Америке. Его студент, Джозеф Джастpoy стал одним из ведущих американских психологов первой половины XX века и президентом Американской Психологической Ассоциации. В 1887 г. Пирс задал центральный вопрос современной когнитивной науки: "Может ли машина думать как человек?" Несмотря на все это, его влияние оставалось ограниченным. У него был трудный характер. Не смотря на помощь Уильяма Джеймса, он никогда не мог занять твердого положения в Гарварде и всю жизнь страдал от безденежья. Он писал невнятно, и большинство его работ не были опубликованы при жизни. Влияние прагматизма на философию и психологию пришло через его друга Уильяма Джеймса. Джеймс начал работать над собственной версией прагматизма в 1870 годах. В 1890 г. он выпустил книгу "Принципы психологии", которая явилась водоразделом в американской психологии. В ней Джеймс начал разрабатывать свою прагматическую философию. Джеймс говорил своим читателям: "Психология - это наука об умственной жизни". Ее главный метод - это простая интроспекция, сопровождающаяся германским экспериментализмом и сравнительными исследованиями людей, животных и дикарей". Джеймс отрицал сенсуалистский атомизм. Он говорил: "Сознание не крошится на кусочки. Такие слова, как "цепь" или "поезд" также не подходят к его описанию. Оно течет "Река" или "поток" - это метафора, которая наиболее естественно его описывает. Лучше назвать его потоком мысли, сознания или частной жизни". В духе Дарвина Джеймс считал, что содержание сознания менее важно, чем его действие, его функция. Главная функция сознания - выбор: "оно всегда более заинтересовано одной частью своего объекта и приветствует и отрицает или выбирает, оно мыслит. Сознание создает цели организма и служит им. Первая из них - это выживание через приспособление к среде. Для Джеймса адаптация не пассивна. Сознание выбирает, стремясь всегда к какой-то цели. Нескончаемый поток выборов действует на восприятие и поведение. Хотя Джеймс и говорил, что психология - это наука умственной жизни, по его глубокому убеждению от состояния мозга зависит и умственная деятельность. Он с восторгом принимал идею Хартли о том, что законы ассоциации - это законы мозга. Это, по-видимому, привело Джеймса к противоречию: мозговая машина должна была делать выбор. Для Джеймса эволюционный натурализм требует осознанности. Тупая машина не знает в каком направлении двигаться. Джеймс доказывал, что сознание повышает эффективность церебрального механизма, загружая его. "Сознание превращает выживание из простой гипотезы в императив. Выживание состоится, и поэтому органы должны работать. Сознание осуществляет борьбу за цель. Ассоциация может зависеть от церебральных законов, но наша воля может посредством усилия и подкрепления направлять цепочки ассоциаций, чтобы они служили нашим интересам. И все это служит требованиям свободной воли, поскольку направляя ассоциацию, она направляет мышление, а стало быть и действие",- писал Джеймс. Хотя Джеймс и провозгласил действенность сознания и воли, основной доктриной его и американских психологов в течение 30 лет была моторная теория сознания. Моторную теорию иллюстрирует знаменитая теория эмоций Джеймса и теория Джеймса-Ланге. Покажем на примере. Я встречаю в лесу медведя, пугаюсь и как следствие этого - убегаю. Согласно моторной теории сознания, я вижу медведя, начинаю убегать и, понимая, что я убегаю - пугаюсь. В общих чертах Джеймс говорил что психические состояния действуют на телесные проявления двояко. Во-первых, если нет какого-либо препятствия, мысль о действии автоматически приводит к его исполнению. Во-вторых, психические состояния вызывают телесные изменения, включающие скрытые моторные реакции: частоту пульса, выделение гормонов, возможно иные, более скрытые процессы. Исходя из этого, Джеймс доказывал, что никакое психическое действие не происходит, не сопровождаясь при этом телесными изменениями. Содержание сознание, таким образом, определяется не только ощущениями, приходящими извне, но и кинестетическим подкреплением, как мы сейчас говорим, в результате моторной активности тела. Наша психика должна принимать во внимание не только условия, предшествующие психическим состояниям, но и последствия. Весь нейронный механизм - это лишь