Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антологический критерий




Критерии предметного поля социологии молодежи.

02.04.2012

4 школы изучения молодежи.

Сегодня есть три основных компонента социологии молодежи.

второй критерий - антологический. Полученные знания находились в рамках определенной парадигмы той эпохи. Развивать общество и решать его проблемы. 2 представления о реальности окружающего мира

объективные представления - все процессы и явления в природе рассматриваются как свойства и качества материи органической и неорганической, существующей независимо от нашего восприятия и убеждения.

субъективные представления

 

Такой взгляд дает наибольшую возможность постигнуть сущность социального явления - антологический взгляд. Общества, группы людей и взаимодействия занимают особое место в системе мироздания.

Молодежь - значимый структурообразующий элемент этой специфической реальности ибо она осознанно конструируется основными институтами общества. А потому молодежь наиболее полно определяет не только его будущее развитие, но и его настоящее состояние.

Социология изучает общества как целую противоречивую систему оказывающее и позитивное и негативное влияние на молодежь. И происходит это тогда, когда общесоциальные и общенародные ценности и ориентиры замещаются групповыми и частными интересами опр. субъектов власти.

Антологические критерии - определение сущности молодежи не только как категории будущего и настоящего, но и конкретно исторические средства конструирования ее как элемента социальной реальности.

Антологический критерий с.м. Дает возможность понять и раскрыть социальную сущность молодежи - она определяет будущее, которое конструирует ее настоящее с целью сохранения и воспроизводства др.поколений.

 

В метафизическом контексте -молодежь - время перехода от мира правды к миру лжи.

 

3. Гносеологический критерий.

Как критерий он обозначает имеющийся уровень научных знаний и молодежи и характеризует ту или иную направленность в познании молодежи, где предпочтение отдается общепринятым установившимся общепринятым истинам - аксиомам.

Уровень того или иного знания всегда соответствует уровню общественного развития человечества, ибо на основе имеющихся знаний решаются общественные проблемы - каждой исторической эпохе соответствует свой усредненный уровень знания, соответствует уровню ее саморазвития и самосохранения.

Сегодня молодежь занимает особое место в обществе и рассматривается как активный субъект и средство для активизации разного рода стратегий. Поэтому возникает проблема формирования новой модели парадигмы знания.

С пон имением социологии молодежи как уровня знания, характеризующего общую направленность ее изучения и ставит проблему поиска нового подхода на основе целостного знания о ней.

 

Три концептуального направления в 20 веке теоретического осмысления молодежи.

1 молодежь как носительница особых психофизических свойств, где предметом исследования выступал юношеский возраст.

2 молодежь через совокупность присущих ей культурных свойств и функций. Предмет изучения - культурная группа сверстников.

3 молодежь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений. Здесь выделяются разные теории.

 

С кон 20 - нач 21 века - доминирование ювентологических, постмодернистских и др направлений молодежи

Запад - изучение индивидуальных стратегий жизни молодежи.

4 исследовательских подхода:

1 молодость как проблема - чикагская школа. Изучение криминального поведения молодежи.

2 молодость как развлечение. Молодежь - гомогенна и однородная группа, ее отличия о других групп.

3 молодежь студенческая в контексте протестных и революционных движений. Теория конфликта поколений.

4 проблема идентичности 80-90гг.

 

В России на протяжении 20 века

1 молодежь как объект социалистического воспитания - усвоение господствующих норм и ценностей

2 молодежь как субъект общественной жизни

3 социально профессиональные проблемы молодежи

4 изучение формальных и неформальных молодежных объединений.

 

Сегодня в России есть многообразные концепции молодежи

1 макросоциальный подход Руткевича

2 гуманистическая концепция Ильинского

3 концепция социализированной нормы Ковалевп

4 концепция.?. Чупрова.

 

По В. Лесовскому в России 3 подхода социологии молодежи

1 научный - изучение молодежи, ее становления и развития.

2 негативистский - критически осуждающий молодежь как таковую

3 восторженно - оптимистический - идеализация и захваливание молодежи.

 

Исследовательские направления

- рынок труда

- эмиграция

-...

- социальная защита и др.

 

К концу 20 века научное познание молодежи базировалось на представлении традиционном и неклассическом представлении. Молодежь- особый социальный субъект, воспроизводит социальные проблемы общества и свои проблемы.

 

3 понимания

1 молодежная проблематика - отклонение от системной устойчивости и нормативности. Изучение молодежи направлено на выяснение механизмов, позволяющие строить молодежь как структуру общества.

2 молодежь - результат разных субъективных представлений в обществе.

