Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактическая система К. Д. Ушинского




В России цельную дидактическую систему разработал пе­дагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Стерж­нем его педагогической системы стали требования демокра­тизации образования, идея народности воспита­ния, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: " Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях". Он показал, что знать человека во всех отношениях — это, значит, изучить его физи­ческие и психические особенности. Ушинский мечтал о та­ком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, инте­реса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обо­сновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспита­ния, влияния общественной среды, "духа времени", специ­фики культуры и передовых общественных идеалов опреде­ленного социума в конкретно-исторический период. Цель вос­питания, по Ушинскому, — формирование активной и твор­ческой личности, подготовка человека к физическому и ум­ственному труду как высшей форме человеческой деятельно­сти. Считая роль религии в формировании общественной мо­рали положительной, он выступал в то же время за независи­мость науки и школы от религии, выступал против руководя­щей роли духовенства в школе.

В нравственном воспита­нии он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала автори­тарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка.

Он требовал активной любви к человеку, создания атмосферы товари­щества.

Новой педагогической идеей Ушинского была постанов­ка перед учителем задачи научить учеников учиться: "...следу­ет передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учи­теля, приобретать новые познания".

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспита­ния: "Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека". Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основоположником науч­ной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского:

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и пси­хологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа на­глядности.

3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвле­ченному, от представлений к мысли — естественен и осно­вывается на ясных психологических законах человеческой при­роды.

4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.