машина для превращения стимулов в реакции, а интеллектуальную часть нашей жизни в центральную часть машинных операций. Джеймс оказался пойманным той же дилеммой, которую переживали Дидро и другие философы. Между чувством свободы, идущим от сердца, и провозглашаемым интеллектом, научным детерминизмом. Стремление к свободной воле у Джеймса было связано с личными обстоятельствами. Еще в молодости он преодолел тяжелейшую депрессию, буквально заставив себя жить, и страдал от депрессии всю свою жизнь. Вследствие этого он сделал волю центром своей философии. Придя к идее церебрализма, он был вынужден принять детерминизм как единственное научно приемлемое объяснение поведения. Он стойко противостоял взглядам, отрицающим механистические концепции человеческого поведения и в то же время провозглашал, что сознание обеспечивает выживание и управляет телом. После написания "Принципов", Джеймс покинул психологию и обратился к философии, разработав свою собственную ветвь в прагматизме. В ней он попытался разрешить борьбу между умом и сердцем, поста вив чувство на одну доску с познанием. Тем не менее, конфликт сохранился и влияние "Принципов" на психологию было таково, что они увели ее от сознания к поведению, от понимания Джеймсом психологии как науки умственной жизни. В США экспериментальная психология была названа "новой", чтобы отделиться от прежней психологии здравого смысла. В 1875 г. Уильям Джеймс основал неформальную психологическую лабораторию в Гарварде на факультете естественной истории для восстановления "отношений между физиологией и психологией. В 1887 г. она предложил курс, названный "Психология" на философском факультете и в 1885 г. основал первую официальную психологическую лабораторию в Америке. В Принстоне в 80-х годах стали преподавать психологию Вундта студентам. В 1878 Г.Стенли Холл, студент Джеймса и подлинный психолог получил степень доктора философии В университете Джона Хопкинса он также основал новую психологическую лабораторию. Психология Холла была типично американской, эклектической, включая экспериментальное изучение высших психических процессов, антропологию, аномальную психологию. Холл также принялся за психологию развития и ввел термин "подростничество". Он также является основателем Американского журнала психологии" (I887) и Американской психологической Ассоциации (I892). Одним из студентов Холла был Джеймс МакКин Кеттелл (I860-I944), который, пройдя обучение у Вундта, вернулся в США и основал психологические лаборатории в университете Пенсильвании и в Колумбийском университете. Историки обычно указывают, что американцы, хотя и получили методы экспериментальной психологии от Вундта, их идеи имеют иное происхождение. Например, когда Кеттелл, учась в Лейпциге, занялся изучением индивидуальных различий, Вундт назвал затею "чисто американской". После Лейпцига Кеттелл учился у Френсиса Гальтона. Источником же американского вдохновения в психологических исследованиях является шотландская психология. Их психология способностей, подобно аристотелевской, была психологией функций и хорошо сочеталась с новейшей дарвиновской биологией. Характерным для американской психологии было также прикладное использование психологических исследований на пользу индивиду, и обществу. К I892 году психология в Америке была на подъеме. В Европе научная психология медленно продвигалась вперед даже в Германии, в то время, как в США было уже 14 лабораторий, половина из них основывалась независимо от философии или других дисциплин. Психология в Америке не была традиционной психологией сознания. Изучение поведения стало всепоглощающим. Сутью психологии адаптации была идея, что психика имеет значение для эволюции, потому, что приводит к успешным действиям и к адаптации. Джеймс говорил: "Если мысль не приводит к активным мерам, она не выполняет свою основную функций и может считаться либо патологической, либо бесплодной. Поток жизни, который втекает в наши глаза и уши, должен вытекать из наших рук, ног и губ. Восприятие и мышление существуют только ради поведения". Психология адаптации от Спенсера до Джеймса оставалась тем не менее наукой о психической жизни, а не наукой о поведении. Хотя сознание и было связано с поведением, оно рассматривалось как промежуточная станция между стимулом и реакцией, оно заставляло тело поступать адаптивно. Под основным потоком ментализма обнаруживалась тенденция к изучению поведения, а не сознания, и со временем, эта тенденция превратилась в мощный поток, смывший науку об умственной жизни.
