Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынков монополистической конкуренции и олигополии




Основные признаки монопольного рынка,

Рассмотрим основные признаки моделей несовершенной конкуренции, в число которых входят: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характеристики монополии [9, с. 99]:

1) Единственный продавец (понятия «фирма» и «отрасль» - синонимы).

2) Продукт монополии уникален, ему нет близких заменителей. Покупатель вынужден обращаться к монополисту.

3) Монополист контролирует общий объем предложения данного продукта, а потому может «диктовать цену». Манипулируя объемом предложения, он может менять уровень цен.

4) Существуют барьеры для вхождения в отрасль (экономические, технические, юридические и др.). Вход заблокирован.

5) В зависимости от категории товара или услуги монополиста значение рекламы может быть как ничтожно малым (услуги коммунального предприятия), так и большим (бриллианты).

Чистая конкуренция и чистая монополия являются скорее исключениями, а не правилом в экономической действительности. Большинство рыночных структур имеют черты и того, и другого. Смешением монополии и конкуренции породило модель монополистической конкуренции. Её характерные черты таковы:

1) Относительно большое число продавцов (различного масштаба деятельности).

2) Фирмами предлагается дифференцированный продукт. Направлениями дифференциации могут служить: качество продукта, упаковка, наличие марки, услуги, реклама, размещение и доступность и т.п. Дифференциация обуславливает наличие неценовой конкуренции.

3) Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет ограниченный контроль над рыночными ценами. Дифференциация цен определяется степенью дифференциации продукта.

4) Тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения предложения и искусственного повышения цен почти невозможны.

5) Независимость действий участников.

Третьей моделью несовершенной конкуренции является модель олигополии. Основные черты:

1) На рынке доминирует несколько крупных фирм (в зависимости от типа продукции 3 – 5 или 10 – 15 фирм).

2) В отрасли производится как однородный (цветные и черные металлы, строительные материалы, нефть и нефтепродукты, например), так и дифференцированный (например, автомобили, покрышки, сигареты, фотоаппараты) продукт.

3) Существует взаимозависимость игроков на рынке олигополии. А это значит, что отдельные участники не имеют полной власти над ценами и объемом предложения. В зависимости от типа олигополии эта взаимозависимость может принимать различные формы (тайный сговор, ценовое лидерство, единство надбавки с учетом уровня издержек и др.).

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные положения теория конкуренции А. Смита.

2. Понятие совершенной и несовершенной конкуренции - теоретические взгляды экономистов разных лет.

3. Какие типы рыночных конкурентных структур вы знаете? Охарактеризуйте их.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.