Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Такую “стыковку” обеспечивают философские основания науки




НО именно «общие и особенные программы деятельности, поведения и общения составляют социально-исторический опыт – они вырабатываются, хранятся и передаются в универсальном поле культуры», - и философия занимается осмысление предельных оснований культуры – собственных условий возможности развития социально-исторического опыта.

 

Философия обращается к самым началам, исходным пунктам размышления, к фундаменту бытия, находя за обычными жизненно-конкретными вещами, явлениями и процессами нечто общее, что связывает их воедино –

- Философия представляет собой всеобщее мировоззрение, охватывающее природу, обще­ство и человека в целом –

ТО Общее, что ищет и раскрывает в своих категориях философия – определяется как предельные основания или универсалии культуры.

 

II Философия как рефлексия о культуре

Существует множество дефиниций понятия культуры. Одни исследователи понимают культуру как рациональное преобразование людьми окружающей среды; другие видят в культуре достижения науки, техники, искусства; третьи характеризуют культуру как исторически развивающуюся социальную приро­ду человека и ее объективацию в рамках существующей иерархии ценностей, которые, в свою очередь, выражают изменение, развитие человеческой сущно­сти.

Эти положения, разумеется, не исчерпывают понятия культуры, они лишь подчеркивают ее многообразие, ее «субстанциальное» значение в границах истории человечества, общественного развития и роста личности человека.

Это и дает, как я полагаю, основание B.C. Стёпину определять философию как рефлексию о культуре. «Культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют социально-исторический опыт»5.

Само собой разумеется, что философия как рефлексия о культуре пред­ставляет собой неотъемлемое содержание культуры. Поэтому она и выступает как самосознание культуры, т. е. осознание, осмысление, выражение в понятиях, категориях ее, в сущности, необозри­мого содержания, постижение которого всегда ограничено как объективны­ми историческими условиями, так и неизбежной субъективностью человека, выступающего в качестве философа.

ИТАК - Философия как рефлексия над основаниями культуры

Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни - диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.

В каждую историческую эпоху человеческое общество осознает свою историческую общность и в отношении к материальному способу воспроизводства жизни, и в отношении к идеальному – к тем фундаментальным мировоззренческим представлениям, всеобщим целям и базовым ценностям, которые придают смысл человеческой деятельности вообще и в определенном культурно-истоическом контексте.

В нашей литературе уже высказывалась точка зрения (М.К.Мамардашвили), что философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры.

Если основания культуры выступают как предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира, то возникает вопрос о структуре этих представлений, способах их бытия, формах, в которых они реализуются.

Такими формами являются категории культуры — мировоззренческие универсалии, систематизирующие и аккумулирующие накапливаемый человеческий опыт.

Именно в их системе складываются характерный для исторически определенного типа культуры образ человека и представление о его месте в мире, представления о социальных отношениях и духовной жизни, об окружающей нас природе и строении ее объектов и т.д. Мировоззренческие универсалии определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира.

Итак, зафиксируем понятие – Универсалии Культуры

В.С. Степин:

 

Социализация индивида, формирование личности предполагают их усвоение, а значит и усвоение того целостного образа человеческого мира, который формирует своеобразную матрицу для развертывания разнообразных конкретных образцов деятельности, знаний, предписаний, норм, идеалов, регулирующих социальную жизнь в рамках данного типа культуры.

В этом отношении система универсалий культуры предстанет в качестве своеобразного генома социальной жизни.

В системе мировоззренческих универсалий можно выделить два основных блока.

Первый из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объектов, преобразуемых в деятельности: “пространство”, “время”, “движение”, “вещь”, “свойство”, “отношение”, “количество”, “качество”, “причинность”, “случайность”, “необходимость” и т.д. Предметами, преобразуемыми в деятельности, могут быть не только объекты природы, но и социальные объекты, сам человек и состояния его сознания. Поэтому перечисленные “предметные категории” имеют универсальную применимость.

Второй блок универсалий культуры составляют категории, характеризующие человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношений к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: “человек”, “общество”, “я”, “другие”, “труд”, “сознание”, “добро”, “красота”, “вера”, “надежда”, “долг”, “совесть”, “справедливость”, “свобода” и т.д.

Универсалии культуры одновременно выполняют, по меньшей мере, три взаимосвязанные функции.

Во-первых, они обеспечивают своеобразное структурирование и сортировку многообразного, исторически изменчивого социального опыта.

Этот опыт рубрифицируется соответственно смыслам универсалий культуры и стягивается в своеобразные кластеры. Благодаря такой “категориальной упаковке” он включается в процесс трансляции и передается от человека к человеку, от одного поколения к другому.

Во-вторых, универсалии культуры выступают базисной структурой человеческого сознания, их смыслы определяют категориальный строй сознания в каждую конкретную историческую эпоху.

В-третьих, взаимосвязь универсалий образует обобщенную картину человеческого мира, то, что принято называть мировоззрением эпохи. Эта картина, выражая общие представления о человеке и мире, вводит определенную шкалу ценностей, принятую в данном типе культуры, и поэтому определяет не только осмысление, но эмоциональное переживание мира человеком.

 

РАЗРЫВЫ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры, перестают обеспечивать воспроизводство и соотношение необходимых обществу видов деятельности.

Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов.

В такие эпохи традиционные смыслы универсалий культуры утрачивают функцию мировоззренческих ориентиров для массового сознания.

Они начинают критически переоцениваться, и общество вступает в полосу интенсивного поиска новых жизненных смыслов и ценностей, призванных ориентировать человека, восстановить утраченную “связь времен”, воссоздать целостность его жизненного мира.

В деятельности по выработке этих новых ценностей и мировоззренческих ориентиров философия играет особую роль.

Чтобы изменить прежние жизненные смыслы, закрепленные традицией в универсалиях культуры, а значит, и в категориальных структурах сознания данной исторической эпохи, необходимо вначале эксплицировать их, сопоставить с реалиями бытия и критически осмыслить их как целостную систему.

Собственно этим и занимается философия

Из неосознанных, неявно функционирующих категориальных структур человеческого понимания и деятельности универсалии культуры должны превратиться в особые предметы критического рассмотрения, они должны стать категориальными формами, на которые направлено сознание. Именно такого рода рефлексия над основаниями культуры и составляет важнейшую задачу философского познания.

 

Философия, эксплицируя и анализируя смыслы универсалий культуры, выступает в этой деятельности как теоретическое ядро мировоззрения.

Социальное предназначение Ф. состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоз­зренческих идей.

В этом процессе универсалии культурыобщие представления мировоззренческого плана – превращаются из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни - в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено ФИЛОСОФСКОЕ сознание.

Формы эти – общие понятия - выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры.

Смыслы и содержание общих представлений, которые являются универсалиями - основания культуры определенного периода, в философии подлежат рациональному раскрытию - в понятиях и категориях.

Рациональное раскрытие в Философии смыслов общих представлений, начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности.

 

Поэтому первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.

В истоках формирования Ф. эта особенность прослеживается весьма отчетливо. Даже в относительно развитых философских системах античности многие фундаментальные категории несут на себе печать символического и метафорического образного отражения мира ("Огнелогос" Гераклита, "Нус" Анаксагора и т.д.).

 

Сложный процесс философской экспликации универсалий культуры в первичных формах может осуществляться не только в сфере профессиональной философской деятельности, но и в других сферах духовного освоения мира.

 

И В произведениях великих писателей может быть разработана и выражена в материале и языке литера­турного творчества даже целостная философская система, сопоставляемая по своей значимости с концеп­циями великих творцов Философии (например, литературное творчество Л.Н.Толстого, Достоевского).

Литература, искусство, художественная критика, политическое и правовое сознание, обыденное мышление, сталкивающееся с проблемными ситуациями мировоззренческого масштаба, - все эти области, в которые может быть вплавлена философская рефлексия и в которых могут возникать в первичной форме философские экспликации универсалий культуры.

 

Но, несмот­ря на всю значимость и важность такого рода первич­ных "философем", рациональное осмысление основа­ний культуры в ФИЛОСОФИЯ. не ограничивается только этими формами.

На их основе Ф ИЛОСОФИЯ затем вырабатывает более строгий понятийный аппарат, где категории уже опре­деляются в своих наиболее общих и существенных признаках.

