КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состав и структура производственного персонала связи
В отрасли связи и информатизации в настоящее время трудится около 730 тыс. работников, что составляет примерно 1,4 % от численности всех занятых в национальной экономике. Свыше 98 % всех работающих в отрасли непосредственно связаны с производством услуг и обслуживанием абонентов и пользователей и относятся к работникам основной деятельности. В течение последних пяти лет в результате интенсификации трудовых процессов за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, механизации и автоматизации производства, усиления мотивации работников к более производительному труду общая численность производственного персонала связи снизилась почти на 8 процентов. В то же время в последние годы наметилась тенденция увеличения ресурсов связи, включая трудовые ресурсы, в макроэкономических показателях, которая сохранится и в будущем. Так, в соответствии с принятой программой концепции развития отрасли связи Украины на среднесрочную перспективу, доля занятых в секторе ИКТ в общей численности занятых достигнет в 2010 г. пяти процентов. Столь существенный рост будет, в основном, обеспечен за счет расширения индустрии информатизации и увеличения числа работников, осуществляющих разработку и внедрение информационных технологий. Что касается непосредственно телекоммуникаций, то численность производственного персонала этого сектора, несмотря на высокие темпы расширения сетей, будет постепенно снижаться в результате задействования внутрипроизводственных резервов улучшения использования рабочей силы. В почтовой связи также наблюдается тенденция снижения численности персонала вследствие снижения нагрузки по многим видам почтового обмена. При этом значительно уменьшается удельный вес работников данной подотрасли в общем числе производственного персонала организаций связи. Такая ситуация объясняется прежде всего изменением структуры спроса потребителей на услуги связи. В условиях информатизации общества, развития инфраструктуры рынка и повышения требований потребителей к скорости передачи информации растет спрос на услуги электрической связи, обеспечивающей оперативную доставку сообщений, в том числе и документальных. Это обусловливает ускорение темпов развития средств электросвязи и соответственно увеличение доли работающих в этой подотрасли. Трудовая деятельность основана на функциональном разделении труда, которое предусматривает деление всех работников организаций связи на группы в зависимости от их роли в осуществлении производственного процесса и характера выполняемой работы. В основе функционального разделения труда лежит производственная функция, представляющая собой обособленный вид трудовой деятельности, направленный на реализацию конкретной производственной задачи. В зависимости от степени участия в производственном процессе и выполняемых функций все работники связи основной деятельности делятся на рабочих и специалистов. В категории рабочих связи выделяются следующие функциональные группы: · рабочие связи, занятые оказанием услуг потребителям, обработкой и доставкой обмена (операторы почтовой связи, сортировщики, почтальоны, телеграфисты, телефонисты и др.); · рабочие связи, занятые эксплуатационно-техническим обслуживанием оборудования и сооружений связи (электромонтеры, кабельщики-спайщики, антеннщики-мачтовики и др.). В категорию специалистов входят: · руководители (директора организаций и их филиалов, начальники структурных подразделений, их заместители, а также главные специалисты по направлениям деятельности: главный экономист, главный бухгалтер, главный инженер и т.п.); · сотрудники функциональных служб, занятые организацией, планированием, финансированием, кадровым обеспечением, техническим сопровождением производства, сервисным обслуживанием абонентов и др. (экономисты, бухгалтера, нормировщики, менеджеры, маркетологи, энергетики и т.д.); · инженерно-технические работники, осуществляющие эксплуатационное обслуживание средств связи (инженеры, техники, электромеханики). В целом по отрасли связи наибольший удельный вес (почти 50 %) в общем числе производственного персонала основной деятельности занимают рабочие, занятые оказанием услуг, обработкой и доставкой обмена. Однако в подотраслевом разрезе соотношение между численностью отдельных функциональных групп значительно различается, что обусловлено характером создаваемых услуг и уровнем технической оснащенности организаций. Например, в почтовой связи, где создаются преимущественно услуги в форме обмена и очень высока доля ручного труда, большинство персонала составляют рабочие соответствующей функциональной группы. В организациях электрической связи, где в структуре объема услуг доминируют услуги в форме предоставления технических устройств и каналов связи, наибольший удельный вес занимают рабочие по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи. На предприятиях телерадиокомплекса, где имеет место самая высокая фондовооруженность, а оборудование отличается высокой сложностью и его обслуживание требует особо высокой квалификации, основной состав производственного штата составляют инженерно-технические работники и специалисты, занятые обслуживанием средств связи. Профессионально-личностные характеристики работников имеют особое значение для установления объективной и справедливой оплаты труда, поскольку труд более сложный и ответственный требует больших умственных и физических усилий, а, следовательно, должен более высоко оплачиваться. В основе определения квалификации рабочих связи лежит 18-разрядная сетка по оплате труда производственного персонала. При этом рабочим связи, занятым оказанием услуг, обработкой и доставкой обмена, присваивается один из трех разрядов по единой тарифной сетке, уровень которых устанавливается дифференцированно по отдельным профессиям. Например, квалификация операторов связи оценивается разрядами с 3-го по 5-ый, телеграфистов — с 4-го по 6-ой, телефонистов — с 5-го по 7-ой. Квалификационный уровень рабочих связи, обслуживающих оборудование и сооружения, характеризуется присвоением им с 4-го по 9-ый разряд. Квалификация инженерно-технических работников и специалистов определяется полученным специальным образованием. При приеме на работу им может присваиваться 1-я, 2-я или 3-я категория, а для оплаты труда им присваиваются разряды в диапазоне с 8-го по 16-ый, втом