КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антон Семёнович Макаренко
Антон Семёнович Макаренко, один из виднейших отечественных педагогов, родился 13 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии в семье старшего маляра железнодорожного депо и дочери николаевского солдата. В 1917 г. заканчивает с золотой медалью учительский институт в Полтаве. Работал учителем русского языка, рисования и черчения, воспитателем в ученическом общежитии, руководителем педагогического коллектива в Высшем начальном училище. В 1920г. принимает предложение организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. К лету 1925 г. это колония им. М. Горького, в которой 140 воспитанников - 130 мальчиков и 10 девочек, решается вопрос о создании комсомольской организации. Летом 1927 г. Макаренко возглавляет трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. В 1927 – 29 г. коммунары работали в деревообделочной мастерской и в кузнице. В 1930г. коммуна перешла на самоокупаемость. На исходе 1932 г. страна получила первую серию фотоаппаратов марки «ФЭД», сделанную руками дзержинцев. В 1932 г. выходит в свет первая книга А.С. Макаренко «Марш 30-го года». А.С. Макаренко всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой, смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строительства и организации коллектива, методов воспитания в нём, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и другие - имеют значение до сих пор. «… В краткой форме сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», - писал Макаренко. Макаренко подчёркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и к жизни … а живут и трудятся, мыслят и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нём должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счёте, определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» (1937 г.) Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязательствами, в том числе и ребёнок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношение между собой - всё это влияет на ребёнка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет. Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно - трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. Другой важной проблемой педагогической теории были организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма — по мнению Н.К.Крупской — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и целеустремленной творческой личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых-педагогов того времени. Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970) Существует наука о воспитании. Но воспитать человека - это, скорее, искусство. И научить этому не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей [6]. Во все эпохи лучшие педагоги считали мысль «на любви к детям держится мир» главной в деле воспитания. В.А. Сухомлинский из их числа. Родился он в сентябре 1918 года на Украине. В 1939 году окончил Полтавский педагогический институт, работает преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. В январе 1941г. был тяжело ранен, защищая Москву. В 1948 г. Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22-х лет. «Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают признание к педагогическому труду». Так формировался педагогический талант самого Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребёнка так, чтобы не нужно потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребёнке - всю эту мудрость Василий Александрович вынес из собстенного детства. «Каждый ребёнок был миром - совершенно особым, уникальным….». Говоря о воспитании… «Я глубоко убеждён, наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей периживаний,» - пишет Сухомлинский. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего учительского коллектива. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична. Это вознагрождение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребёнка может что – то не получаться, но придёт время - научится. Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой личности. Воспитание культуры потребностей - очень важная пролема всестороннего развития личности. Задача заключаеся не только в том, чтобы воспитывать разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно труднее добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на становление и удовлетворение потреностей высшего порядка - потребностей духовных. Материальные потребности, потребности в познании и, наконец, потреность в другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей, которые хорошо просматриваются в работах В.А. Сухомлинского по мере развития его философско – педагогических взглядов. «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того момента как он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту … Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живёт в его душе… Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничными богатствами явлений, с неичерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного». Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его сознанием, В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания. Мир прекрасного для ребёнка начинается в семье. «Тонкость ощущения, эмоциональная восприимчимость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, пронокновение в духовный мир другого человека – всё это постигается в семье». Для ребёнка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать это не только тепло, уют, внимание. Это мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек. При недостатке материнского внимания развитие ребёнка всегда задерживается - психически, физически, интеллетуально, эмоционально. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьёзных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подростающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленный на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребёнка [7].
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |