Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак - рефлексивность




Во-вторых (и это наиболее важно для философии), тождество мышления и бытия устанавливается в понятиях, соответствующих уровню культуры определенного исторически фиксированного времени.

Таким образом, мы опять выходим за пределы науки в пространство культуры, где наука с ее данными и аппаратом может быть лишь одним из аргументов, не более того.

Сказанного достаточно для констатации того факта, что философия имеет дело не с объективной реальностью — представ­ляемой онтологией конкретных наук, а с тем, как эта реальность живет в общественном сознании.

 

Э. Г. Юдин: «Философская рефлексия есть самосознание духовной деятельности вообще, а не какого-то ее определенного вида; это, если угодно, методология всякого познания — как научного, так любого иного.

Ее своеобразие определяется своеобразием философского предмета, т. е. поисками «предельных оснований...(!!)

Характерными примерами специфически философской рефлексии могут служить постановка^ разработка Платоном проблемы относитель­но самостоятельной и устойчивой жизни понятий, картезиан­ское радикальное сомнение, кантовская проблема априорных условий познания.

Философская рефлексия — это поиск предельных оснований – логических, исторических, нравственных, ценностных и пр. оснований и форм духовной жизни, культуры в целом»

!! Рефлексия — специфическое явление в сфере духовного освоения человеком мира, отнюдь не совпадающее с познанием или самопознанием вообще…

!! Подлинным предметом рефлексии выступает отношение внутреннего опыта к внешнему.

Такое понимание рефлексии свойственно немецкой философской традиции. Например, В. фон Гумбольдт, характеризуя мы­шление, пишет; «Сущность мышления состоит в рефлексии, то есть в различении мыслящего и предмета мысли» (Гумбольдт, 1984. С. 301).

 

Рефлектируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а как она дана относительно нашего сознания, представлена в формах мышления.

В рамках философского рассмотрения нет объекта без субъекта и наоборот – нет субъекта без отношения к объекту. Причем в качестве средств рефлексии выступают понятия – ФИЛОСОФИЯ – МЫШЛЕНИЕ В ПОНЯТИЯХ = Дискурсивность

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения Философия отличается дискурсивностью - базируется на теоретических методах постижения действительности, ис­пользуя особые логические и гносеологические крите­рии для обоснования своих положений.

 

Специфика философии как формы общественного сознания заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании.

Сама же философия не дает нового знания как такового в том же смысле, как новое знание порождают конкретные науки; - философия дает возможность нового видения имеющегося знания. иначе говоря, не давая нового материала, дает новую точку зрения, новый способ понимания.

 

Именно только философия начинает рассматривать познанные явления в их специфике - с точки зрения существования разных способов духовного освоения действительности, анализирует мир в рефлективной плоскости.

 

Итак, Философская рефлексия — это дискурсивный поиск предельных оснований человеческого мировоспроизведения – логических, исторических, нравственных, ценностных и пр. оснований и форм духовной жизни, культуры в целом.

 

 

Действительно, Историко-философский процесс свидетельствует о том, что философы, выдвигая на первый план свое собственное, особенное понимание предмета философии, постоянно трактовали его как подлинный предмет философии вооб­ще.

Наглядный пример этому— Гегель, - немецкий классик утверждал: «...если в других науках предметом мышления является пространство, число и т. д., то философия должна сделать предметом мышления само мышление»3. Отвлекаясь от гегелевского идеализма, в рамках которого мышление интерпретируется как субстанция-субъект, следует подчеркнуть, что мышление трактуется Гегелем как содержательное мышление, знание, которое находится в процессе развития, обогащения, прогресса. Это значит, что Гегель истолковывает мышление как феномен культуры, можно сказать даже больше — как квинтэссенцию культуры.

 

ФИЛОСОФИЯ стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем и выступает САМОСОЗНАНИЕМ КУЛЬТУРЫ.

 

НАШ отечественный философ – научный деятель – В.С. Степин рассматривает философию как теоретическое ядро мировоззрения и определяет философию как РЕФЛЕКСИЮ о КУЛЬТУРе.

 

I Рассмотрим первый момент определения – философия как тип мировоззрения – и через него станет понятным значение определения философии как рефлексии о культуре:

Философия изучает не только и не столько то, как мир существует сам по себе, но и значения этого мира для людей, она обсуждает «экзистенциальные» вопросы (вопросы смысла жизни и смерти, человеческой свободы и ответ­ственности, должного и сущего и т.д.), что выводит ее за рамки научного познания и представляет как тип мировоззрения.

С момента выделения человека из окружающей природы перед ним встал вопрос о его отношении к миру. И вопрос этот в многообразии своих значений является основным мировоззренческим вопросом.

Если объектом мировоззрения предстает весь мир, то его предметом выступает соотношение мира природы, мира людей и мира отдельного человека.

Генезис философии совпадает с возникновением и формированием именно понятийно-категориального уровня мировоззрения – дискурсивность – опосредованность рационально-логическими основаниями и категориально-понятийным структурами мышления – выступает формой развития философского знания как системы мировоззренческого знания.

Философское знание вырабатывалось сначала в рамках религиозно-мифоло­гического сознания. Но с самого начала оно содержало в себе критическое отно­шение к господствовавшему ранее типу мировоззрения. Философия формирова­лась как своеобразное, во многом драматическое разрешение противоречия меж­ду мифологической картиной мира и знанием, порожденным новой практикой человеческого сообщества.

Отметим, что философия, возникнув как концептуально-теоретический уро­вень мировоззрения, не отменила других разновидностей мировоззрения. Более того, их существование является условием жизни самой философии, той питательной средой, из которой она вырастает и в которой реализует свои идеи.

Занятие философией вне ее культурного контекста приводит к вырождению собственно фи­лософской рефлексии.

Социально-культурная среда не только формирует челове­ка по своему образу и подобию, но и создает проблемные ситуации, запросы, вы­зовы философскому знанию.

Гегель писал: «Столь же глупо думать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного ей мира, сколь глупо думать, что отдельный индивидуум может перепрыгнуть через всю эпоху»'. Гениальность философа и состоит в том, что он пытается осмыслить, наметить пути выхода из исторических коллизий, анализируя соотнесение предельных оснований культу­ры и сложившейся культурно-исторической ситуации.

Роль философии как мировоззрения рождается из реальной социокультурной потребности определить место человека в мире, из потребности в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным звеном является представление о смысле, скрепляющем все многообразие мировоспроизводящих практик человека. жизни.

Существует множество определений мировоззрения. Одним из достаточно попу­лярных является следующее: «Мировоззрение — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.