3 проблема молодежи и она сама актуальны, кода ее проблематика ставит под сомнение нормальное развитие общества.

 

4. Институциолизационный критерий.

Институциализация связана с определением предметных границ. Предполагает структурализацию социологического знания, его дисциплинарную определенность научного сообщества, и востребованность этого знания - доверия к нему со стороны общества.

Институты - созданные человеком ограничительные рамки организуемые взаимодействия между людьми, институциоалльные изменения определяют то, как общества развивается во времени.

В общем виде институциализация социологии молодежи проходило по трем направлениям:

1 прикладные исследования молодежи в биологии, психологии, антропологии, психологии и т.д.

2 теоретико - методологические. Формирование науки.

3 организационно-практическом, нормативно-прпвовом. Возникновение учреждений по организации работы с молодежью.

 

Начало процесса институциализаци социологии молодежи связано с двумя фактами.

1 по всей Западной Европе прокатилась волна протестов

2 появление молодежных субкультур.

В 1970 году на Всемирном социологическом конгрессе в структуре международной соц.организации был создан комитет социологии молодежи. Был четко определен предмет ее исследования - возраст, социальный статус и социально-психологисеские свойства молодежи. Через два года в 1972 г. Прошла конференция где это предметное поле было уточнено и были выявлены его новые особенности:

1 СМ - особая область общей теории социализации, а потому социология молодежи всегда зависит оттого какие общественные и политические взгляды доминируют в данный момент, т.е. молодежь всегда подчиняется методам и целям стратегий властвующих элит.

2 СМ должна заниматься кругом социологических проблем молодежи, а не амальгамой разных направлений исследований молодежи. Т.е. проблемы внутри всего исторического общества и должна соотноситься с дркгими возрастными группами, где в качестве объектов выделялись репродукция, проблема образования и социального расслоения общества.

 

4 особенности предметного поля социологии молодежи

1 СМ как направленность на поиск системных свойств и закономерностей анализа взаимодействия подростков и юношей и др.возрастными группа.

2 задача СМ - исследовать воздействие общества в целом, его отдельных институтов на нее саму.

3 предмет СМ включает в себя характер изменения социального статуса молодежи, его повышение, сохранение или понижение. Если понижается соц.статус - происходит отклоняющее поведение, антагонизм со взрослыми.

4 СМ не должна заниматься восхвалением государствами нацелена на согласие между идущими и подвластным и нацелена на изучения основ их согласия.

 

Современное поле исследования СМ описывает программа.?.

1 молодежная субкультура и космополитизм

2 молодежная культура и новые социальные движения в усл.цифровой революции

3 молодежь в странах с переходной экономикой

4 массовое высшее образование и трудоустройство

5 молодежь в глобализации

6 молодежь и конструирование студенческой индивидуальности

7 Проблема работы с молодежью

8...

9 насилие

Главная цель - ответить на вопрос, куда мы идем и чего нам не хватает.

 

5 системообразующий признак социологического знания молодежи - этико нравственные, морально правовые... На основе целостно ориентированной социологии.

Социолог должен быть беспристрастным. (кодекс социолога)

 

02.04.2012. Лекция 7

Второй критерий:

Онтологический (онтология - сущее, учение о сущем). Главное в том, чтобы полученное новое знание находилось в рамках определенной парадигмы той эпохи. Это знание должно служить развитию определенного общества и решать его проблемы. Исторически в научном знании было сформировано два представления о реальности окружающего мира: объективное и субъективное.

Согласно объективному представлению, все процессы и явления в природе рассматриваются как свойства и качества материи органической и неорганической, которая существует в независимости от нашего восприятия и убеждения. Такой взгляд дает наибольшую возможность постигнуть сущность изучаемого явления, такой взгляд независим от действий исследователя, а поэтому он получил название онтологического.

Если исходить из мнения некоторых современных российских социологов, например Гоффмана, в книге 7 лекций по социологии он говорит, что общество людей, группа и взаимодействие людей - это специфическая реальность, которая занимает особое место в системе мироздания. Молодежь - это значимый структурообразующий элемент этой специфической реальности, ибо она осознанно, рационально, целенаправленно конструируется основными институтами общества (образование, культура, сми и т.п.), а потому молодежь наиболее полно определяет не только его будущее развитие, но и его настоящее состояние. Социология изучает общество как целостную противоречивую систему, которая может оказывать как позитивное влияние или воздействие на молодежь, поколение, так и негативное - блокировать и препятствовать процессу развития и самореализации. И происходит это тогда, когда общесоциальные, общенародные, общенациональные цености и ориентиры замещаются групповыми и частными интересами определенных субъектов власти.

