Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Анализ и представление результатов




 

Интерпретационные методы являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направле­ние интерпретации результатов исследования. В научной прак­тике получили развитие генетический, структурный, функциональ­ный, комплексный и системный подходы. Использование того или иного метода не означает отсечения других. Наоборот, обычным делом в психологии является сочетание подходов. И это относится не только к исследовательской практике, но и к психодиагности­ке, психологическому консультированию и психокоррекции.

Генетический метод — это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их раз­вития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление:

1) начальных условий возник­новения явления,

2) главных этапов;

3) основных тенденций его развития.

Цель метода — выявление связи изучаемых явле­ний во времени, прослеживание перехода от низших форм к выс­шим.

Генетический ме­тод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Генетический подход может рассматриваться как методическая реализация одного из основных принципов пси­хологии, а именно принципа развития.

Структурный подход — направление, ориентированное на выяв­ление и описание структуры объектов (явлений). Для него харак­терно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между эле­ментами объекта на различных уровнях его организации.

При структурном подходе не акцентируются соотно­шение в объекте частей и целого и динамика выявленных струк­тур. При этом разложение целого на части (декомпозиция) мо­жет производиться по различным вариантам. Важным достоинством структурного метода является относительная лег­кость наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и пр.

Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по 3. Фрейду; типы личности по Юнгу; «круг Айзенка»; многофак­торная модель Р. Ассаджиоли. Не отстала от зарубежной психоло­гии в этом вопросе и наша отечественная наука: структура личности из четырех сложных комплексов по Б. Г. Ананьеву; индивидно-индивидуальная схема В. С. Мерлина; перечни компонентов личности у А. Г. Ковалева и П. И. Иванова; динамическая функциональная структура личности по К. К. Пла­тонову; схема личности по А И. Щербакову и т. д.

Структурный подход — атрибут любого исследования, посвя­щенного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата — нервной системы. Классическими образцами рассматриваемого под­хода служат ассоциативная психология Ф. Гартли и ее следствия (в частности, психофизика «чистых ощущений» XIX века), а так­же структурная психология В. Вундта и Э. Титченера.

Функциональный подход - ориентирован на выяв­ление и изучение функций объектов (явлений). Функция есть проявление свойств объектов в определенной системе отношений, а свойства есть проявление качества объекта при его взаимодействии с другими объектами. Таким образом, функция — это реализация соотношения объек­та и среды, а еще уже — «соответствие между средой и системой».

Функциональный подход исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объек­тов действительности (в том числе психики и ее носителей).

Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функцио­нальная психология» и «бихевиоризм». Классическим образцом воплощения функциональной идеи в психологии является зна­менитая динамическая теория поля К. Левина. В сов­ременной психологии функциональный подход обогащен ком­понентами структурного и генетического анализа.

Комплексный подход — это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частя­ми целого, так и его разнородными сторонами, характеризую­щими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами ком­плекса наук, т. е. организацию междисциплинарного иссле­дования. Комплексный подход предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпре­тационных методов.

Системный подход — это методологическое направление в изу­чении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как сис­тему.

Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного познания и к его строгому научному офор­млению послужили работы австро-американского ученого Л. Берталанфи (1901—1972), в которых он разработал общую те­орию систем. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из мно­жества элементов, находящихся между собой в некоторых отно­шениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Такая трактовка характерна для нашей житейской практики: «коммерческие структуры», «государственные структуры», «политические струк­туры» и т. д.

Элемент — мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Дальнейшее расчленение этой части ведет к потере соответствующих свойств.

Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы. Но свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более вы­сокого уровня организации, которые во взаимодействии с дру­гими системами могут представать как ее функции. Любая сис­тема может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и фун­кциями, а с другой — как подсистема более сложных (крупных) систем. Например, любой живой организм является системой органов, тканей, клеток. Он же является элементом соответству­ющей популяции, которая, в свою очередь, является подсисте­мой животного или растительного мира и т. д.

Системные исследования осуществляются с помощью систем­ных анализа и синтеза. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав (набор элементов), структура, фун­кции, интегральные свойства и характеристики, системообразую­щие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создает­ся модель реальной системы, повышается уровень обобщения и абстракции описания системы, определяется полнота ее состава и структур, закономерности ее развития и поведения.

Описание объектов как систем, т. е. системные описания, выпол­няют следующие функции: объяс­нительную, прогнозирующую и функцию интеграции знаний об объектах.

Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологи­ческих данных в другие области знания. Он позволяет интегри­ровать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в ин­терпретации психических явлений. Помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, опре­делить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует.

В учебной деятельности системные методы описания дают возможность представить учебную информацию в более нагляд­ной и адекватной для восприятия и запоминания форме, дать более целостное представление об освещаемых объектах и явле­ниях и, наконец, перейти от индуктивного изложения психоло­гии к дедуктивно-индуктивному.

В настоящее время большинство научных исследований про­водится в русле системного подхода.

Под интерпретацией понимают две процедуры: объяснение и обобщение.

Объяснить и обобщить не возможно, не имея полноценного описания. Предельно полное описание изучаемого явления проводится на естественном языке с использованием при необходимости специальной терминологии и специфической символики (математической, логической, графической и т.д.).

Объяснение – это сведение непривичного к привычному, незнакомого к знакомому. Смысл объяснения – выяснить сущность объекта.

Объяснения в психологии сводят к нескольким основным вариантам (по Пиаже):

1) редукционизм – упрощающие объяснения;

2) конструктивизм – построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения.

Обобщение – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики.

Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать существо проблемы и быть краткими, т.е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т.е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, разрешена ли проблема.

Следует стремиться к оптимальному числу выводов, не дробить их на малозначащие частные вопросы. Добротное исследование обычно завершается 3-4 весомыми выводами, действительно вносящими вклад в знания в данной области. Рекомендуемое предельное число выводов: от 7 до 9, что предопределено объемом нашей кратковременной памяти и внимания.

По форме изложения выводы не обязательно должны представать в виде словесных высказываний, допустимы графические изображения, математические формулы и т.п., которые должны сопровождаться краткими пояснениями.

В выводах уточняются актуальность, теоретическая и практическая значимость, степень новизны полученных результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.