Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Станов­ления теории и методики математического развития дошкольников в СССР




Этап начала разработки теории и методики математической работы с детьми дошкольного возраста

Вопрос 2.

Второй этап

(30-50 года XX столетия)

 

В конце 30-х годов ХХ века происходит отход от неорганизованного обучения в детском саду.

Данный этап связан с началом разработки теории и методики математической работы с детьми дошкольного возраста. На этом этапе теоретики и практики дошкольной педа­гогики стремились определить содержание, методы и приемы работы, дидактический и игровой материал, опираясь на идеи и педагогические взгляды ведущих ученых — психологов и педагогов.

Прежде всего, на развитие методики обучения ма­тематике детей дошкольного возраста на этом этапе оказали влияние труды Л.С. Выготского, который среди различных знаков выделил математические знаки, с которыми дети знакомятся уже в дошкольном возрасте.

Психологическое изучение раз­вития счета у детей на основе житейских и научных по­нятий, проведенное Л. С. Выготским, легло в основу по­следующих психолого-педагогических исследований в этой области. Л. С. Выготский пришел к выводу о том, что ребенок может овладеть научными понятиями лишь тогда, когда в житейских понятиях он уже достиг опре­деленного уровня.

Л.В. Глаголева раскрыла содержание, методы и приемы формирования у детей первоначальных пред­ставлений о числе, величине и ее измерении, о делении целого на части. Она рекомендовала педагогам исполь­зовать различные методы обучения: лабораторный (от­работка практических действий с использованием на­глядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных по­собий), то есть обращала внимание на формирование научных понятий у детей. При формировании представ­лений о количестве большое внимание Л. В. Глаголева уделяла игре. Она предложила разнообразные методы обучения детей сравнению величин, обратив особое внимание на значимость самостоятельной детской дея­тельности. Л. В. Глаголева отмечала, что проблему вос­питания ребенка-дошкольника необходимо рассматри­вать как проблему организации всего его поведения в среде. В то же время основной путь приобретения и за­крепления полученного опыта она видела в самостоя­тельной работе, самовоспитании, которые стимулиру­ются тщательно продуманной взрослыми средой, по словам Л. В. Глаголевой, изобилующей стимулами.

Предложенная Л. В. Глаголевой методика работы с детьми по формированию элементарных математиче­ских представлений носила несколько формализован­ный характер, но, несмотря на это была прогрессивна, так как впервые включала столь разнообразные методы обучения детей дошкольного возраста.

Идея развивающей среды, нашедшая выражение в работах Л. В. Глаголевой, созвучна идеям Ф. Н. Блехер, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой и соответствует некото­рым современным представлениям о развивающей предметно-игровой среде.

В работах Е.И.Тихеевой, М.Я.Морозовой и других под­черкивалось, что знания о первых десяти числах ребенок дол­жен усвоить еще до школы и при этом усвоить их «без вся­ких систематических занятий и специальных приемов учебного характера». В работе «Современный детский сад, его зна­чение и оборудование» (Петербург, 1920) авторы отмечали, что сама жизнь детского сада, занятия детей, игра предос­тавляют огромное количество моментов, которые можно ис­пользовать для усвоения детьми счета в пределах, доступных их возрасту, и усвоение это полностью непринужденно. Лег­ко закладывается в душу ребенка тот фундамент математи­ческого мышления, который так необходим как ученику, так и учителю, если школа (детский сад) стремится к науч­ному и систематическому обучению.

Е.И.Тихеева четко представляла себе содержание озна­комления детей дошкольного возраста с числом и со счетом и неоднократно подчеркивала, что современная методика стремится к тому, чтобы подвести детей к усвоению знаний самостоятельно, создавая для ребенка условия, обеспечива­ющие ему самостоятельный поиск познавательного материа­ла и использование его. Она писала, что учить детей вычис­лениям не следует, однако ребенок должен усвоить первый десяток, конечно, до школы. Все числовые представления, доступные детям этого возраста, они должны брать из жиз­ни, в которой принимают деятельное участие. А участие ре­бенка в жизни при нормальных условиях должно выражать­ся лишь в одном — работе, игре, т.е. играя, трудясь, живя, ребенок обязательно сам научится считать, если взрослые будут при этом для него незаметными помощниками и ру­ководителями.

В работе «Счет в жизни маленьких детей» (1920) Е.И.Ти­хеева также выступала против «притеснения и насилия» в математическом развитии ребенка. Хотя она высказывалась против систематического обучения на занятиях, предлагая ознакомление детей с числом в процессе организации раз­нообразных игр и режимных моментов, но возражала и про­тив стихийного воспитания ребенка. Полностью справедливо она рассматривала сенсорное восприятие как главный источ­ник математических знаний. Понятие о числе должно вхо­дить в жизнь ребенка только в «неразрывном единстве с предметами», которые находятся вокруг ребенка. В связи с этим автор обращает внимание на наличие необходимого на­глядного материала в детском саду и дома. После того как те или другие числовые представления получены ребенком, можно использовать игры-занятия. Автор рекомендует спе­циальные игры-занятия с дидактическими материалами для ознакомления и закрепления этих представлений, углубле­ния необходимых умений в счете.

Ее метод основан на естественном математическом разви­тии ребенка в детском саду и в семье. В методических пособиях Е. И. Тихеевой впервые был определен объем знаний, которым должны овладеть дети к концу пребы­вания в детском саду. Особая роль отводилась счетным навыкам. Наибольшую ценность для современной до­школьной педагогики представляют разработанные ею игры-занятия по формированию элементарных матема­тических представлений. Е. И. Тихеева, так же как и Л. В. Глаголева, обращала внимание на создание развивающей среды как необходимого условия полноценного математического развития ребенка. Научные взгляды Е. И. Тихеевой во многом обусловлены идеями М. Монтессори, а потому отличались приверженностью теории свободного воспитания, хотя и им была свойст­венна определенная противоречивость. Например, предлагая интересный дидактический материал для обучения детей дошкольного возраста, автор в то же время отрицала систематическое использование этого материала в обучении дошкольников. И все-таки ряд общедидактических высказываний Е. И. Тихеевой и ее методические пособия представляют значительную ценность для современной общей и коррекционной до­школьной педагогики.

Разработкой методики формирования элементарных математических представлений детей занималась Ф.Н. Блехер. Буду­чи новатором-практиком своего времени в области дошколь­ного воспитания, она разработала, опробовала и предложила воспитателям широкую программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. Так, в методических ре­комендациях воспитателям нулевых групп детских садов (1932) она раскрывает методику организации упражнений, направленных на формирование понятий о величине, коли­честве, пространстве, времени и измерении. Хотя в целом книга «Научимся считать» рассчитана на индивидуальное использование, однако в ней много материала, позволяю­щего объединять детей. Чтобы воспитателю было легче рас­пределять материал, все содержание пособия поделено на уроки (81 урок) — так автор называет занятия.

Ф.Н. Блехер включает в программу детского сада счет в пределах десяти на специальных занятиях и счет до 20—30-ти в свободной деятельности. Она считает необходимым озна­комить детей с составом числа, порядковым числом, циф­рами, научить их решать несложные арифметические задачи и примеры. Одновременно, впервые в литературе по дош­кольной педагогике, автор указывает на то, что детям сле­дует показать независимость числа от величины элементов, составляющих множество, от расстояния между ними, от формы размещения, показать им соотношения между числа­ми в числовом ряду и др.

На основе материалов личных наблюдений она пытается поделить программный материал в соответствии с возраст­ными возможностями детей.

Так, в младшей группе дети учатся считать в пределах четырех, в средней — в пределах десяти, в старшей — дети должны уметь производить сложение и вычитание в преде­лах десяти и перейти к счету в пределах второго десятка.

