Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежная педагогика и проблемы образования




Современная зарубежная педагогика представлена следу­ющими, наиболее заметными, концепциями: традиционалистической, рационалистической моделью, феноменологичес­ким направлением.

Представители традиционизма (Ж. Махсо, Л. Кро, Ж. Ка­пель (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.С.Финн (США) и др.) намерены дать новую жизнь систематическому академи­ческому образованию, как ретранслятору культуры прошлого.

Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р.Ганье, Б. Скиннер и др.) концентрируют усилия на проблемах усвоения знаний и практической адаптации мо­лодежи к существующему обществу через образование.

Представители феноменологического направления (А. Маслоу) исповедуют гуманистическую направленность образова­ния.

По-прежнему заметна традиция социальной педагогики во Франции (П. Бурдье, Ж. Капель, Ш. Фурастье).

Психологическая парадигма воспитания (А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс) в центр воспитания и обучения ставит инте­ресы, психику, индивидуальные особенности детей. Главный их тезис — бережное отношение к личности ребенка.

Влиятельные идеи нового воспитания во Франции (Р. Галь, А. Медичи, А. Фабр и др.) формулируются в главном постула­те: личность — это, прежде всего, биологическое существо с природной рефлексией.

Экзистенциальная педагогика как веление дня рассматри­вает гуманизацию воспитания, обучения, школы, т.е. пово­рот к личности ребенка.

В целом можно отметить существование в современной зарубежной педагогике 5 основных парадигмж:

1 – традиционалистическая, или "знаниевая", парадиг­ма — главная цель обучения и воспитания — дать человеку глубокие, прочные разносторонние академические знания. Плохой" ученик — это незнающий ученик. Основная цель — дать знания любой ценой.

2 — технократическая прагматическая парадигма — главная цель

ж Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – 1) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения.

педагогического процесса — дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходи­мы в жизни и профессиональной

деятельности человека в современном обществе, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой, и пр.; общеобразовательная школа превращается в политехническую;

3 — бихевиоральная поведенческая парадигма — главная цель педагогического процесса — сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполне­ния социальных ролей, соблюдения норм морали и норм по­ведения в обществе;

4 — гуманистическая парадигма — главная цель педаго­гического процесса — способствовать развитию способнос­тей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализа­ции [5]. Ученик может многого не знать (учебные знания и успе­ваемость — это не главное), но важно, чтобы сформировался по-настоящему духовно развитый нравственный человек, спо­собный к саморазвитию и самосовершенствованию; в центре образования — ученик, человек со всеми его слабостями и достоинствами.

5 — теологическая парадигма — основное направление пе­дагогического процесса состоит в развитии религиозных чувств и нравственных основ человека. Теологическая парадигма в ряде стран может трансформироваться в эзотерическую пара­дигму — когда главной целью образования является познание Великой Истины, смысла жизни, приобщения к тайнам на­шего существования.

Системы образования разных стран опира­ются на парадигмы, из числа перечисленных.

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что си­стема образования не удовлетворяет современным требовани­ям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Суть мирового кризиса образования видится, прежде всего, в обращенности сложившейся системы образования (так назы­ваемое "поддерживающее обучение") в прошлое, ориентиро­ванности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования — "инновационного обучения", которое сфор­мировало бы у обучаемых способность к проективной детер­минации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную при­роду. Во-первых, он является проявлением глобального кри­зиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей соци­ально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования, особенно высшего, имеет свои достоинства и недостатки. Перечислим положительные "наработки" российской высшей школы:

▲ она способна осуществлять подготовку кадров практи­чески по всем направлениям науки, техники и производства;

▲ по масштабам подготовки специалистов и обеспеченно­сти кадрами она занимает одно из ведущих мест в мире;

▲ она отличается высоким уровнем фундаментальной под­готовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;

▲ она традиционно ориентирована на профессиональную
деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Таковы преимущества российской образовательной систе­мы (ВШ).

Однако четко осознается и тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране — настоятельная необходимость.

Ведь очевидно, что проблема долговременного развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера.

В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходи­мости смены парадигмы образования.

Концепция, разработанная учеными Международной ака­демии наук высшей школы показывает, что научные истоки но­вой образовательной политики следует искать в трех сферах: в философии образования, в науках о человеке и обществе и в "теории практики".

Философия образования должна дать новое представле­ние о месте человека в современном мире, о смысле его бы­тия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человечества.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) нужны, чтобы иметь современное на­учное представление о закономерностях поведения и разви­тия человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образова­ния — с обществом.

"Теория практики", включающая современную педагоги­ку, социальное проектирование, менеджмент системы обра­зования и др., даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуру системы, принципы ее организации и управления. Она же явится ин­струментом реформирования и адаптации системы образова­ния к изменяющимся условиям жизни.

Итак, обозначены фундаментальные основы развития об­разования. Предлагаемую методологию можно назвать гума­нистической, так как в центре ее оказывается человек, его духовное развитие, система ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.