Глава 10. От изучения сознания к изучению поведения (I892-I9I2)
Традиционно развитие психологии описывается как переход от ментализма к бихевиоризму. Однако, термин "бихевиоризм" оказывается бесполезным как философская категория и как историческая сущность. В то же время всегда признавалось, что в бихевиоризме есть различные течения. В наши дни бихевиоризм соотносится со Скиннером и приписыванием ему идей традиционных бихевиористов 30-х годов. Следует также пересмотреть терминологию, поскольку, например, в современной когнитивной психологии присутствуют очевидные черты бихевиоризма, но назвать ее бихевиористской было бы неверно. Для этого следовало бы ввести другой термин: " бихевиорализм ", противопоставив его ментализму. Ментализм изучал сознание и использовал методы интроспекции, присоединив к ней объективные методы измерения времени реакции и других внешних проявлений. Отличительная черта ментализма - в том, что он направлен на изучение именно сознания. Даже если при этом учитывается поведение животного или человека, в любом случае описывается то, что происходит в сознании. Бихевиорализм пытается предсказывать, управлять, объяснять или моделировать поведение. При этом он может ссылаться, а может и не ссылаться на осознанные или неосознанные ментальные процессы. Бихевиорализм направлен на поведение, а ум не является объектом его изучения, хотя и может использоваться для объяснения поведения. Традиционно различались два вида бихевиоризма: методологический и метафизический или радикальный. Методологические бихевиористы утверждали, что сознание не подходит под характеристику объекта научного исследования, поскольку научный! метод требует от ученого ограничиваться лишь тем, что может быть наблюдаемо в поведении. Метафизический бихевиористы убеждены, что психика - это миф, такой же как ангелы, демоны или духи. Методологические бихевиористы, отказываясь иметь дело с сознанием, тем не менее учитывали переменные и гипотетические конструкции: ненаблюдаемые процессы, которые вызывают поведение. Метафизические бихевиористы отрицая реальность ума, тем не менее допускали частные явления сознания, например, зубную боль, при изучении поведения. В 1892 году была создана Американская Психологическая Ассоциация (АЛА) благодаря усилиям Стенли Холла. С этого времени психология рассматривалась как профессия. В Германии же подобное объединение было создано лишь в 1904 году. Современная психология в значительной мере является американской. Профессионализация ограничивает круг деятельности, требует выработки правил, этики, специальной подготовки. Создание АЛА произошло в то время, когда профессионализация захватила академические практические дисциплины. В течение двух-трех десятилетий Америка, жившая изолированными сообществами, превратилась в нацию, объединенную и технологией, и чертами общей культуры. Америка 1890-х вступила в новый век нового образования, новой этики, новой женщины, новой психологии. Будущее принадлежало агрессивным новым психологам, профессионализировавшим психологию, смотревшим в будущее. Ведущим среди них был бывший студент Вундта Кеттелл. Он отстаивал прикладное использование психологии в образовании, медицине, искусстве, политической экономии и в целом в жизни. Вслед за кризисом 1896 года в Америке стало развиваться новое общественное движение " прогрессивизм ". Философом прогрессивизма и провозвестником либерализма XX века был Джон Дьюи, избранный президентом АЛА в 1899 году. Он же предложил сосредоточить усилия психологов на реформе образования. Образовательная реформа была одной из главных целей прогрессивизма и Джон Дьюи - основатель прогрессивного образования. Стенли Холл начал реформу образования с обширного обследования детей. Он считал, что школы должны были быть для детей, а не наоборот. Необходимы были и другие реформы, неизбежность чего осознавал и Дьюи, и его сторонники. Это была проблема эмигрантов, которые несли с собой