В России не созданы нормальные условия с целью создания семьи. Отсюда онтологический критерий - это проблема определения сущности молодежи не только как категории будущего и настоящего, котрое раскрывается через характер антиномных взаимосвязей между обществом и молодежью, но и конкретно исторические средства конструирования ее сущности для создания ее реальности. Онтология - наука об обществе молодежи. В жтом контексте она выступает как один из структурообразующих элементов системы, обуславливающих ее целостность, что находит проявление в реальном положении молодежи, которое реализуется в различного рода моделях социального поведения или жизненных стратегиях и зависит от того, какие ценности задает эта система с точки зрения своего сохранения, воспроизводста и развития. Онтологический критерий социологии молодежи дает возможность понять и раскрыть социальную сущность молодежи, которая заключается в том, что она определяет будущее, которое конструирует ее настоящее с целью созранения и воспроизводства других поколений. В метафизическом контексте молодежь - это время перехода от мира правды к миру лжи. Молодежь в настоящем является условием самосохранения других поколений.

3 критерий - гносеологический:

Такому объективному взгляду противопоставляется субъективистская позиция, или гносеологическая. Гносеология с латинского - знание, учение о знании, познание. Как критерий он обозначает имеющийся уровень научных знаний о молодежи и зарактеризует ту или иную направленность в познании молодежи, где предпочтения отдаются общепринятым установившимся истинам, аксиомам, т.е. тем или иным субъективным знаниям. Это всего лишь оценка существующей реальности на из основе.

Отсюда возникает определенная догматизация научных знаний, теорий, законов, которые в известной степени не способствуют научному познанию. Уровень того или иного знания всегда соответствует уровню общественного ращвития человечества, ибо на основе имеющегося знания решаются проблемы. Каждой исторической эпохе соответствует свой усредненный уровень знания, который соответствует ее развитию и необходим самосохранению.

В современных условиях глобальных изменений, нарастанием противоречий между развитыми и развивающимися странами в наибольшей степени жти проблемы затрагивают молодежь, которая в силу вышеотмеченной онтологической сущности и своего неустойчивого объективного и субъективного социально-психологического состояния находится в зоне парадокса, риска, повышенной опасности, что оказывает влияние на ее поколенческое и индивидуальное становление. Россия в жтом контексте сегодня оказалась наиболее слабым звеном в цепи демократических преобразований, что способствует возникновению различных протестных движений. С другой стороны, молодежь сегодня занимает особое место в обществе и рассматривается как активный субъект и как средство для реализации различного рода стратегий. Возникает проблема формирования новой познавательной модели, парадигмы знания, социологии молодежи, ориетированной на раскрытие этих антиномных взаимосвязей между обществом и молодежью как субъекта и объекта социальных действий.

Гносеологический критерий связан с пониманием социологии молодежи как такого уровня знания, которое зарактеризует с обной стороны, общую субъективную направленность в ее изучении, а с другой стороны ставит проблему поиска нового подхода к изучению молодежи на основе целостного знания о ней.

3 концепутальных направления теоретического осмыслия молодежи:

1- характеризует молодежь как носительницу особых психофизических свойств, где едметом исследования выступал юношеский возраст. Были разработаны разные теории юности;

2- рассматривает молодежь через свовокупность присущих ей культурных свойств и функций, предмет изучения в этом контексте - это культурная группа, группа сверстников.

3- трактует молодежь как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений. Здесь выделяются разные теории поколений.

С конца 20- начала 21 вв. Начинают доминировать постмодернистские, феноменологические и др.

Для западной социологии важно изучение индивидуальных жизненных стратегий молодежи через каналы ее вхождения во взрослое общество. Можно выделить 4 исследовательских подхода:

- молодость как проблема (Чикагская школа)- начало 20 в. до второй мировой войны, проблема криминала;

2- молодость как развлечение 50-60 гг. Молодежь - гомогенная однородная группа, ее отличие от других;

3- изучалась студенческая молодежь в контексте протестных революционных движений, в контексте теории конфликта поколений;

4- исследование молодежных субкультур, облема идентичности, 80-90 гг.

5- социально- экономические проблемы.

В России:

- молодежь какобъект социалистического воспитания через усвоению госодствующих норм и ценностей

2- молодежь как субъект общественной жизни, ее интересы и ценности

3- социально-профессиональная проблема молодежи

4- изучение формальных и неформальных объединений молодежи

В современных условиях в России существуют:

Макросоциалтный подход к молодежи

- гуманистическая концепция - Ильинский

- концепция социализированной нормы - Ковалева

- концепции социального воспроизводства

В России существуют 3 подхода к изучению социологии молодежи:

1. Научный - изучение молодежи в ее становлении и развитии

2. Негативистский - критически осуждающий молодежь

3. Восторженно-оптимистический - идеализация и захваливание молодежи

Рынок труда, потребительское поведение, социальная защита, образование исследуются при изучении молодежи. К концу 20 в. научное познание молодежи бащировалось на традиционном и некоассическом представлении.

