Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной рефлексии молодежи




Множественные лики социологии.

Родилось слово социология для обозначения нового способа познания социальной реальности. Первое значение слова социология - метод познания социальной реальности; второе значение включает в себя те области наработанного социального знания, организованные в относительно самостоятельные научные дисциплины; 3- специальные социальные институты, функционирую щие в рамках социологии; 4- социология как знание и как социальный институт существует в более широком контексте социальной связи всего общества, она превращается в индикатор качества социальной связи.

5 точек зрения на предмет социологии:

1 - негативная оценка: социология не является наукой, поскольку истинно научным может считаться только добросовестного накоплений фактов.

2 - качественно новое понимание социологической науки в ее целевом значении в контексте формирования новой идеологемы; социология как новая наука о движущих силах сознания и поведения общества

3 - социология в результате своего дробления, появления множества социологических дисциплин стала утрачивать свой предмет исследования.

4 - сегодня социология - это некая интегративная супер- релятивистская наука, которая основана на плюрализме истины.

5 - социология сегодня находится в неком переходном состоянии.

Проблема низкого статуса социологии в современном российском уровне, причины:

1- социологию подменяют демоскопией. Отсюда результаты одного опроса могут не поровнргать результаты другого опроса.

2- партийность, идолопоклонство.

Согласно западному социологу Элброй, социология прошла 5 этапов развития:

1 -универсализм: стремление получить общезначимые знания для человека и общества.

2 - национальная социология

3 -раскол социологии на две илеологемы: социалистическую и буржуазную.

4 - индигенизация социологии: усиление национальных школ и традиций социологии.

5 - глобализации социологии.

Есть несколько вариантов в разделении этапов развития социологии:

Классическая: главный объект- выяснение социальных фактов

Неклассическая: выявление социальных связей

Постклассическая: изучение разных субъективных реальностей.

Разделение на 2 этапа: классический и современный, классика подразделяется на раннюю и позднюю.

Ранняя классика - до 17 года, поздняя - после 17.

Современный период включает в себя послевоенную социологию, новейшую социологию, выявление теорий среднего уровня.

 

26.03.2012 Лекция 6

Лежит в основе социологического воображения (Гидденс, Штомка, Миллс) — умение мыслить социологически, направлено на расширение своего поля зрения и развития воображения. На их взгляд оно помогает исключить себя из рутины повседневной жизни, то есть подняться над ними и оценить происходящие явления в ней по-новому. Связано с общими проблемами общества. Отражает ваше положение в обществе, отсюда слежует 4 основных положения понимания социологической рефлексии:

1. То, что вы есть счас — то что общество вложило в вас и то, во что вы сами себя превращаете — это антиномия взаимодействия, которая проявляет себя в пердимонокле, эпидерсии. Каждый из вас выстраивает свое поведение и отношение в определенной упорядоченности, которая зависит от тех или иных соц ценностей и инд предпочтений.

2. Она дает возможность (рефлексия) увидеть и сравнить различные точки зрения и позиции по тем или иным проблемам, которые себя взаимодополняют.

3. Соц рефлексия помогает оценить практику решения разных проблем в ее позитивном и негативном вариантах во благо или во вред развитию человеку, групп, обществ.

4. Благодаря соц рефлексии человек развивает свое критическое мышление, которое помогает более глубже понять себя и проникнуть в смысл своего собственного я. Такой подход позволит более адекватно ставить перед собой цели и выбирать реальные средства для их достижения. Иначе говоря, человек становится творцом своей судьбы — значит он несет полную ответственность за те поступки которые он совершает, несет ответственность за свое будущее.

 

Соц рефлексия, умение мыслить социологически — учить жить сегодня и дает возможность найти приемлемые варианты решения жизненно важных проблем. По словам Питера Штомки, рефлексия — это способность распознавать и чувствовать взаимосвязь всего, что происходит в соц жизни со всеми структурными и историческими условиями, а также с действиями, которые принимаются как отдельных так и коллективных соц субъектов, которые образуют социум общества.

В самом общем плане — это качественный критерий осознания индивидом самого себя, действий, в контексте развитии всего общества; умение понять свое настоящее и определить будущее развитие и свое место в нем.

 

5 критериев выделения социологического знания о молодежи:

1. исторический — классический и современный период в развитии зарубежной соц и особенности развития и становления соц молодежи в России.

2. Онтологический — включает соц осмысление сущности молодежи и социологии молодежи как науки об обществе молодежи.

3. Гносеологический дает выявить особенность познания молодежи в современных условиях.

4. Институциональный — становление предметной области и формирование соцмол как науки о молодежи. 2 аспекта — организационный и познавательный.

5. ценностный/нормативно-правовой и морально-этический — на какой ценностной основе строится наука о молодежи.

 

Понятие критерия — греч. «признак», на основании которого производится оценка и определение того, что мы изучаем. Корневая основа — критик — означает искусство разбирать, судить. Обозначим предметное поле.

 

Историч критерий — описание истории становления соцмол, как самостоятельной науки и отдельной отрасли соц знания. Перевод слова история — описание.

2 аспекта — общий (контекст развития зарубежной социологии, 2 периода: классич и соврем и подпериоды) и специфический (особенности развития социлогии в России, 3 периода: дореволюц, советский и современный/постсоветский).

Основанием для становления соцмол, как научного знания, можно считать отдельные философские размышления о ней — Сократа (казнен за развращение молодежи), Платон (о месте молодежи в идеальном государстве), эпоха Просвещения — Руссо (говорил о проблеме целесообразности естественного воспитания детей и о различиях между детьми и взрослыми). Проблема педагогики и воспитания - труды Герберта, Песталоцце, Дистерверг.

