КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап выдвижения и обоснования идей математического развития
Идей математического развития Этап эмпирического развития методики, выдвижения и обоснования Вопрос 1.
Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени. Задание к семинарскому занятию: Подобрать подтверждения (альбом с примерами) к тезису «Народная педагогика – колыбель математического развития детей»
Этапы становления методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (Баряева Л.Б.)
В настоящее время специалисты выделяют три этапа развития методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: первый — эмпирический; второй — становления теории и методики математического развития дошкольников в СССР; третий — разработка системы формирования элементарных математических представлений дошкольников (А. М. Леушина, З.А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.). четвертый этап (выделила Баряева), который начал оформляться в последнее десятилетие XX столетия и в начале третьего тысячелетия. Для этого этапа характерен комплексный подход к формированию элементарных математических представлений у детей-дошкольников на основе целостной «картины мира». Первый этап — этап эмпирического развития методики, Первая печатная учебная книжка И.Федорова «Букварь» (1574 г.) включала мысли о необходимости обучения детей счету в процессе различных упражнений. Вопросы содержания методов обучения математике детей дошкольного возраста и формирования у них знаний о размере, измерении, о времени и пространстве можно найти в педагогических трудах Я.А. Коменского, М.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Ф.Фребеля, Л.Н.Толстого и других. В трудах Я. А. Коменского, Дж. Локка просматривается явная практическая направленность на обучение арифметике. В их работах утверждается возможность усвоения элементарных математических представлений детьми в достаточно раннем возрасте. Я.А. Коменский (1592-1670) в «Великой дидактике» рекомендует еще до школы обучать ребенка счету в пределах двадцати, умению различать числа большие—меньшие, четные—нечетные, сравнивать предметы по величине, узнавать и называть некоторые геометрические фигуры, пользоваться в практической деятельности единицами измерения: дюйм, пядь, шаг, фут и т. д. Столь же практический характер носило понимание обучения и Дж. Локком. Обучение арифметике он предлагал начинать только после того, как ребенок освоит элементарные основы географии. Он определял арифметику как «легчайшую форму отвлеченного мышления». По поводу арифметики Дж. Локк высказывался следующим образом: «Относительно нее, бесспорно, никогда нельзя сказать, что человек знает ее слишком много и слишком хорошо». Он считал, что обучение должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанниками в этом смысле арифметика как нельзя лучше, по мнению Локка, отвечала этим нуждам. Ярко выраженный утилитаризм образования в трудах этого философа и педагога нашел отражение и в понимании задач обучения арифметике. Дж. Локк отмечал, что упражнения в счете следует начинать как можно раньше, лишь только ребенок становится способен к ним. Он обращал внимание на то, что заниматься арифметикой необходимо постоянно, пока ребенок не овладел вполне искусством счета. Дж. Локк обращал внимание и на необходимость знакомства детей с геометрией, однако придавал ей не столь важное значение, как географии и арифметике. По поводу изучения геометрии ребенком он высказывался следующим образом: «Я думаю, достаточно для него усвоить первые шесть книг Эвклида; ибо я несколько сомневаюсь, чтобы деловому человеку было необходимо и полезно знать больше». В своей книге «Мысли о воспитании» он дает общие рекомендации по обучению арифметике, не разрабатывая ее методики. Понимание им раннего начала математического развития и ее практическая направленность не потеряли своего значения и сегодня. В России в XVIII-XIX веках обучение детей младшего возраста математике велось по учебнику Л.Ф. Магницкого «Арифметика», в котором отразилось состояние математики не столько в России, сколько в Европе, так как он основывался на научных достижениях различных европейских школ того времени. Анализ учебника Л. Ф. Магницкого сегодня можно провести только по репродукции его, представленной в книге В.В. Гнеденко. Л. Ф. Магницкий определял арифметику как «художество», считая, что решение математической задачи — большое искусство. Учебник Магницкого наяду с его несомненной ценностью имел особенности, усложнявшие обучение. Например, шрифт и нумерация страниц были славянскими, вычисления же записывались арабскими цифрами. В связи с неразработанностью русской математической терминологии все названия действий давались на латинском языке в переводе на русский. Правила предлагались без доказательств, что свидетельствует об определенном догматическом подходе к математике. К данному этапу становления методики формирования математических представлений можно отнести и труды К. Д. Ушинского. Он неоднократно обращал внимание на необходимость обучения детей счету до школы. Великий педагог призывал учить детей считать отдельные предметы и их группы, выполнять действия сложения и вычитания, формировать понятие о десятке как единице счета. Он выделял практическую направленность обучения решению арифметических задач. Однако все эти мысли К.Д. Ушинского не получили целостного научного обоснования, хотя и сегодня представляют значительный интерес для науки и практики. Методика математического развития детей как самостоятельная область науки начинает складываться на рубеже XIX-XX веков. Первые методические пособия по методике обучения дошкольников счету, как правило, были адресованы одновременно учителям, родителям и воспитателям. На основе собственного опыта практической работы с детьми В. А. Кемниц написала методическое пособие «Математика в детском саду» (Киев, 1912), где в качестве основных методов работы с детьми рекомендовала использовать беседы, игры, практические упражнения. Автор пособия считала необходимым знакомить детей с такими понятиями, как «один», «много», «несколько», «пара», «больше», «меньше», «столько же», «поровну», «равный», «такой же» и др. В качестве основной ставилась задача изучения чисел от 1 до 10, причем каждое число рассматривалось отдельно. Одновременно дети должны были усваивать действия с этими числами. В пособии рекомендовалось широко использовать наглядный материал. В ходе бесед и занятий дошкольники получали знания о форме, пространстве и времени, о делении целого на части, о величинах и их измерении. Таким образом, В. А. Кемниц активно предлагала использовать тот метод, который сегодня определяется как наглядным метод в обучении математике. Практически первым, кто заговорил о собственно научных методах обучения не только математике, но и другим наукам был И. Г. Песталоцци. Общность обучения родному языку и математике на основе его методой достаточно полно представлена в его работах. Научно-публицистический труд (так, наверное можно определить жанр работы) И. Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей», являющийся сегодня библиографической редкостью, на наш взгляд, интересен не только для истории методики формирования математических представлений, но и для понимания того пути который прошла математика в своем развитии. И. Г. Песталоцци возлагает надежды на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического развития в сочетании с подготовкой к труду и участием и нем. Можно сказать, что И. Г. Песталоцци попытался поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем — проблему отбора содержания образования которое, по мысли ученого, должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей. Опираясь на свои идеи развивающего обучения, Песталоцци положил начало научной разработке методики обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии. Поясняя свой метод обучения арифметике, И. Г. Песталоцци пишет: «Итак, совершенно очевидно, что мой метод в смысле постижения понятий числа и формы является не чем иным, как воспроизведением естественного хода развития природы и первоначально заложенных в природе человека сил. Именно благодаря ему выдвигается на первый план по сравнению с любым производным средством вычисления и измерения глубокое осознание реально существующих соотношений, свойственных нашей природе и лежащих в основе любых форм вычисления и измерения». Приведенное нами высказывание И. Г. Песталоцци вполне соответствует современному пониманию методов формирования элементарных математических представлений у детей. Отметим также, что педагог особое внимание обращает на использование наглядности в обучении детей, показывает, что число, форма и слово — основа обучения математике на начальном этапе. Идеи И. Г. Песталоцци развил А. В. Грубе в работе «Руководство к началам арифметики в элементарной школе на основании эвристического метода». Он стал автором монографического метода, то есть метода, описывающего число. В процессе знакомства с каждым числом А.В. Грубе предлагал использовать счет пальцев, символы — штрихи на доске или в тетради, а также палочки. Каждое изучаемое число сравнивалось с предыдущим. Материал в учебном пособии А.