Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза




2.1. Понятие «сознания», типы экологического сознания и его параметры.

Общество диктует не только условия существования человека, но и тип его общественного сознания. Сознание – это совокупность знаний и способов восприятия окружающего мира членами конкретного общества; так мы говорим о первобытном (архаичном) сознании древних народов и научно-организованном сознании современного человека. Взгляд на отношения внутри общества составляет социальное сознание отдельного индивида или группы людей, а взгляд на отношения с объектами природы – экологическое сознание.

Экологическое сознаниесовокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в природе, и в системе «человек - природа», а также об отношении к природе и стратегиях взаимодействия с ней. Человечество со времен своего возникновения прошло длинный путь как в становлении отношений с природой, так и в осознании этих отношений. В результате у разных народов и разных социальных групп сложились принципиально различные типы экологического сознания, связанные с местом природы в системе ценностей у отдельных индивидов и общества в целом.

Выделяют два подхода к восприятию природы: «западный» и «восточный». Формирование в западном мире экологического сознания опирается на парадигму человеческой исключительности. Суть ее в следующем: т. к. человек кроме биологического наследия обладает культурным наследием, и создал особую социальную среду, он может ставить себя выше природы, над природой. На такой системе взглядов сформировался антропоцентрический тип экологического сознания. Для него характерны следующее: высшую ценность представляет человек, все остальное ценно лишь в той степени, в какой оно полезно человеку. Т.о., иерархическая картина мира представляет пирамиду, где на вершине - человек, ниже - вещи созданные человеком, ещё ниже - объекты природы, полезные человеку, а на низшей ступени – объекты, не имеющие пользы или вредные с точки зрения человеческого общества. Цель взаимодействия с природой – удовлетворение производственных потребностей. Отсюда вытекает: позволено делать все, что полезно человеку и человеческому обществу. Охранные меры продиктованы дальним прагматизмом (сохранение природы для потомков). Этические нормы и правила действуют в социуме и не распространяются на природу. Эволюция природы предполагается как процесс, соподчиненный процессу эволюции в социуме.

Экоцентрический тип сознания с формировался в 70-е годы ХХ века и в его основе лежит новая инвайроментальная парадигма. Суть её в следующем: хотя человек как вид и обладает исключительными характеристиками сознания, он остается включенным наравне с другими видами в общую глобальную экосистему; человек действует не только в социальном, но и в природном контексте, а значит, общие законы экологии не утрачивают для него своего значения. Экоцентрический тип сознания определяет следующие взгляды на характер отношений человека и природы:

  1. Высшей ценностью является гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственность природы, а один из членов природного сообщества, он не обладает особыми привиллегиями, наоборот, в силу своей разумности он должен брать обязательства по отношению к природе
  2. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено то, что не нарушает экологического равновесия.
  3. Природа воспринимается не как объект воздействия, а как полноправный субъект по взаимодействию с человеком, т.е. к ней применимы нормы этики
  4. Развитие природы и человеческого общества должно стать коэволюционным, основанном на взаимовыгодном единстве.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.