 

Первые работы — Конт: проблема взаимосвязи соц порядка и прогресса со сменой поколений. Спенсер: проблема детства и положение молодежи в обществе. Труды Маркса, Энгельса: согласно теории марксизма, молодежи присуще ее диалектичекое противоречие ее классовых и возрастных свойства, что определяет ее участие в полит борьбе.

 

Целостные классич работы — не социологические, биологические, психологические и антропологические. Холл - «Молодежь» 1904. Гросс «К психологии молодежи переходного возраста». Бертфельд «О понятии молодежи» 1914. шпрангер «Психология молодежи». Еще Фрейд, Юнг и Адлер.

Более социологич работы: Карл Мангейм «Проблема поколений» 1928, где предпринята попытка коцептуальная социологич подхода к исследованию молодого поколения. Если в ранний период классики происходила постановка проблемы объекта и предмета науки о молодежи. В поздний период появляютс проекты создания единой науки о молодежи — Нимерко «Проект интегральной науики о молодежи» и Малер «Ювентология и...».

 

Особенности исторического развития соцмол в России, то она была определена 3 основными моментами:

1. Она неразрывно связана с формированием социологии как нацки и развивалась в контексте 2х направлений — классического (аккумулировала опыт мировой соц) и национального классического (выделяла свои специфические проблемы), отличалась публицистичностью и философско-религиозным осмыслением той соц реальности, которая была в России.

2. В теоретико-методологическом плане широко использовала западные концепции молодежи, но формально подвергала их критике с позиций марксизма.

3. В содержательном отношении доминировали эмпирические и различного рода прикладные исследования и осуществлялась разработка методического инструментария, то есть сбор первичной информации о молодежи.

 

В росс соц интерес к молодежи впервые возник на рубеже 19-20 века, связан, с одной стороны, с развитием капитализма в России и разрушением традиционной семейной социализации. По словам русс философа Николая Федорова (1828-1903) — разрыв трад связей между старшими и младшими поколениями в конце 19 в привел к противопоставлению мира взрослых с молодежью, что послужило одной из причин революц событий 1917 года. Сорокин «Кризис современной семьи» 1916. С другой стороны, кон19 в изменился характер массового профессионального образования — статьи в «Вехах» по проблема студенчества и молодой интеллигенции. Работа Сперанского и Кауфмана «О бюджете учебного и внеучебного времени учащейся молодежи».

В организационно-методическом плане исследования обусловлены открытием росс соц общества имени Ковалевского и периодическим изданием соц трудов зарубеж и отеч авторов. Онако научная дисциплина не была представлена до 17 года. Начиная с советского периода открыты кафедры, в 1919 институт, а в 20 году отделение социологии, возглавил Сорокин.

Как оказал анализ документов, то на первом месте стояли проблемы трудового воспитания молодежи, проблема коммунистич мировоззрения молодых людей. 29 г — социология — бержуазная лженаука, проблематика соцмол: реальные проблемы молодежи не изучались, началось в 60х годов: создание соц группы для практического решения проблем воспитания молодежи; созданы спец группы для перевода на русский классиков зарубежной соц, которые имели ограниченный доступ; проводились эмпирические исследования молодежи. 68 — институт конкреытных соц исследований. А в 76 — научно-исследоват центр по проблемам молодежи. Проведено 1 широкомасштабное исслед молодежи — 67 год (от 14 до 28 лет). К концу 60х уже действовало более 400х соц лабораторий и занимались изучением проблем молодежи.

В советское время 60-80 гг на основе развития совет соц была сформирована 4хуровневая модель соц знания:

1. общесоциологическая теория (исторический материализм);

2. социологическая социальная теория социалистической формации — теория коммунистического воспитания и образования;

3. спец социологические теории, выделена дисциплина соцмол;

4. конкретные соц исследования.

Поскольку соц была лишена самостоятельного статуса, ее считали прикладной частью историч материализма или научного коммунизма.

Эта модель знания, ориентированная на реализацию идеологического заказа. 4 школы — новосиб, ленинград, эстонская.

Московская не представляла собой целостной школы, определяла характер соц заказа. Ленинградская, Лесовский — 1 книга по соцмол. Новосиб — исслед Шубкина — изучение жизненного старта молодежи, методик лонгэтюдных исслед молодежи. Свердловская —Рубкевич — воспроизводство соц структуры общва. Эстонская — Титман — использовал западные методики — дифференциация жизненного самоопределения молодежи в рамках нацинально-территориальных общностей. Молодежные субкультуры — белорусская.

 

В современных условиях с 90х годов, в силу востребованности знания, приобрели значимость и получили разработку. Сегодня имеется около 100 учебников по соцмол, несколько тысяч монографий — разное понимание обществом молодежи — это ничто, надежда или опасность.

В общем плане в настоящее время в соц-гуманитарном знании имеются 3 основнвых проекта научного знания о молодежи:

1. как отраслевая

2. наука о молодежи как междисциплинарные исследования

3. ювенология — наука о молодости, есть и юнология, ювентология.

Среди соврем исследований можно выделить — Брайна Уилсона «Борьба, полет или комфортность: субкультуры, молодежи и рейв в 21 веке», Роберт Вуд «Линейкой молодежи: сложность и противоречивость субкультуры», через философию линейки, наскоко в субкультурах индивид умеет противостоять некой коллективной общности, все поддаются или нет. Дунайер и Винн «Образование и риск: смотрим в будущее» 2001г. Винн «Молодежь и общество» 2004г.

В России — Луков, Икоников, Чупров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.