Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая автобиография




Формализованная биографическая анкета

Биографическая анкета является конкретизацией большой груп­пы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т. п.). Иногда в них включают и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т. д.).

Н.В. Логиновой разработала следующую анкету, хотя с тех пор она видоизменялась, т.е. адаптировалась к нынешним социальным, экономическим, политическим и куль­турным условиям России.

В анкете отражаются следующие основные группы биографи­ческих данных:

1) данные жизненного пути;

2) ступени социализации (ясли, детсад, школа, вуз, трудовые коллективы и т. д.);

3) среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации);

4) интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;

5) состояние здоровья (в том числе перенесенные заболева­ния).

Заполнению анкеты обычно предшествует инструктаж оп­рашиваемого, где предписывается давать исчерпывающие, точ­ные и откровенные ответы. На основании данных анкеты воз­можно составление хронологической таблицы личностного развития, в которой в хронологическом порядке указываются жизненные события человека и связанные с ними его пережи­вания. Интерпретация результатов (и анкеты, и таблицы) пред­полагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмо­ционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Психологическая автобиография - собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить дан­ные психологического анамнеза, сведения о важнейших событи­ях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к про­житому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семей­ное положение, профессиональные сведения, состояние здоро­вья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биогра­фических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и дру­гим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой - устное или письменное повествование о своей жиз­ни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование может быть облегчено с помощью предлагае­мой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Ис­пытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный от­резок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую дан­ному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершивши­еся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно со­проводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием - управляемая фантазия. Он мо­жет осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жиз­ни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последова­тельного представления себя все старше и старше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.