обычаи, языки, и которым нужно было адаптироваться, а в особенности их детям. Кроме того, школы должны были стать новыми oбъединениями детей. Дьюи считал, что школа - это наилучшее место при проведении исследований и применения психологии на практике. Будучи вовлеченными в образование, - говорил Дьюи, психологи неизбежно вмешиваются в жизнь общества. Прежде всего школа должна учить ценностям. Этими ценностями являются социальное развитие и солидарность общества, ценности прагматизма и урбанизированной жизни. Эти ценности должны проникнуть во все общественные институты. Так психологи вовлекаются в прогрессивные социальные реформы. Прогрессивизм был Американским новым Просвещением. Дьюи полагал, что если ценности осознаются, то в действие вступает механизм, при помощи которого этические идеалы проектируются и проявляются, и становятся также достоянием сознания. Психология вынуждает пробудиться потребности, поскольку мораль становится осознанной. Психология, таким образом, является социальным аналогом сознания. По Джеймсу сознание развивается у индивида когда адаптация к новым обстоятельствам становится необходимой. Американское общество столкнулось с неизбежными переменами, - говорил Дьюи, и психология развивалась для того, чтобы встретить их. Те отношения, которые существуют между людьми, - это результат действия научных законов человеческого поведения. А поскольку психологи понимают эти законы, они в состоянии сконструировать более совершенное общество, заменяя случайное развитие рациональным планированием. Целью общества с точки зрения прогрессивистов было выращивание индивида в окружении, которое поддерживает и воспитывает его. Постоянные достижения заменялись созреванием. Как позднее писал Дьюи, процесс созревания, улучшения и прогресса, а не результат имеет значение. Не совершенствование как конечная цель, но непрерывный процесс совершенствования, созревания, очищения - цель жизни. Развитие само по себе - это нравственная цель. Дарвиновская линия в прогрессивизме заключается в том, что у эволюции нет конца, не может быть конца и в индивидуальном развитии. По Дьюи индивид получает черты личности и интеллект от общества. Ни один индивид не существует прежде общества и общество не является собранием атомарных индивидов. Прогрессивисты предлагали новую форму рационально спланированного сообщества. Ведущий прогрессивист Бурн доказывал, что при новом порядке нет ничего более важного, чем "светлая личность": "самовоспитание становится почти долгом, если человек желает двигаться к великой цели преобразования общества." Таким образом, несмотря на созвучие с определенными американскими ценностями, прогрессивизм был не в ладу с индивидуалистическим либертианским прошлым. Стремление управлять обществом на основании научных психологических принципов не оставляло места для индивидуальной свободы, "Социальный контроль не может быть назначен индивидуально. Он должен проистекать из контролируемой среды, которая обеспечивает индивиду постоянный источник стимулов". Прогрессивистский взгляд затрагивал не только психологию, но и все социальные науки. Неизбежным становилось бихевиоральное направление, потому, что в конечном счете социальный контроль - это контроль поведения. Чтобы достичь социального контроля, психологам необходимо было отказаться от интроспекции и изучать то, каким образом поведение контролируется обстоятельствами. И, наконец, как контролировать среду, которая позволяет управлять поведением. В ходе XX столетия психологи исполняли надежды Дьюи, проникнув в общество, исправляя его детей, школы, правительства, бизнес и саму психику. Таким образом, Джон Дьюи, философ и психолог предвосхитил развитие американской психологии в XX веке. Несмотря на то влияние в психологии, которое имели "Принципы" Джеймса, для него это был просто эпизод. В 1892 году он выпустил сокращенный курс и заявил, что устал от психологии, обратившись к философии. В том же году он написал, что современная психология не является наукой, представляя собой описание явлений, сплетен и мифов. Он предложил превратить психологию в естественную науку. "Психологию не следовало более рассматривать как часть философии, а как ветвь биологии. По Джеймсу требовалась практическая