В качестве основных средств математического развития детей Ф.Н. Блехер рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребенком в повседневной жизни, закрепляются в индивидуальных иг­рах-занятиях с дидактическим материалом. Для работы с детьми ею разработаны карточки с числовыми фигурами и цифрами для закрепления порядкового счета, состава чис­ла, карточки на сложение и вычитание, карточки для зак­репления знаний о времени, форме и т.д. Позднее Ф.Н. Бле­хер разработала и систематизировала этот дидактический материал.

Ф. Н. Блехер является автором дидактических игр и игровых занимательных упражне­ний, причем в работе над дидактическими играми она широко использовала русское народное творчество. Критически проанализировав идей классиков педагоги­ки, и прежде всего работы Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, Ф. Н. Блехер отдавала предпочтение все­мерному содействию саморазвитию детей, а не актив­ному вмешательству в их развитие.

Интересна разработанная Ф. Н. Блехер классифика­ция дидактических, в том числе и математических, игр. Она разделила их на игры с материалами и игры без материалов, или словесные игры. Игры с материалами, в свою очередь, подразделялись на игры с дидактически­ми материалами (дидактические игрушки, настольные игры и другие дидактические материалы) и игры с раз­личными игрушками и предметами (объекты природы и предметы обихода). К дидактическим играм с материа­лами Ф. Н. Блехер, например, относила драматизацию сказок и стихов-считалок с использованием соответст­вующих игрушек. Нам приятно сообщить, что все пред­лагаемые Ф. Н. Блехер сказки, стихотворения, игры активно использовались нами в многолетней практиче­ской и экспериментальной работе.

Ф. Н. Блехер не раз отмечала, что дидактические иг­ры с разнообразными (недидактическими) игрушками и предметами ценны тем, что ребенок воспринимает предмет со всеми присущими ему признаками, а также применяет знания, полученные в жизненных ситуациях. Этот подход находит отражение и в современных про­граммах дошкольного воспитания и образования, не­смотря на то, что классификации дидактических игр по­сле Ф. Н. Блехер претерпели некоторые изменения.

Ф. Н. Блехер призывала относиться с известной до­лей избирательности к использованию словесных игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в то время как старший дошкольный возраст детей требует широкого их применения в процессе математического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что методические подходы к подбору ди­дактических игр во многом заимствованы Ф. Н. Блехер из работ Г. Фолькельта, М. Монтессори, Ю. И. Фаусек. Тем не менее труды Ф. Н. Блехер, особенно разработан­ные ею игры, не потеряли своего значения и на совре­менном этапе предматематической подготовки детей. Однако следует отметить и ряд противоречий в методических воззрениях Ф. Н. Блехер, которые, конечно же имели объективные причины. Например, она недооценивала значения поэлементного пересчитывания совокупностей и в целом счетной деятельности в математическом развитии детей. Считая, что уровень математического развития ребенка зависит лишь от уровня самостоятельно полученных им знаний, она не давала никаких рекомендаций по организации целенаправлен­ного обучения детей счету. И все же, несмотря на эти противоречия, труды Ф. Н. Блехер имели положитель­ное влияние на развитие методики обучения детей счет­ным действиям.

В 40-50 годах началось экспериментальное изучение особенностей формирования у детей УН в области числа и счета. Значительное воздействие на становление теории и методики формирования элементарных математических представлений в эти годы оказали исследования Г.С. Костюка. К.Ф. Лебединцева, Н.А. Менчинской и других ученых, основанные на психолого-педагогических идеях Л. С. Выготского. Эти исследователи обосновали необходи­мость формирования у детей умений различать отдель­ные элементы множества, усвоения ими числительных и овладения счетными операциями; они выявили зависи­мость восприятия множества от способа пространствен­ного размещения элементов.

Особое значение в 40-е годы имели исследования Г.С. Костюка, известного ученого, психолога, директора научно-исследовательского института психологии г. Киева. Его инте­ресовали вопросы, связанные с математическим развитием детей раннего и младшего дошкольного возраста (2—4,5 года). Методика исследования заключалась в выполнении детьми игровых заданий. На основании полученных данных ученый сделал вывод о том, что понятие числа возникает у ребенка в результате понимания им количественных отношений. Ре­бенок абстрагирует число от конкретных предметов, при этом абстрагирование для него является активным процессом. Этот процесс происходит в условиях речевого общения. Формиро­вание понятия о числе — продукт анализирующих, синтези­рующих, абстрагирующих и обобщающих действий ребенка с объектами.

Вопросы психологии обучения арифметике подроб­но рассматриваются в работах Н. А. Менчинской, кото­рая проследила процесс формирования понятия о числе в дошкольном возрасте. На большом эксперименталь­ном материале ею рассмотрено соотношение воспри­ятия множества, проанализирован генезис развития его у детей на разных возрастных этапах. В работах Н.А. Менчинской «Очерки психологии обучения арифметике» (1947) и «Психология обучения арифметике» (1955) наиболее полно рассмотрены вопросы формирования понятия о числе у дошкольников. Анализируется путь форми­рования понятий о множестве и счете на разных этапах овла­дения числом. Одновременно с экспериментальными иссле­дованиями осуществлялась ориентировка на обобщение пере­дового педагогического опыта работы детских садов.

Исследования Г.С. Костюка и Н.А. Менчинской заложили основы для целенаправленного формирования математических представлений у детей дошкольного возраста, обогащения их жизненного опыта, развития их любознательности и математического мышления. В дальнейшем именно их работы стали базовыми для по­строения системы формирования элементарных матема­тических представлений у детей дошкольного возраста.

К.Ф. Лебединцев занимал крайнюю позицию, которая сводилась к запрещению лю­бого целенаправленного обучения математике. В книге «Разви­тие числовых представлений в раннем детстве» (Киев, 1923) автор пришел к выводу, что первые представления о числах в пределах 5 возникают у детей на основе различения групп предметов, восприятия множеств. А дальше, за пределами этих небольших совокупностей, основная роль в формиро­вании понятия числа принадлежит счету, который вытесня­ет симультанное (целостное) восприятие множеств. При этом он считал желательным, чтобы ребенок добывал знания в этот период «незаметно», самостоятельно. К такому выводу К.Ф.Лебединцев пришел на основе наблюдений за усвоени­ем детьми первых числовых представлений и овладением ими.

В книге М.Л. Янпольской «Математические игры и обору­дование в детском саду» (Киев, 1938) предлагались некото­рые рекомендации к организации работы по математике в детском саду. Представлены различные дидактические игры и упражнения с математическим содержанием: счет, число, ве­личина, вес, форма, пространство, измерение. Игры система­тизированы в соответствии с возрастом детей, к некоторым из них даны рисунки. Наряду с дидактическими предложены подвижные, настольно-печатные игры, головоломки и др.

Особую ценность представляет книга З.В. Пигулевской «Счет в детском саду» (М., 1953), адресованная воспитате­лям детских садов, детских домов и родителям. В ней пред­ставлена серия конспектов занятий по счету, дано описание некоторых наглядных пособий и дидактических игр, выво­ды, базирующиеся на собственном педагогическом опыте ав­тора. В книге рассматриваются психологические особенности детей дошкольного возраста, условия осознанного усвоения детьми знаний, некоторые принципы обучения счету (на­глядность и активность), основные пути этой работы, ори­ентировочные показатели математического развития детей.

Раскрывая методику занятий в каждой возрастной груп­пе, З.В. Пигулевская выделяет общее количество их в учеб­ном году, длительность каждого занятия и содержание. Ана­лиз содержания занятий позволяет выявить общие позиции автора как представителя монографического метода (метод описания числа). Так, четко обозначаются: в старшей груп­пе на формирование знаний о числе 6 отводится пять заня­тий; о числе 7 — также пять занятий; о числе 8 — пять занятий и т.д. Множества воспринимаются детьми и зри­тельно, и на слух. Проводится работа по усвоению состава числа на конкретном счетном материале, но обучения вы­числительной деятельности не было. Такой подход к обуче­нию дошкольников математике, естественно, не мог удов­летворить ни теорию, ни практику дошкольного воспита­ния. Однако эта была первая проба создания системы обучения дошкольников математике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 12820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.