числе главным специалистам — с 13-го по 16-ый. Развитие рыночных отношений, ускорение темпов научно-технического прогресса в отрасли, инновационная направленность деятельности операторов ведут к значительным изменениям в профессионально-квалификационном составе кадров связи. С одной стороны, появились новые профессии и специальности, связанные с обеспечением эффективной работы организаций в условиях рынка — это, прежде всего, менеджеры разного уровня, в том числе по управлению проектами и продаже услуг, маркетологи по исследованию рынка, финансовые аналитики, специалисты по связям с общественностью и РВ-акциям. С другой стороны, изменение качественного содержания труда работников традиционных профессий и специальностей в условиях всеобщей автоматизации и компьютеризации производственных процессов, внедрения информационных технологий обусловливают принципиально новые требования к квалификации исполнителей. Например, рабочие места операторов почтовой связи оборудуются персональными ЭВМ, большое распространение получили автоматизированные рабочие места телефонистов справочно-информационных служб местных телефонных сетей на базе компьютеров, аналогичное техническое оснащение имеют рабочие места телефонистов стола заказов на междугородных телефонных станциях и т.д. Широко внедряются для передачи речевого и других видов трафика интеллектуальные платформы и Интернет-технологии. В этих условиях происходит эволюция профессиональных функций, заключающаяся в переходе от преимущественно физической работы и выполнения ручных операций к интеллектуальному труду, где все больший удельный вес занимает время анализа и контроля производственного процесса. Внедрение на сетях электросвязи электронного оборудования с управлением от ЭВМ сокращает удельный вес рабочего времени исполнителей, связанного с выполнением физических и механических действий по устранению повреждений и неполадок в работе технических средств. В то же время появляются новые операторские функции по наблюдению за работой управляющих устройств, проведению диагностики оборудования и производственного процесса в целом, происходит интеграция профессий и специальностей, аккумулирующих в себе труд рабочих, техников, инженеров. Эволюция требований к профессионально-квалификационному составу обуславливает необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров связи с учетом меняющихся технико-технологических и организационно-экономических условий производства. Эта система в отрасли связи включает в себя сеть специальных высших и средних учебных заведений, учебных центров и курсов, периодически или постоянно действующих семинаров и других организационных форм обучения, которыми охвачено большинство производственного персонала организаций связи. Специалистов высшей квалификации (инженеров, экономистов, менеджеров, бухгалтеров, маркетологов и др.) готовят отраслевые высшие учебные заведения. Специалисты среднего звена (техники, электромеханики) обучаются в техникумах и колледжах связи. Подготовка рабочих связи массовых профессий проводится либо в профессионально-технических училищах связи, либо непосредственно в организациях путем индивидуального или бригадного обучения. В последние годы все большее распространение получает дистанционное или электронное обучение с использованием информационных технологий на базе Глобальной сети Интернет. Такие системы развернуты всеми отраслевыми ВУЗами связи и позволяют получить высшее образование без отрыва от производства независимо от места проживания обучающихся. Единственное условие для дистанционного обучения — это наличие доступа к сети Интернет. Особый интерес данная форма обучения вызывает у специалистов, желающих получить второе высшее образование, поскольку эволюция технологий, менеджмента и других аспектов деятельности операторов требует адекватной профессиональной подготовки производственного персонала. Несмотря на общую тенденцию снижения численности работников во всех подотраслях связи, потребность компаний в работниках отдельных профессий и специальностей существует практически постоянно. Это обусловлено, в первую очередь, текучестью кадров по различным причинам, включая выход работников на пенсию, поступление на учебу с отрывом от производства, увольнение по собственному желанию и др. Одним из важных факторов появления потребности в новых кадрах является диверсификация производства, расширение номенклатуры оказываемых услуг и сфер деятельности. В настоящее время, например, многие операторы связи испытывают дефицит высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, менеджеров по проектам внедрения новых услуг и ряда других. С другой стороны, снижение спроса на отдельные традиционные услуги, замена морально устаревшего оборудования влекут за собой невостребованность отдельных категорий кадровых работников. Таким образом, текучесть кадров, внедрение новых технологий и услуг, совершенствование технологической базы производства приводят к недостатку в организациях связи работников одних профессий и специальностей и излишку других. При этом задачей руководства компаний является создание благоприятных условий для адаптации сотрудников к изменяющимся организационно-техническим условиям на основе создания комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в соответствии с корпоративными целями и внутренними ресурсами организации. По оценкам экспертов, с учетом инновационного характера развития инфокоммуникации, повышение квалификации руководителей высшего звена должно осуществляться ежегодно, менеджеров среднего звена и специалистов — не реже 1 раза в 3 года, рабочих — не реже 1 раза в 5 лет. Многие крупные компании с разветвленной филиальной сетью создают системы корпоративного дистанционного обучения, позволяющие вовлечь в процесс повышения квалификации сотрудников географически рассредоточенных подразделений. Такие системы позволяют на 50 — 70 %.снизить затраты на обучение и повысить его качество за счет привлечения к разработке электронных курсов и средств тренинга наиболее компетентных специалистов отрасли. Их преимущество состоит также в том, что подобные системы дают возможность оперативно реагировать на изменение стратегии бизнеса при выводе на рынок новых услуг, появлении конкурирующих компаний, а также существенно облегчить процессы интеграции при слиянии компаний или смене собственника.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |