Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология




Рис. 2. Место педагогики в ряду гуманитарных наук

Мораль – нравственность, правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям. Соблюдение морали – дело добровольное и является критерием культурного уровня развития человека.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерно­сти социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Пе­дагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педа­гогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной струк­туры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и обществен­ность.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с такой ее областью, как экономика образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повы­шения производительности труда. Данные экономики образования необхо­димы для решения таких важнейших педагогических задач, как:

• определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;

• определение стоимости обучения в различных типах образователь­ных учреждений;

• определение затрат на учительские кадры, на строительство, обору­дование, наглядные пособия и т. д.

В решении этих вопросов педагогика и экономика опираются на дан­ные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемо­сти, смерти, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возраст­ной структуры и процессов перемещения населения невозможно решение проблемы строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются есте­ственнонаучной базой педагогики и психологии.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлектор­ной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств и др.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обуче­ния и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология наука об особенностях строения и функционирования орга­низма человека, выводы которой привели к возникновению и развитию новой дисциплины – андрагогики, науки об обучении взрослых [9].

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педа­гогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом кото­рой является образование детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвя­зи с медициной она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализа­ции детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологическими нау­ками, изучающими закономерности развития психики человека. Необ­ходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные по­требности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и вос­питание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями.

Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется и в наличии ряда пограничных наук: педагогической и возрастной психологии, психо­логии профессиональной педагогической деятельности, психологии управ­ления педагогическими системами и др. Можно утверждать, что любой прикладной раздел педагогики опирается в своих исследованиях на анало­гичный раздел психологии.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов в усло­виях целенаправленного обучения и воспитания в зависимости от возраста.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия челове­ка, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно ориен­тированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирова­ния личности, включенной в различные группы, вооружает педагогику многими ценными данными и фактами для исследования проблем воспи­тания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной пси­хологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают педагогике в научной разработке методики включения тех­нических средств, ЭВМ, компьютеров в учебный процесс.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.