психология, которая бы советовала людям как поступать, и изменяла бы жизнь. Такая психология, которая бы помогала излечивать меланхолию или хроническое безумие вместо того, чтобы заглядывать в природу души" Далее он утверждал, что истинные идеи изменяют жизнь, и следующей его задачей была разработка типично американской философии - прагматизма. В сериях работ, начиная с 1895 и завершая книгой "Прагматизм" (1907), Джеймс развивал исчерпывающий прагматический подход к проблемам науки, философии и жизни. Он доказывал, что идеи бессмысленны и никчемны, если они не имеют значения для нашей жизни. Он писал в "Прагматизме": "Истинные идеи - это те, которые мы можем усвоить, разработать, проверить. Фальшивые идеи - это все остальные. Именно практическое отличие дает нам истинные идеи. Истина идеи - это неустойчивое свойство, заключенное в ней. Истина происходит с идеей, она становится истинной, если происходят истинные события. Ее надежность заключается в фактах, событиях, процессах". Как признавал сам Джеймс, его прагматизм был антиинтеллектуальным, поскольку ум и сердце рассматривались как равные в поисках истины. Прагматизм был функциональной философией, методом, а не доктриной. Сталкиваясь с проблемой, любой мог задаться вопросом, имеет ли она значение для меня, для общества и моей науки. Прагматизм хотя и не предлагал окончательных решений любой проблемы, но он давал метод разрешения конкретных вопросов. Моторная теория сознания. Хьго Мюнстерберг и теория действия В 1892 г. Джеймс, обратившись к философии, искал себе замену. Его выбор пал на Хьюго Мюнстерберга, многообещающего ученика Вундта, который тем не менее, не соглашался со своим учителем и тяготел к теории Джеймса. Мюнстерберг свел сознание к ощущению и поведению. Всякий волюнтарист, подобно Вундту, приписывал воде активную определяющую роль в сознании. Поведение могло рассматриваться как осознанное принятие решения о действии. Вначале следует стимул, затем принимается решение, затем поведение. С - сознание - П Воля ставит массу проблем перед психологией, как естественной наукой: она выглядит нефизиологичной, для нее нет места в рефлекторной концепции мозга. При использовании физиологической модели не остаётся места и для сознания. С - физиологический процесс - П Мюнстерберг писал: "Для сохранения индивида очевидно безразлично, сопровождается ли необходимое действие сознанием или нет" и далее: "Наши идеи - это результат готовности к действию. Наши действия обостряют наши знания". Согласно моторной теории наши ощущение воли возникает благодаря осознанию нами нашего поведения или готовности к нему. Например, собираясь встать со стула, я заявляю об этом не потому, что принял такое решение, а потому, что моторные процессы достигли моего сознания. Я ощущаю волю, поскольку за нею следуют реальные действия и прежние воспоминания о действии. - сознание - С П - физиол. процесс -
Мюнстерберг доказывал, что сознание является лишь эпифеноменом. Более того, психология должна была быть физиологичной, объясняя процессы сознания в терминах, раскрывающих физиологические процессы. Джон Дьюи и рефлекторная дуга. После 1890 Джон Дьюи начал разрабатывать инструментализм, стал впоследствии самым влиятельным американским философом. В середине 1890-х он написал серию статей, взяв за основу "Принципы" Джеймса и пытаясь соединить философию, психологию и этику. Эти работы оформили основные концепции собственно американской психологии - функционализма. Наиболее важная из этих работ - "Концепция рефлекторной дуги в психологии (I896), Он критиковал традиционно ассоцианистскую концепцию рефлекторной дуги: стимул - идея - реакция, как искусственно разбивающую поведение на несвязанные части. Он не отрицал, что существуют стимулы, идеи и реакции, но он отрицал, что они существуют как раздельные события. Вместо этого он считал стимулы идеи и реакции частями усилия, в целом направлящего действие - рефлекторную дугу, когда организм приспосабливается к среде. Разрабатывая свою собственную моторную теорию ума, Дьюи рассматривал ощущения не как пассивную регистрацию впечатлений, но как действие, обусловленное другими образцами поведения, происходящего в то же время. Для солдата на посту звук треснувшей ветки имеет одно значение, для человека мирно гуляющего в лесу - совершенно иное.