В. Грубе располагался не по действиям, а по числам. Данный метод, по мысли автора, не предполагал обучение приемам вычисления, действиям, так как он считал, что идея числа является врожденной и надо лишь содействовать развитию того, что дано ребенку изначально. Значительным шагом в развитии методики обучения математике явилось пособие В. А. Евтушевского «Методика арифметики». Это было практически первое методическое руководство для слушателей учительских семинарий и институтов, а также для родителей. Будучи приверженцем идей И.Г. Песталоцци и А.В. Грубе В.А. Евтушевский с подкупающей логикой и с определенной степенью поэтичности, свойственной работам И.Г. Песталоцци, излагал свои методические взгляды. В.А. Евтушевский несколько видоизменил метод А.В. Грубе. Он рекомендовал начинать изучение числа с разложения его на равные слагаемые, а затем на разные слагаемые. Основное отличие методики В.А. Евтушевского от того, что предлагал А.В. Грубе в том, что он не считал возможным сформировать понятие о числе лишь на основе многократных наблюдений конкретных количеств. Он полагал, что ребенок до школы приобретает массу конкретных знаний, но они случайны, бессистемны и не осмысленны; он обращал внимание на обучение детей началам логики на основе математики. Тем не менее В.А. Евтушевский не смог осмыслить до конца законов развития математических представлений у детей и уйти от монографического метода. Одним из противников монографического метода стал Л.Н. Толстой. Великий писатель и педагог не соглашался с исходными положениями монографического метода, критиковал его за однообразие приемов обучения. Как отмечает исследователь педагогических новаций Л.Н. Толстого в области математики И.К. Андронов, великий педагог и писатель «приступил к разрешению исторически поставленной педагогической проблемы — чему учить и как учить на уроках начальной математики, проведя большую научно-творческую работу в четырех направлениях, органически связанных между собой: - критического изучения сложившейся на Западе и складывающейся в России методики обучения арифметике; - искания в открытой в Ясной Поляне школе содержания, системы и метода обучения началам математики; - опубликования арифметики, изложенной по новой нетрадиционной системе и небольшого методического руководства к этой арифметике, где раскрываются методы, отличные от известных; - защиты новой системы обучения арифметике в связи с резкой критикой предложенной им новой системы обучения арифметике и проверки ее на впервые проведенном в русской школе сравнительном эксперименте». По свидетельству исследователей, арифметику в своей школе Л. Н. Толстой преподавал сам, и он же проводил сравнительный обучающий эксперимент по своей системе и по монографическому методу. Он вскрыл определенную одноплановость и схематизм подходов И. Г. Песталоцци, А. В. Грубе, В. А. Евтушевского. Обобщая взгляды Л. Н. Толстого можно выделить следующее: — Л. Н. Толстой выдвинул новый принцип: не обучение арифметике, а изучение арифметики, — построенный на идее развития понятий на основе «генетического метода», по выражению самого автора; — Л. Н. Толстой впервые определил развивающий принцип обучения с учетом возрастных и психических особенностей детей. Он обращал внимание на то, что для понимания начальной арифметики необходим известный возраст, отмечая, что это наиболее значимо именно для преподавания арифметики; — Л. Н. Толстой ввел термин «народная арифметика», которая основывалась на числовой смекалке, на упражнениях с конторскими счетами и в решении задач, приближенных к жизни. Эти упражнения используются и сегодня, несмотря на некоторый анахронизм. Применение наиболее генетически раннего математического прибора (счет) позволяет детям достаточно полно освоить арифметические действия, прежде всего сложение и вычитание и овладеть составом числа. Тем не менее, несмотря на критику, использование монографического метода продолжалось и в XX веке. Среди его последователей можно назвать Д. Л. Волковского, В. Л. Лая и других методистов. Д.Л. Волковский рекомендовал использовать монографический метод не только в начальной школе, но и в подготовительных классах, детских садах и в домашнем обучении. По монографическому методу детей необходимо было обучать не счетной деятельности, а знанию чисел в соотнесении с формой — квадратом, кругом и т. д. Методические принципы, предложенные Д. Л. Волковским, долгое время использовались в детских садах СССР. Другой подход, имевший место в методике того времени, — вычислительный. Обучение по этому методу строилось по десятичным концентрам. В пределах каждого концентра изучались не отдельные числа, а счет и действия. Разновидностью данного метода стали представления о необходимости обучения действиям на материале задач. В определенной степени все эти подходы отражали историческое развитие формирования количественных представлений человека. Во многих случаях взгляды авторов монографического и вычислительного методов как бы менялись местами. Например, С. И. Шохор-Троцкий, защищая вычислительный метод обучения арифметике в школе, считал, что понятие числа является изначально данным, поэтому в целях оживления врожденного свойства необходимо использовать монографический метод для обучения детей дошкольного возраста. Д. Л. Волковский, наоборот, выступая за монографический метод обучения математике в школе, обосновывал свою позицию тем, что практическая деятельность с множествами в игровой и бытовой форме в дошкольный период сформировала у детей умение считать и элементарное понятие числа, но числовые представления у них хаотичны, их надо упорядочивать в школе. К первому этапу становления методики математики можно с полным правом отнести и разработку педагогической системы сенсорного воспитания М. Монтессори. Основная идея педагогики Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в специально созданной педагогом пространственно-предметной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Задача педагога, по мнению М. Монтессори, состоит в том, чтобы предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как надо с ними обращаться. Такими средствами являются автодидактические (самообучающие) Монтессори-материалы, с которыми ребенок работает сначала по образцу, показанному педагогом, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим, упражнения. Саморазвитие ребенка осуществляется, по мнению Монтессори, в процессе работы с дифференцированной системой материалов, включающей материалы для упражнений в практической жизни, для развития сенсорики, речи, математики и т. п. В своих работах М. Монтессори освещает вопросы, связанные с использованием этих материалов в математическом образовании детей. Возможности использования Монтессори-материалов в процессе математического развития детей раскрыты в исследованиях Г. В. Брыжинской, М. Г. Сороковой, Ю. И. Фаусек и других. В процессе работы с материалами М. Монтессори в зависимости от способа действия с ними можно выделить пять этапов: 1. работа с предметами, наиболее контрастными по состоянию исследуемого свойства или обладающими этим свойством в его «основных» проявлениях; 2. составление пар одинаковых по состоянию свойства предметов; 3. градация или построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства; 4. упражнения на повторение показанного способа действия с предметами и решение предлагаемой задачи практического и познавательного характера в целом; применение показанного способа действия к другим предметам из того же материала; модификацию показанного способа действия с предметами; овладение другими, более сложными или открывающими новые возможности исследования свойств предметов способами действия с теми же предметами; применение полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия в реальной жизни; 5. расширение словарного запаса за счет усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности. В системе М. Монтессори используются упражнения с сенсорными материалами, выступающими в качестве основы для изучения математики: сериационные упражнения – в них без изменений используется основной алгоритм построения сериационных рядов. Меняются только действия, совершаемые с материалом, и взаимное расположение предметов друг относительно друга. Упражнения такого рода развивают пространственное воображение детей, их представления о размерах и форме трехмерных тел («Коричневая лестница »). Дидактические материалы можно комбинировать друг с другом и выполнять упражнения, в которых задействовано более одного материала, например «Розовая башня» и «Коричневая лестница». С учетом размеров из них также строят различные конструкции. Такие упражнения с сенсорными материалами дают ребенку представление о величине и об основных свойствах положительных скалярных величин. Итак, для первого этапа становления методики математического развития характерна ярко выраженная практическая направленность обучения элементам счета, использование наглядности, нацеленной прежде все го на тренировку знаний о числе и арифметических действиях (Д. Л. Волковский, Я. А. Коменский и др.). На этом этапе зародилась и развилась ставшая классической система сенсорного воспитания М. Монтессори, включающая «подготовку к изучению математики», основанную на использовании автодидактических материалов. На этом этапе были заложены основы для становления теории и методики математического развития дошкольников в СССР.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |