КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные математические понятия
Вопрос 3. Теоретическая база методики и ее связь с другими науками Вопрос 2. Теоретическую базу методики развития элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последним относятся (Столяр А.А.): — работы классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии; — научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.); — программно-инструктивные документы (комплексные и парциальные программы, методические рекомендации к ним и т.д.); — методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в «Дошкольном воспитании», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я» и др., пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.); — передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.
Связь с другими науками: 1. Общая и дошкольная педагогика – принципы обучения. 2. Общая и детская психология – закономерности развития ребенка дошкольного возраста. 3. Основные области математики - теоретическая база для методики. 4. Философия – исходные положения. 5. Методика развития речи – в математике огромную роль играет речь, которая сопутствует развитию логического мышления. 6. Изобразительная деятельность – использование геометрических фигур (аппликация и т.д.). 7. Физкультура – использование пространственной ориентировки. 8. Анатомия и физиология – расчет нагрузки; условия чередования различных видов деятельности.
Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Математическое развитие – сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (Столяр А.А.); развитие когнитивных процессов и личностное развитие ребенка (Прохорова, Демина); развитие математического стиля мышления и математических способностей дошкольников (Белошистая Анна Витальевна) Формирование математических представлений (Столяр А.А.) – целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Множество – совокупность элементов, представляющих собой структурное единство (например: множество парт). Виды множества: определенное (можно определить количество), неопределенное (нельзя определить количество: песок, вода), однородное (множество девочек), неоднородное (множествостудентов), пустое множество (когда ничего нет), бесконечное множество (очень большое множество). Операции со множеством: уменьшение, увеличение, дробление, объединение. Счет – сложная умственная деятельность, в процессе которой происходит установление единства между числами и каждым элементом множества; определение количества. В результате счета получаются итоговые числа, определяющие мощность множества. Число служит знаком при счете. Цифра – графическое изображение числа. Цифр всего 10. Эталон – общепринятая система норм, свойств предметов, образцов для определения чувственных отношений. Эталонами для определения форм являются геометрические фигуры. Форма – внешнее очертание предмета. Форма может быть: определенная – неопределенная, правильная – неправильная. Фигуры могут быть: плоскостные (треугольник и т.д.), объемные (тела: пирамида, шар и т.д.). Величина – сложное, обобщенное понятие, включающее в себя ряд конкретных (длина, масса, площадь). Время – особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, последовательности и длительности. Чувство времени – способность чувствовать, оценивать временную длительность и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Ориентировка в пространстве – оценка расстояния, размеров, взаимного расположения предметов и их положение относительно ориентирующегося (ориентировка на местности). Алгоритм – общий способ решения однотипной задачи.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |