Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен мысли в рождении




Чем же отличается собственно философская мысль? Может быть, только тем, что в философии мы сосредоточиваем внимание прежде всего на этом самом:

как мысль происходит, как она вообще может происходить, как она может стоять на собственных ногах, существовать сама собой, сама по себе, как бы без меня (не быть только моим мнением), оторваться от пуповины моих внутренних под-разумеваний: верований, пристрастий, очевидностей, корыстей.

Сосредоточиться на чем-то, что само должно допускать возможность сосредоточиться, а не расплываться. Стать. Стать знанием, истиной, открытием того о чем, к чему, ради чего мысль рождается, происходит.

Вот, собственно философский вопрос: что вообще значит, что имеет место нечто такое, как мысль? Что это за событие в мире? Что, собственно, происходит?

 

В работе над одном только этим вопросом можно выявить спектр возможностей и векторов развития самого философского знания:

Например, можно продумывать возможность мысли, исходя из возможности бытия того, о чем она возможна, решать, как может быть одно многим и многое одним, — это особое дело. Так мы пойдем путем Платона и античной философии в целом.

Продумывать возможность знания, определяя, во-первых, условия его независимости от нас (стало быть, в зависимости от нас), условия его, как говорят, объективности и, во-вторых, условия его идеальности, т.е. отличия от той реальности, на которую знание остается познавательно направленным, — дело другое. Так мы пойдем путем Декарта, Лейбница, Канта, т.е. путем новоевропейской философии.

И все же мы говорим об одном деле.- ДЕЛЕ ФИЛОСОФИИ

 

ФИЛОСОФИЯ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПОЛИЛОГИЧНА, НО СОХРАНЯЕТСЯ САМО ДЕЛО ФИЛОСОФИИ:

Может быть, контуры этого общего дела философов обрисуются яснее там, где возможно их общение, на том перепутьи, откуда расходятся их пути, иными словами, в самом начале этих путей, где они еще только возможны, где эти эпохальные концепции еще только зачинаются, или вот-вот готовы родиться.

Философа занимает мысль в состоянии рождения, в за-мысле (в возможности, в начале).

В состоянии рождения, в начинании, в возможности – в этом состоянии мысль чревата иными, разными возможностями и начинаниями, она еще не пошла в ход, в дело.

Здесь-то и можно войти в общение философий, понять, как они возможны, как именно философы, — часто не подозревая об этом, часто отрицая это, — всегда — в качестве философов — занимаются одним делом сообща, как они порождают свои взаимоисключающие, — но и взаимоподразумевающие — начала из единого лона мысли.

Судя по всему, сократовский образ философа как повивальной бабки мысли очень даже идет к дел у.

I Философа занимает мысль в состоянии рождения. Значит ли это, что он должен заниматься рациональной способностью человека, поскольку человек, как говорят, есть animal rationale — животное рациональное?

Ежу понятно, что человек не сводится к этой способности, что он обладает сердцем (кто не восхитится знаменитому афоризму Б. Паскаля, “ у сердца собственные суждения, которые рассудок не понимаетъ”?!), душой, телом, подсознанием и кто его знает, чем еще.

Философ, конечно же, должен брать человека в целом, а не только в его рациональной способности.

Но вот опять философский вопрос: кто сказал, что мысль это (1) наша (2) рациональная (3) способность? Как такое пришло на ум? Как мы могли подумать, что мышление — это..? Как произошло, что мы начали разуметь разум как...?

Только с этими — первоосмысляющими — вопросами мы подходим к той изначальности мысли, к тому ее началу, которое, как мы предполагаем, занимает философа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.