3 методологических принципа:

- молодежная проблематика есть отклонение от некой устойчивости нормативности, пожтому изучение молодежи напрвлено на изучение средств и механизмов встраивания молодежи в структуру общества;

- молодежь есть результат различных субъективных представлений о олодежи, которые существуют в обществе;

- проблема молодежи и сама молодежь становятся актуальны тогда, когда ее проблематика ставит под сомнение нормальное развитие общества.

4 критерий - институциализационный: с латинского - учреждение, установление. Непосредственно связано с определением предметных границ. Она предполагает не тлько структуризацию социологического знания и его дисциплинарную определенность, но и востребованность этого знания, т.е. доверие ему со стороны общества. Согласно Дугласу Норту, институты - это созданные человеком ограничительные рамки, организующие взаимодействие между людьми. Институциональныеизменения определяют то, как общества изменяются во времени. По мнению специалистов, современная социология включает в себя свыше 50 специальных социологических теорий, имеющих разный статус. Но их положение еще полностью не осмыслено с точки зрения перспектив социологии и общественных потребностей.

В общем виде институциализация социологии молодежи, становление ее предметной области происходили по трем основным напрвлениям:

1- прикладные исследования молодежи в контексте различных дисциплинарных знаний;

2- теоретико-методологические исследования, связанные с формированием единой самостоятельной науки о молодежи;

- организационно-практическом, нормативно-правовом.

Начало процессу институциализации социологии молодежи как особой области научного знания связано с бвумя фактами конца 60- начала 70 гг., когда по всей Европе прокатилась волна молодежных протестов и появились новые молодежные субкультуры. В 1970 г. на всемирном социологическом конгрессе в структуре международныз социологических ассоциаций был создан специальный исследовательский комитет по социологии молодежии и бозначен ее предмет - возраст, социальный статус и социально-психологические свойства молодежи. В 1972 г. предметное поле социологии молодежи было уточнено и были выявлены новые их особенности:

- социология молодежи - особая область общей теории социализации, а потому она всегда зависит от того, какие общественные и политические взгляды доминируют в данный момент. Молодежь как объект социализации всегда подчиняется методам и целям стратегии властвующих элит.

- социология молодежи должна заиматься кругом социологических роблем молодежи, а не амольгамой разных направлений исследований молодежи, она должна соотноситься с другими возрастными группами, гдк в качестве объекта изучения выделялись репродукция, проблема образования и социального расслоения общества. Согласно Людвигу Розенмайеру, в предметном поле социологии молодежи можно выделить 4 особенности:

1. Социология молодежи определяется как направленность на поиск системных свойств и закономерностей анализа, взаимодействия подростков и юношей друг с другом, другими возрастными группами, организациями, обществом;

1. Задача социологии молодежи состоит в том, чтобы исследовать воздействие общества в целом, его институтов на молодежь;

1. Предмет социологии молодежи включает в себя изучение характера изменения социального статуса молодежи, его повышения, созранения или понижения;

1. Социология молодежи не должна даниматься восзвалением государства и нацелена на согласие между имущими и подвластными, нацелена на изучение тех основ, на которых происходит это согласие. Американская социология в этом контексте в качестве предметной бласти социологии молодежи выявляла те факторы современной социальной действительности, которые определяли облему поколений, т.е. разрыв между убеждениями и делами молодых людей и ожиданиями взрослых. Современное предметно поле исследования социологии молодежи наиболе полно зарактеризует программа всемирного форума по социологии молодежи..... Это поле включает следующую тематику: 1.молодежная субкультура и космополитизм; 2.молодежная культура и новые социальные движения в условиях цифровой революции; 3.молодежь в странах с переходной экономикой; 4.массовое высшее образование и проблема трудоустройства; 5.молодежь и конструирование студенческой индивидуальности; 6.молодежь в условиях глобализации; 7.проблема работы с молодежью; 8.взаимодействие поколений; 9.насилие среди совершеннолетних.

5 критерий - системообразующий признак социологического днания о молодежи, обзначающий этико-нравственный... на основе ценностно- ориентированной социологии. Он обозначает, что социолог должен быть беспристрастным при идучении социальных проблем молодежи и использовать полученные знания на благо общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.