Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Праксиметрические методы




Психофизиологические методы

Психофизиологияэто наука о нервных механизмах психики.

С древнейших времен по физиологическим изменениям у че­ловека судили о его психологическом состоянии. Например, по­краснение лица сигнализирует о смущении или стыде, побледнение - о гневе или страхе, учащенное дыхание - о возбуждении и т. д. Считается, что физиологические показатели - бо­лее верное свидетельство, чем слова.

Если в обыденной жизни достаточно простой констатации подобной связи между психическим и физиологическим, то в научной, врачебной или консультативной практике требуется более четкое обозначение этих связей, основанное на количествен­ных измерениях. Этим целям и служат психофизиологические ме­тоды.

Основная масса современных психофизиологических методов предполагает применение специальной аппаратуры, часто до­вольно сложной и дорогостоящей. Особенно это относится к ме­тодикам, связанным с измерением электрических показателей тела и различных органов. Отсюда вытекает требование основа­тельной подготовки и высокой квалификации специалистов, про­водящих эти опыты и измерения.

Процедура регистрации психофизиологических процессов со­стоит обычно из трех этапов. На первом процесс выделяется в виде электрического сигнала. Какие проводники применять, где и как располагать электроды для получения электрической цепи зави­сит от специфики изучаемой физиологической системы и целей эксперимента. Для подавляющего большинства случаев имеют­ся уже отработанные типовые схемы и рекомендации.

На втором этапе производится акцентирование выделенного сигнала. Вна­чале его отфильтровывают от других сопутствующих сигналов, не имеющих прямого отношения к изучаемому явлению. Потом нужный сигнал усиливают до мощности, необходимой для пуска записывающего устройства или иной фиксирующей аппаратуры. Прибор фильтрующий и усиливающий исходный сигнал, назы­вается полиграфом. А сам второй этап часто называют уточняю­щим.

Третий этап - демонстрационный. Здесь сигнал предстает в определенной временной связи с моментом предъявления стимула.

Это группа методов, нацеленных на изучение действий и деятель­ности. Главным образом, трудовых дей­ствий и трудовой деятельности.

Основные области применения методов - эргономика, профессиология и психология труда во всех ее разновидностях, в пер­вую очередь в таких, как инженерная психология и психология различных видов профессиональной деятельности.

Концептуальной основой праксиметрнческих исследований в отечественной науке является понятие деятельности. В составе деятельности выделяются как ее процессуальные компоненты целенаправленные действия и их автоматизированные части - операции. Трудовые операции, действия и деятельность осуще­ствляются через выполнение различных рабочих движений. Ис­следование рабочих движений составляет базу большинства праксиметрических методов.

В психолого-технологическом плане рабочие движения под­разделяются на: общие и специфические, основные и дополни­тельные (вспомогательные), необходимые и лишние, обычные и аварийные, правильные и ошибочные, технологические и попра­вочные, экономичные и неэкономичные. Все эти характеристи­ки рабочих движений указывают не только на степень энергетической и временной эффективности выполнения трудовых операций и действий (максимум эффекта при минимуме сил и времени), но и на степень совершенности реализации замысла, плана трудовой деятельности.

Спектр рабочих движений практически неисчерпаем, посколь­ку определяется всем множеством трудовых действий. Сюда относятся все виды профессиональной деятельности со всем мно­гообразием и общих, и специфических операций и движений. От самых простых до столь сложных и тонких как графические дви­жения пишущей или рисующей руки, манипуляции музыканта или хирурга. К группе рабочих движений можно отнести любые другие виды движений, если они являются специфическими эле­ментами соответствующей трудовой деятельности и требуют спе­циального обучения и квалифицированного исполнения. Так, движения позы и мимика - неотъемлемая часть игры актера; локомоция (передвижение) - основа хореографии и спортивной деятельности; артикуляция - профессиональные движения дик­тора, репортера, лектора, учителя (особенно иностранных язы­ков); многие семантические движения являются специфически профессиональными (например, для регулировщика транспор­та, дирижера, политика). Даже некоторые естественно-органи­ческие движения при определенных условиях выступают как ра­бочие. Например, обусловленные этикетом способы пользования посудой и приема пищи и напитков; жевательные и глотатель­ные движения дегустаторов; пользование одеждой демонстратора мод и т. д.

Некоторые праксиметрические методы являются способами исследования отдельных компонентов той или иной деятельнос­ти и входят составной частью в ее целостное изучение. Таковы, например, динамометрия, хронометрия, циклография. Другие же методы носят комплексный характер и включают в себя целый ряд психологических и непсихологических методов (наблюдение, беседа, опрос, изучение документации, инструментальные изме­рения, психофизиологические и психомоторные методы, эргография и т. д.). Характерным примером таких методов является профессиография.

Хронометрия - это «измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов». Синоним - хронометраж.

Обычно хронометрия проводится для получения количе­ственной оценки интенсивности и распределения во времени рабочих нагрузок. Выделяются периоды выполнения основных и вспомогательных движений (операций, действий), отвлечений, отдыха, ремонта оборудования или экипировки и других времен­ных затрат.

Анализ этих данных преследует две цели:

1) суммарное рас­пределение времени и усилий за один трудовой цикл (рабочий день, смену, вахту, технологический цикл и т. п.);

2) распределе­ние временных и энергетических затрат при изготовлении еди­ницы продукции.

Хронометраж может применяться как самостоятельное иссле­дование, но чаще его данные используются в комплексе данных, полученных другими методами изучения деятельности (напри­мер, динамометрия, тестирование, опрос, наблюдение и пр.). Конечными целями являются составление психологической ха­рактеристики изучаемой деятельности (психограммы), выявле­ние причин технологических сбоев (брака, задержек и т. п.), гуманизация производства и т. д.

Циклография - это метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек на перемещающихся частях его тела. В качестве светящихся точек обычно используют элект­рические лампочки.

Метод предложил в XIX в. И. Марей. Наш соотечественник Н. А. Бернштейн усовершенствовал метод, предложив ряд модификаций. В частности, кимоциклографию - съемку на передвигающуюся пленку и зеркальную кимоциклографию - съемку перемещений в трех плоскостях одно­временно путем совмещения регистрации движений тела и их зеркальных отражений.

По циклограммам можно восстановить траектории и ампли­туды движений, их скорость и соотношения между отдельными движениями в сложных двигательных комплексах. Анализ цик­лограмм (циклограммометрия) дает возможность строить кривые зависимостей линейных и угловых скоростей, а также ускорений движущихся частей тела от времени. А зная массы этих частей тела, можно определить и силы, обусловливающие наблюдаемые движения.

Циклография - естественный элемент инженерно-психоло­гических и эргономических исследований.

Профессиография - это отрасль знаний, предметом которой является мир профессий. Профессиография - часть профессиологии, цель которой - описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по раз­личным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям. Особое внимание профессиография уделяет медицинским и психологическим противопоказаниям к работе по данной профессии, фиксируемым в профессиограмме и психограмме.

В контексте экспериментальной психологии профессиографию следует рассматривать как метод исследования различных ви­дов профессиональной деятельности в целях:

1) систематизации профессий и специальностей;

2) разработки системы требований (психологических, медицинских, производственно-технических) к профессиям и исполнителям.

Эти системы требований облека­ются в форму профессиональной характеристики (профессио­граммы).

Профессиограмма может быть комплексной или парциальной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором - только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины. Если профессиограмма дает всестороннее описание работы, на основании которого каждая научная дисциплина, имеющая отношение к данному виду дея­тельности, может черпать из нее информацию, то такую профессиограмму называют универсальной. Профессиограмма называется специальной, если направлена на конкретные цели, составлена для узкопрактического использования.

Психологически главным содержанием профессиографии является сопоставление структуры данной профессии с индивидуальными структурами личности. Отсюда для психо­логии важнейшим элементом профессиограммы является психо­грамма, т.е. документ, в котором формулируются требования про­фессии к личности работника, т. е. перечень необходимых психологических способностей к этой профессии и перечень пси­хологических противопоказаний к ней.

Если качества, необходимые работнику, выражены количе­ственно, то строят так называемый квалификационный профиль (аналогом такого профиля служит профиль личности, получае­мый при использовании ГОЛ).

Когда классификация и сравнение профессий проводятся с целью профориентации и взаимного приспособления человека и профессии, то говорят о сравнительной профессиографии.

Анализ профдеятельности представляет собой целенаправлен­ный и организованный процесс, в котором выделяют три этапа:

1) сбор информации о деятельности;

2) обработка и обобщение информации - составление профессиограммы;

3) исследование профессиограммы для решения практических или теоретических задач (классификация профессий, выбор критериев успешности деятельности, подбор тестов для оценки и прогнозирования и т. д.).

Информация о профессиональной деятельности может быть получена из разных источников. Главные из них:

1) литература и документация, регламентирующая деятельность (инструкции, наставления, руководства и т. д.);

2) наблюдение за работой спе­циалистов (как постороннее, так и включенное наблюдение);

3) беседы и опрос специалистов и руководителей;

4) объективная регистрация деятельности (фотография, киносъемка, аудиозапи­си, хронометраж и др.);

5) самонаблюдение психолога, выполня­ющего работу по соответствующей профессии и должности.

Обобщение данных профессиографии в виде профессиограмм может осуществляться в разных формах. Самая простая - описа­тельная характеристика профессиональной деятельности. В ней отражаются общие особенности данной деятельности, основные действия и их операции, их последовательность и взаимообуслов­ленность, необходимые спецподготовка, знания и навыки, режим труда и отдыха, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, напряженность, тревога, энтузиазм и т. д.), объем и характер информации, физические нагрузки, са­нитарно-гигиенические условия, технологические особенности и техническое оборудование. Главные недостатки описательной характеристики: субъективизм описаний; трудность выделения дан­ных для составления профессиональных требований и выбора методик оценки и прогнозирования успешности профдеятельно­сти.

Предпочтительнее количественная характеристика деятельно­сти, которая дополняет описательную форму. Количественный анализ деятельности может вестись по двум направлениям:

1) в соответствии с технологией производства;

2) в соответствии с об­щей характеристикой совершаемых действий и операций (воспри­ятие информации, принятие, решений, общение, типичные дви­жения и т. д.).

Второй подход выигрышней, так как позволяет выявить сходные действия иоперации в различных профессиях.

Таким образом, профессиограммы могут принимать вид:

1) описаний;

2) перечня элементов;

3) набора заданий;

4) списка профессиональных требований.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.