Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное развитие конкурентной среды




Современная мировая экономика развивается в условиях непрерывно усиливающейся конкуренции. Сложилась новая рыночная макросреда. Это связано с многочисленными переменами, которые произошли в результате структурных изменений в технологии, экономике, рыночной ситуации, установлении новых социальных приоритетов. К ним относятся: нефтяные кризисы 70-х годов, развал фондового рынка в 1987г., объединение Германии, «бархатные» революции в Восточной Европе, война в Персидском заливе, коренные преобразования в России, создание Единого европейского рынка и др. Главными факторами перемен являются: технологические, экономические, конкурентные (схема на рисунке 1.2).

Основные факторы новой конкуренции [3, с. 12]:

1) Новые технологии.

 


Рисунок 1.2 – Основные факторы новой конкуренции

 

В наши дни фирмы все в большей степени имеют дело с конкуренцией в области инноваций, основанной на технологическом прогрессе, которая все чаще используется как наступательное оружие для завоевания рынков. В действии данного фактор можно выделить три тенденции:

а) возникли отрасли, главная задача которых – обслуживание благополучного потребителя предметами роскоши, высококачественными услугами в области туризма, отдыха и т.п.;

б) получили развитие отрасли, продукция которых определяет основные пути экономической экспансии ведущих мировых фирм (электроника, биотехнология). Растущие рынки продукции именно этих отраслей станут главной сферой конкурентной борьбы в ближайшие десятилетия;

в) отрасли, обеспечивающие удовлетворение базовых потребностей, достигли насыщения;

г) при замедлении темпов роста объемов производства во многих традиционных отраслях, происходит резкое ускорение обновления их продукции. Фазы изобретений и нововведений имеют явную тенденцию к ускорению и сокращению.

2) Обострение экономических проблем.

Основную часть проблем мировой экономики, экономических кризисов связывают с изменением ритма и формы технологических преобразований. Но для фирм важны также и проблемы экономии природных ресурсов, защиты окружающей среды, т.к. это влияет на их издержки производства. Усиление конкуренции требует от фирм и повышения качества продукции при одновременном повышении экономической эффективности. Частичное решение экономических проблем в краткосрочной перспективе фирмы находят в применении трех различных стратегий:

а) Делать здесь, продавать там. Эта стратегия успешно реализуется в связи с наличием относительного дефицита высококачественной продукции в странах Восточной Европы и др. Такую политику успешно осуществляют «Вольво», «Тетрапак», «Сони», «Филипс» и др.

б) Делать там, продавать там. Инвестирование капиталов в экономику зарубежных стран с намерением в этих странах и производить, и продавать свои разработки. У фирм могут возникнуть проблемы, вызванные непредсказуемостью конъюнктуры рынков, поведения на них производителей и потребителей.

в) Делать там, продавать здесь. Данная стратегия ориентирована на использование таких преимуществ, как дешевая рабочая силы, доступность источников сырья и энергии в соответствующих странах.

3) Новая конкуренция.

На состояние конкуренции влияют изменения в ее структуре. Эти изменения происходят под влиянием глобализации рынков в целом ряде секторов, связанной с технологическим прогрессом в области средств транспорта и связи. Сокращение временных и трудовых затрат привели к тому, что конкуренция в отношении рынков, товаров, трудовых затрат и цен ведется теперь в масштабах всей планеты. В результате всех этих процессов произошло перераспределение сравнительных преимуществ между различными регионами и странами.

У промышленно развитых стран появились новые конкуренты. Новые промышленно развитые станы заняли важные позиции в ряде базовых секторов (сталь, химия, текстиль и др.), где раньше доминировали западные страны. При этом новые конкуренты заняли хорошие позиции в отношении товаров, которые традиционно производились фирмами западными. Поэтому перед старыми фирмами встала задача по-новому «позиционировать» себя на рынках сбыта (упор делать на рынки, соответствующие более высокой добавленной стоимости, лучше адаптированные к производственным ресурсам и техническим возможностям этих фирм).

Эффективно работать на отечественном рынке фирме уже недостаточно. Она должна определить свое конкурентное преимущество на мировом рынке, и прежде всего, на уровне триады (триада – Европа, Северная Америка, Япония).Триада представляет собой естественный целевой рынок для фирм, работающих в глобальных секторах. Этот рынок охватывает более 700 млн. человек (15% населения земного шара), но на его долю приходится почти 70% валового мирового производства, 85% мировой покупательной способности. Умение конкурировать на уровне триады создает уверенность в возможностях успешной работы и на других международных рынках.

В целом ряде отраслей (высокотехнологичное оборудование: космическое, авиационное, телекоммуникации и.п.; «универсальные» потребительские товары длительного и краткосрочного пользования: высококачественная бытовая техника, видеоаппаратура, напитки, гамбургеры и т.п.) конкуренция стала глобальной.

Основные причины глобализации конкуренции:

· Развитие связи, транспорта и туризма, а также выравнивание потребностей и желаний потребителей делают потребительский рынок все более однородным в глобальном масштабе;

· Распространение достижение технического прогресса происходит настолько быстро, что инновацию следует вводить на все крупные рынки триады одновременно. Запаздывание на одном из них чревато для фирмы быть побежденной соперником, который может предложить похожий товар на всех трех рынках и достигнуть доминирующего положения.

· Стоимость разработки некоторых видов оборудования очень высока и окупить ее можно лишь на мировом рынке.

· 70 – 80% производства и потребления многих товаров и услуг осуществляется на территории стран триады.

Перечисленные особенности конкурентной среды требуют, чтобы компании пересматривали свои стратегические позиции. Можно выделить следующие новые приоритеты в конкуренции [3, с. 17]:

1) Реструктурирование портфеля товаров. Компаниям необходимо диверсифицировать свой товарный портфель в сторону обеспечения большей добавленной стоимости, основываясь на технологическое развитие или на организационные «ноу – хау».

2) Адаптация к запросам потребителей. Разборчивые потребители рассчитывают найти персонифицированное решение своих проблем и фирма должна считаться с этим, создавая соответствующие сегменты рынка, основываясь на непосредственной реакции и интерактивной коммуникации.

3) Ориентация на опережение конкурентов. Ключевым фактором успеха для зрелых и стагнирующих рынков является способность прогнозировать действие конкурентов и перехитрить соперников. Такая способность предполагает наличие системы слежения за конкурентами.

4) Разработка прогностических систем. Сейчас фирмам необходимо разрабатывать системы, основанные на организационной гибкости, прогнозировании и планировании с учетом непредвиденных обстоятельств в условиях неопределенной обстановки.

5) Глобальный маркетинг. Существует растущая взаимосвязанность среди стран триады, индустриальная и культурная среда которых становится все более однородной. Появляются также наднациональные сегменты, которые расширяют рыночные возможности фирмы.

6) Ответственность перед обществом. В обществе растут потребности в экологически чистых продуктах. Сами фирмы также начинают проявлять заботу об индивидуальном и коллективном благополучии общества.

7) Генеральный менеджмент, основанный на концепции маркетинга. Внутри фирмы необходима межфункциональная координация и корпоративная культура, которая стимулирует восприятие концепции маркетинга и содействует конкурентоспособности фирмы.

Таким образом, современные подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятий характеризуются следующими чертами:

· Ориентация на потребителя. Для осуществления этого фирма должна обладать сложной и динамичной технологией, которая позволяет реагировать на неожиданные изменения потребностей и даже предугадывать их развитие, создавать условия для их удовлетворения.

· Ориентация на инновации. Введение новых технологий – залог конкурентоспособности фирмы. Нынешние крупные компании – это научно – производственные объединения, в которых ассигнования на НИОКР составляют около 6 – 7% объема продаж. Сокращение этих расходов может ослабить позиции компании.

· Ориентация на стратегическое планирование. Сейчас возрастает целенаправленность и научная обоснованность принимаемых решений. Краткосрочные планы опираются на долговременные, которые определяют стратегические цели фирмы. Но, необходимо также умение быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому у фирм обычно имеется несколько вариантов программ развития, учитывающих возможные изменения ситуации.

· Ориентация на способность функционировать и конкурировать на международных рынках.

Крупнейшие транснациональные компании осуществляют стратегию «глобального маркетинга», которая включает межнациональное маневрирование при осуществлении производственных и сбытовых операций. Другие фирмы используют наработки международного маркетинга при осуществлении экспорта и совместных проектов. Но любая фирма на любом рынке сейчас, в условиях открытой экономики, может оказаться если не субъектом, то объектом международной конкуренции – покупателем продукции иностранных фирм или жертвой их экспансии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.