Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды конкуренции




Виды конкуренции связаны с применением двух основных методов конкурентной борьбы – ценовой и неценовой (рисунок 1.3).

 
 


Рисунок 1.3 – Виды ценовой и неценовой конкуренции

 

При проведении неценовой конкуренции фирмы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности товара (это достигается путем повышения качества товара, улучшения качества сервиса, активизации рекламы и т.п.).

Неценовая конкуренция представлена двумя группами конкуренции:

1) Функциональная конкуренция – это удовлетворение одной и той же потребности принципиально разными видами продуктов (можно посчитать на счетах, счетной линейке, арифмометре, калькуляторе, компьютере, сотовом телефоне).

2) Предметная конкуренция – это удовлетворение одной и той же потребности продуктами разного уровня качества (например, компьютеры с разной памятью, быстротой действия и т.п.). Видовая конкуренция существует, когда удовлетворение одной и той же потребности обеспечивается продуктами, отличающимися каким-то существенным параметром, функциональной возможностью. По существу это разновидность предметной конкуренции.

Проведение ценовой конкуренции возможно путем изменения:

1) Цены купли-продажи своего товара (привлечение потребителей за счет установления более низких цен, чем у конкурентов, т.е. потребители увеличивают выгоду от приобретения товара).

2) Цены потребления. Потребители увеличивают выгоду от приобретения за счет снижения затрат на использование продукта по назначению.

На начальных этапах развития рыночной экономики преобладающей была ценовая конкуренция на основе цены купли-продажи. Однако по мере развития экономики все больше распространялась неценовая конкуренция, а из ценовых видов – конкуренция на основе снижения цены потребления. Эти тенденции объясняются следующими причинами:

1) Снижение цены купли-продажи все чаще приводит к «ценовым войнам». Снижая цену на свой товар, фирма вынуждает к тому же и конкурентов. Но современные компании, обладая значительными финансовыми ресурсами, могут длительное время продавать товары по заниженным ценам, а это невыгодно для всех участников. Мелкие предприятия не имеют средств на ценовые битвы.

2) В современных условиях резко изменились требования потребителей к качеству предлагаемой им продукции. Это кардинально расширило возможности неценовой конкуренции: можно было привлечь потребителей повышенным качеством, особенными функциональными свойствами товаров и т.п.

3) Неценовые варианты конкуренции намного сложнее скопировать, что позволяет высокотехничным фирмам, при успешной реализации неценовых вариантов, получать долговременное, стратегическое преимущество перед конкурентами.

4) Неценовая конкуренция может быть существенно более эффективной.(ZB; несущественное, а потому и недорогое изменение конструкции товара, может сделать его более удобным для потребителя, а потому и более привлекательным). Т.О., затраты незначительные, а эффект ощутим.

5) Ценовая конкуренция в большинстве стран (в т.ч. и в России) ограничена антидемпинговым законодательством, в соответствии с которым цена не может опускаться ниже себестоимости.

Однако ценовая конкуренция не исчезла полностью. Сегодня она используется:

· фирмами – аутсайдерами в борьбе с лидерами;

· при проникновении фирм с новыми товарами на новые рынки;

· в тех отраслях, где идет быстрое снижение издержек (например, в производстве компьютеров);

· на рынках с низкой или снижающейся покупательной способностью населения.

Для оценки уровня конкуренции используется показатель (2.1) [3, с. 23]:

, (2.1)

где - доля на рынке i-го предприятия;

n – количество предприятий на рынке.

Доля на рынке i – го предприятия определяется по формуле (2.2) [3, с. 23]:

, (2.2)

где - объем реализации (продаж) i – го предприятия;

n – количество предприятий-конкурентов.

Из формулы следует, что чем больше на рынке сбыта фирм-конкурентов и меньше их доли, тем больше уровень конкуренции, и соответственно на таком рынке сильнее конкурентная борьба.

Применяемые виды конкуренции, поведение конкурентов во многом зависит от сложившихся на рынке конкурентных структур. Типы рыночных структур были рассмотрены в теме 1.

По степени интенсивности конкуренция может быть:

· привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем;

· умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте;

· ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает или изгоняет субъект (данное предприятие) из данного сегмента;

· ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает или вытесняет объект из данного сегмента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.