!! Таким путем универсалии культуры превращаются в рамках философского анализа в фило­софские категории — особые идеальные объекты (свя­занные в систему), с которыми уже можно проводить особые мысленные эксперименты.

Тем самым откры­вается возможность для внутреннего теоретического движения в поле философских проблем, -

!! НО результатом движения в поле философских проблем может стать формирование принципиально новых категориальных смыслов, выходящих за рамки исторически сложившихся мировоззрен­ческих оснований культуры, впечатанных в ткань наличной социальной действительности.

 

Главное предназначение Философии в культуре реализуется на двух полюсах

1) внутреннего теоретического движения и 2) постоянного раскрытия реальных смыслов предельных оснований культуры:

1понять, не только каков в своих глубинных основаниях наличный человеческий мир,

но 2 и каким он может быть.

 

Уже в началь­ной фазе своей истории философское мышление про­демонстрировало целый спектр нестандартных кате­гориальных моделей мира.

Например, решая пробле­му части и целого, единого и множественного, антич­ная Ф. прослеживает все логически возможные варианты: мир делится на части до определенного предела (атомистика Левкиппа — Демокрита, Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир вообще неделим (элеаты). Причем последнее решение совер­шенно отчетливо противоречит стандартным пред­ставлениям здравого смысла.

Характерно, что логиче­ское обоснование этой концепции выявляет не только новые, необычные с точки зрения здравого смысла ас­пекты категорий части и целого, но и новые аспекты категорий "движение", "пространство", "время" (апо­рии Зенона).

***********

Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие.

Генерируя теоретическое ядро нового мировоззрения, Ф. тем самым вводит но­вые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству.

 

Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она функционирует как идеология. Но вместе с тем, ее установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение и разработка проблем, многие из которых на данном этапе социального развития оправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием Философии., сближает ее со способом научного мышления.

Философия и Наука – еще раз:

 

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ!

Я бы только сказал: отношения науки и философии таковы, что наука не совпадает, но а граничит.

Причем граничит именно там, где “глубина и тонкость” научных вопросов достигает предельной остроты. Именно здесь, по свидетельству таких специалистов, как Г.Кантор, В.Вейль, А.Эйнштейн, Н.Бор, В.Гейзенберг, Н.Винер наука впадает в философию.

Со способом научного познания философию сближает Установка философии на выработку новых категориальных смыслов, выдвиже­ние и разработка проблем, многие из которых на дан­ном этапе социального развития оправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием Ф.

 

Философские основания науки

В системе оснований науки, наряду с научной картиной мира, идеалами и нормами исследования, можно выделить еще один, чрезвычайно важный компонент — философские основания науки.

Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты).

Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи.

Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормы науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры.

В их состав входят, наряду с обосновывающими постулатами, также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска.

Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологий и новых представлений о методе.

 

КАТЕГОРИИ

Наука постоянно выходит за рамки предметных структур, осваиваемых в исторически сложившихся формах производства и обыденного опыта, - так появляется проблема категориальных оснований научного поиска.

Любое познание мира, в том числе и научное, в каждую историческую эпоху осуществляется всоответствии с определенной “сеткой” категорий, которые фиксируют определенный способ членения мира и синтеза его объектов.

 

[ В процессе своего исторического развития наука изучала различные типы системных объектов: от составных предметов до сложных саморазвивающихся систем, осваиваемых на современном этапе цивилизационного развития.

Как только наука переходит к освоению больших систем, в ткань научного мышления должна войти новая категориальная канва. Представления о соотношении категорий части и целого должны включить идею о несводимости целого к сумме частей. Важную роль начинает играть категория случайности, трактуемая не как нечто внешнее по отношению к необходимости, а как форма ее проявления и дополнения.

Предсказание поведения больших систем требует также использования категорий потенциально возможного и действительного. Новым содержанием наполняются категории “качество”, “вещь”.

”. Если, например, в период господства представлений об объектах природы как простых механических системах вещь представлялась в виде неизменного тела, то теперь выясняется недостаточность такой трактовки, требуется рассматривать вещь как своеобразный процесс, воспроизводящий определенные устойчивые состояния и в то же время изменчивый в ряде своих характеристик]

 

Адекватная объекту категориальная структура должна быть выработана заранее, как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.