По Дьюи текущее поведение придает ощущению значимость или даже определяет, становится ли стимул ощущением. Таким образом, стимул становится ощущением и приобретает значение только если он связан с текущим поведением. Дьюи считал, что поведение очень часто идет само по себе, не вызывая значительных ощущений или идей. Лишь в том случае, когда поведение нуждается в обновлении, новом приспособлении к реальности, возникает ощущение и эмоция. Эмоция, по Дьюи, это знак конфликтных тенденций к действию. В случае с солдатом - сражаться или скрыться. Выводы Дьюи были признаны наиболее важными для поздней шей американской психологии. В 1943 эта статья была признана лучшей из> когда-либо публиковавшихся в "Психологическом Ревю". Дьюи показал, что психология может обойтись без центрального волевого Я, загадочного и ненаучного. Вместо того, чтобы приписывать управление восприятием и принятием решений недостижимому Эго, стало возможным рассматривать их в терминах координированного, меняющегося адаптивного поведения. Таким образом, слух - это был один вид поведения, внимание - другой, реакция - третий. Все они служили выживанию в постоянно меняющемся потоке поведения. Новая психология отсекла душу, но селф и Эго оставила. Новые моторные теории, бывшие логическим развитием церебрализма Джеймса обещали отсечь и Эго. Все, что осталось - это поведение и сознание. Перове - контролирующее второе. Вскоре и существование сознания стало проблематичным. Функциональная психология. Преследуя гносеологические цели, традиционная философия занималась содержанием ума и определением истинности идей. Конечно, философы не игнорировали ментальные процессы, Однако Джеймс сместил интересы психологии с содержания на процесс, в особенности на функцию выбора. В моторной теории содержание сознания было peзультатом ощущения и моторной реакции. Хотя Мюнстерберг продолжал в своей лаборатории при помощи интроспекции исследовать содержание сознания, это оказывалось бесперспективным. Интроспекция раскрывала только то, что "было", а следовало изучать то, что "должно быть". Джеймс, Мюнстерберг и Дьюи готовили новую функциональную психологию, перенеся внимание с содержания на адаптивные процессы. В то же время, экспериментальные психологи перенесли свой интерес с интроспективного рапорта на объективное "определение отношений между стимулом и реакцией". По Вундту экспериментальный метод имел две стороны. Стандартизированный управляемый стимул предъявлялся субъекту, который реагировал на него и докладывал в то же время свои ощущения. Американские психологи стали изменять условия стимуляции. Примером может служить эксперимент по локализации объектов в пространстве по звуку. Испытуемым в этом эксперименте был Джон Б. Уотсон, основатель бихевиоризма. Он сидел в центре кольцевого устройства, которое могло предъявлять звук в любой точке периметра. После подачи звука испытуемый указывал его предполагаемый источник. Затем он давал интроспективный рапорт. Уотсон докладывал, это он видел мысленный образ кольцевого аппарата с источником звука там, где он его указывал. Истинный менталист сосредоточился бы на интроспективном рапорте, стараясь описать и объяснить содержание сознания. При другом подходе требовалось оценить точность реакции и ее координированность с источником звука. В данном эксперименте учитывалось и то, и другое, но объективным данным уделялось больше внимания. Так в американской психологии происходил поворот от содержания сознания к изучению адаптивных ментальных функций. Описание другого эксперимента показывает как американская психология становилась функциональной в социальном смысле. Брайан и Хартер (I897) изучали овладение мастерством у железнодорожных телеграфистов. Их доклад уже не содержал интроспективных рапортов, а лишь показывал улучшение навыков по мере практики. Это полностью объективное исследование уже имело социальное значение, поскольку служило обучению людей, игравших существенную роль в индустриализации. Их исследование важно еще и потому, что предвосхитило центральную проблему экспериментальной психологии XX столетия - научение.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |