КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
См: итак - рефлексивность
II Философа занимает мысль в ее жизнеспособности, в ее изначальной (первородной) основательности, состоятельности, само-стоятельности, само-бытности, само-обоснованности, можно сказать даже — само-рожденности. Само бытие, открывшееся мыслью, или мысль, ставшая бытием. Не только, значит, как мысль может быть, но и как (как именно) она не может не быть, как она необходима. Мысль, с которой и в которой — здесь и сейчас — как будто впервые рождается — раз и навсегда — весь род мысли, весь род философии и философов, все дело философии27. Философскую мысль нельзя списать на исторические обстоятельства, традиционные верования, этнические ментальности или личные предвзятости. Она не проходит, но с каждой настоящей мыслью рождается заново в настоящем. Рискну даже сказать, что ненастоящая философия выдает себя прежде всего тем, что что-то в истории философии для нее перестает быть настоящей — современной — философией.
III Cократовский образ философии как искусства воспомоществования рождению истины в душе человека - о браз повитухи - намекает не только на то, как действует философия, не только на то, что ее занимает, но наводит на мысль и о прагматическом смысле философского дела: зачем оно нужно. Философия, видно, призвана помогать каким-то трудным родам. Ведь человеческий мир и правда всегда чреват возможностями, он — историчен. Он стенает и мучается, помимо всего прочего, и потому, что что-то в нем, тычась в потемках, готово выйти на свет. Вот философ и допускает скрытые возможности того мира, который имеет место и занимает наше время, к возможному бытию — бытию в мысли, которая места не занимает и нуждается в свободном времени; допускает и испытывает на допустимость и могущесть быть. Дело, хотя и предельно отвлеченное, однако и предельно опасное, как мы имели случай убедиться на практике.
[ Для рефлектирующего мышления действительность всегда выступает только в отношении к сознанию. Именно это подчеркивал К. Маркс, когда писал, что для «философского сознания постигающее в понятиях мышление есть действительный человек и поэтому только постигнутый в понятиях мир как таковой есть действительный мир» (Маркс, Энгельс, 12. С. 727).
Пример философской работы: [ На примере естественности перехода от форм движения материи к структурным уровням ее организации. Оказывается - формы движения материи задаются делением наук: «физика», «химия», «биология» дают «физическую», «химическую» и «биологическую» формы движения материи, а структурные уровни организации (субатомный, атомный и молекулярный) фиксируются как бы безотносительно к изучающим их наукам и тем самым к субъекту. А ведь это переход такого же рода, как переход, скажем, от утверждения «Время — это часы» к утверждению «Время — это длительность существования объекта». Если мы отделим время как категорию от способа его фиксации, от периодических процессов, то «чистое время», взятое вне деятельности человека, может оказаться фикцией. Почему же переход такого класса происходит совершенно естественно и необходимо усилие, чтобы его увидеть? Ответ очевиден: потому что в нашей культуре безоговорочно принят тезис Парменида о тождестве бытия и слова-мышления. Однако содержание данного тезиса неочевидно. Именно философское познание вскрывает эти первичные самоочевидные положения, которые лежат в основе научных и обыденных суждений и представлений о мире и человека, - философия критически осмысливает казалось бы очевидные положения, которые восходят к основаниям культуры определенного времени и вычленяет их как принципы соответствующего мировоззрения – философия рефлексирует над основаниями целостной культуры, в которую все мы изначально вписаны со своими убеждениями, верованиями, знаниями, представлениями, устремлениями – философия вскрывает подоснову нашей обыденной мудрости, здравого смысла и научной рациональности.
В отечественной литературе его часто упрощают, сводя фактически лишь к представлению, что человек в процессе познания в конечном счете правильно отражает действительность. Но что гарантирует искомую правильность? И тем самым делает осмысленным понятие отражения? Для Гегеля гарантией тождества бытия и мышления является постулат о реализации в природе абсолютной идеи, причем за природой в его системе не признается самостоятельной ценности. Природу он рассматривает с позиции субъективного духа, постигающего абсолютную идею, т. е. в идеале отождествляющего себя с ней. Из тупика выводит идея практики: мышление тождественно бытию не вообще, а в рамках практики, т. е., во-первых, тождество мышления и бытия устанавливается с точностью до средств испытания природы,
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |