Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биографические методы




Биографические методы - это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности. Часто всю совокупность этих способов или их от­дельные комплексы объединяют под общим названием «Биогра­фический метод», несмотря на различия между отдельными ме­тодиками (иногда существенные).

В такой трактовке биографический метод (БМ) представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Причем это один из немногих способов целостного изучения личности в ее развитии. Таким образом, этот метод наиболее явственно реализует такие ведущие принципы психологии, как принцип развития и принцип историзма. Глав­ные сферы применения БМ - психология личности, дифферен­циальная психология, историческая психология. Некоторые модификации БМ используются для диагностики психических состояний.

Первые научные разработки БМ произведены в первой трети XX века австро-американским психологом Шарлоттой Бюлер. В нашей стране примерно в это же время к БМ обра­тился советский психолог Н.А. Рыбников, подчеркивавший роль БМ в выявлении и понимании общего потенциала человека.

Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индиви­дуального бытия и взаимосвязей (взаимодействий и взаимоотно­шений) со значимыми для нее другими людьми. При этом в чис­ло «значимых» могут включаться не только люди ближайшего окружения, но и дальнего окружения, в том числе и не имеющие или потерявшие прямые контакты с данным человеком. Часто в роли значимых выступают исторические персонажи и даже лите­ратурные герои.

Источниками биографической информации являются:

1) сам изучаемый человек;

2) знающие его люди;

3) продукты его дея­тельности;

4) исторические и литературные источники;

5) мате­риалы, тем или иным образом зафиксировавшие события лич­ной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий, например: семейные архивы; переписка; современные этой личности публикации;

6) данные 6 местожительстве, месте и характере профессиональ­ной деятельности или досуга и т. п.;

7) жилая и рабочая обстанов­ка (дом и сопутствующий архитектурно-природный антураж, экс­терьер и интерьер помещений);

8) личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные кни­ги и проч.).

Именно источник сведений в первую очередь определяет спе­цифику применяемого биографического метода. Так, информа­цию, исходящую от самого объекта изучения, получают с помо­щью автобиографических методик в виде: спонтанных или спровоцированных автобиографий (в том числе в форме воспо­минаний и мемуаров), опросников, интервью, тестирования, бе­седы.

Свидетельства очевидцев собирают путем опроса, беседы, изу­чения их воспоминаний об интересующем человеке. Богатый материал о личности дает изучение различных высказываний о ней ее современников.

Изучение продуктов деятельности может осуществляться как чисто описательно, так и с привлечением качественно-количе­ственных методов обработки и интерпретации данных. Напри­мер, через систематизацию продуктов труда можно получить ин­формацию о структуре и динамике интересов, пристрастий, взглядов и в целом о направленности, характере и способностях личности. По этим же данным можно построить график продук­тивности и периодизацию творческого пути личности.

Целесообразно акцентировать внимание на четырех таких разновидностях: психобиографии, каузометрии, формализованной биографической анкете и психологиче­ской автобиографии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.