КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности процесса воспитания
Цель и виды воспитания Сущность процесса воспитания Человеческая деятельность нуждается в предвидении результата, на достижение которого направляются физические или духовные усилия. Идеальное, т.е. рисуемое нашим сознанием, предвидение результата называется целью. Цель - исходный компонент деятельности, это ожидаемый положительный эффект. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание: будущее, на достижение которого направляются его усилия. Цель воспитания - подготовить человека к эффективной жизни в обществе. Задача воспитания –это путь достижения поставленной цели. Ж.Ж. Руссо писал: " Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте". Цель – это сплав внешней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании человека, в личностных потребностях. Поэтому следует обратить внимание на специфические черты цели как социально-психологического феномена: - цель существует, но она недостижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект цели (т.е. воспитанник), а, следовательно, изменяется и тот образ продукта, который складывается в его сознании; - цель имеет лишь внешние контуры, лишена конкретных характеристик, потому что динамичны обстоятельства жизни, в которых разворачивается достижение цели, а значит, динамична и сама цель, динамическую характеристику она сохраняет лишь, будучи общей целью, освобожденной от конкретных и частных деталей; - цель, при её объективном характере с точки зрении зарождения, всегда субъективна: её ставит и формулирует субъект. Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, чтобы, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность для всех и для отдельного человека; чтобы этот человек становился личностью, способной строить жизнь на Добре, Истине, Красоте. Решение данной задачи достигается всем многообразием видов воспитания (см. рис. 3).
Рис. 3. Классификация видов воспитания Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, изменчивости. Сказать о том, что личность окончательно сложилась, так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс, так как динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на человека до самой смерти. Движущая сила развития – борьба противоречий, т.е. несоответствий. Противоречия выступают в качестве "вечного двигателя", который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия – они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием.
Рис. 4. Характеристика закономерностей воспитания Чтобы целенаправленно управлять процессом воспитания, необходимо в этом сложном процессе выявить общие, характерные для него закономерности. Постижение закономерностей открывает дорогу к свободному достижению цели, освобождает человека от колоссальных усилий, придает профессиональной работе, в частности педагога, легкость и изящество. Первая закономерность – активность объекта воспитания. Под объектом выступает человек, вокруг которого создаются необходимые условия воспитания, а под субъектом - личность, коллектив, среда, определяющие совокупность этих условий. Причем мера усилий воспитуемого должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через инициирование активности: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого Человека; интеллектуальное - через мыслительную активность; любовь к красоте тоже формируется в процессе активного взаимодействия с красотой. Важным условием в эффективной реализации данной закономерности является умение воспитателя вести наблюдение за состоянием воспитанника (воспитанников), чтобы вовремя уловить негативное отношение к предлагаемой деятельности. Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусство. Вторая закономерность – ориентация на актуальные потребности воспитанника. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя их развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Раздумчивая юность с острыми вопросами мировоззрения и мучительными половыми проблемами ставят педагога перед необходимостью подбрасывать материал в костер природного огня. Искусство будет состоять в том, чтобы предложить вовремя - ни раньше, ни позже. Если педагог опоздал с материалом для актуальных потребностей, то "господин случай" выполнит свою формирующую функцию и подбросит жизненный материал для острой нужды молодого человека, но этот материал не всегда будет добрым и достойным. Согласно второй закономерности хороший педагог - это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим человеком и что для него кажется самым главным на данный момент его жизни, и не отвергать "неудобство" развития, а направлять особенности роста по пути культуры. Третья закономерность – совместно-раздельная деятельность объекта и субъекта воспитательного процесса. Суть ее состоит в соблюдении пропорционального соотношения усилий педагога и воспитуемого в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка. Например, мать моет посуду, ребенок лишь ставит тарелки на полку, но считается, что он на равных, "вместе с мамой" моет посуду. Но очень скоро доля активности ребенка увеличивается и, в конце концов, доводится до максимального уровня, когда субъектом деятельности выступает ребенок, а педагог как бы в стороне, наблюдает, оценивает, сопровождает рекомендациями по совершенствованию продукта деятельности. В ходе учебного процесса эта закономерность проявляется в ослаблении помощи студентам, в предоставлении ряда дисциплин для выбора с учетом прогнозирования потребностей будущей специальности. Согласно этой закономерности хороший педагог - это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности личности, умеющий признать полное ее право на творчество и свободный выбор. Четвертая закономерность – демонстрация любви в адрес воспитанника. Это значит очень немного: помогать, быть великодушным, прощать оплошности, стараться понять, быть ласковым и нежным. Любовь педагога – скорее, отношение сильного к слабому, мудрого - к неразумному, старшего -к молодой новой жизни. Пятая закономерность – ситуация успеха. В процессе любой деятельности к ее результатам у воспитуемого складываются либо положительные, либо отрицательные эмоции. Для педагога это означает следующее: органи-зуемая деятельность венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый. Речь идет не об успешном предметном результате деятельности (хорошо написан реферат, рационально сформирован алгоритм решения задачи и т.д.), а об индивидуальной внутренней удовлетворенности исполнителя полученным результатом и течением эмоциональных переживаний за время работы. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха. Оно заключает в себе либо поощрение, либо комплимент, либо приятный сюрприз, педагог должен уметь производить положительное подкрепление, возвышая духовные силы воспитуемого. Кроме того, необходимо уметь снимать страх перед неудачей ("ничего страшного"), авансировать (" у Вас непременно получится "), усилить мотив деятельности ("это так важно для нас и для Вас"). Шестая закономерность – "скрытый характер" воспитания. Это значит, что воспитанник не должен себя чувствовать объектом приложения усилий родителей или педагога: человек живет, а не готовится к жизни! Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью. Ребенок проживает взаимодействие с миром, и это составляет его счастье жизни как субъекта, обретающего свой внутренний мир и свою душу. "Открыть" воспитание – значит, поставить ребенка в позицию объекта. Объект не имеет своего лица; не имея лица, не выступает личностью, оставаясь индивидом. Седьмая закономерность воспитания – целостность воспитательных влияний. Если педагог не учитывает этой закономерности, то воспитательный процесс жестоко мстит за это. Например, диспут о поэзии Пушкина в грязной аудитории способствует формированию цинизма и духовной нечистоплотности. Грубый окрик, призывающий студента к гуманности, тоже подвластен закону целостности: вопреки призывам он формирует агрессивность, так как действует в этот момент отнюдь не набор слов и их значение, а злобная экспрессия. Рассмотренных закономерностей, на наш взгляд, необходимо и достаточно, чтобы помочь формированию личности, достичь цели воспитания. Так мы приходим к проблеме цели воспитания.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |