Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные подходы к определению входных барьеров




Индекс Херфиндаля - Хиршмана.

Его можно также рассматривать как индекс концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка, т.е. устраняет недостатки индекса концентрации.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей всех фирм (в %), которые представлены на данном рынке:

HHI = S12 + S22+ S32+…+ Sn2, (2.8) где HHI – индекс Херфиндаля-Хиршмана; S1 – удельный вес самой крупной фирмы; S2 – удельный вес следующей по величине фирмы; Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Высокомонополизированной будет считаться отрасль, в которой данный показатель превышает 1800%. Чем меньшие значения принимает индекс, тем сильнее конкуренция на рынке, меньше концентрация и слабее рыночная власть фирм [5, с. 305].

Взаимосвязь индекса концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана представлена в таблице 2.1. Таблица 2.1 – Оценка уровня концентрации по двум показателям
Показатель Концентрация
низкая средняя высокая
Ck менее 45% 46%-70% 71%-100%
HHI менее 1000% 1001% - 2000% 2001% - 10000%

В США индекс Херфиндаля - Хиршмана является основой для проведения антимонопольной политики.

Основным преимуществом данного показателя является способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке, с течением времени.

3) Индекс Бэйна. Рассчитывается как отношение чистого дохода фирмы к стоимости ее активов.

R=P/K, (2.9)

 

где R – индекс Бэйна, измеряемый в процентах;

P – экономическая прибыль фирмы;

K – собственный капитал фирмы.

Следует отметить, что рассмотренные показатели рыночной и монопольной власти являются основными, но единственными: в зависимости от условий функционирования экономические агенты могут использовать и другие индексы.

Концентрация фирм на рынках оказывает прямое влияние на результативность отрасли: чем выше степень концентрации (чем больше индекс концентрации), тем больше доля прибыли в отраслевом объеме продажи и тем больше воздействие оказывает фирма на рынок и общественное благосостояние.

 

 

 

Большинство, особенно российских, фирм разоряются в первый год своего существования, так как при выходе на рынок сталкиваются со множеством проблем, которые не всегда умеют правильно оценить. Эти проблемы очень обширны – от поиска помещения и работников до изучения спроса и анализа конкурентов. И если за нерационально организованный производственный процесс, за неэффективное распределение полномочий и заданий вина лежит на руководителе, то различия в уровнях издержек, лояльность потребителей или возможность получения контроля над стратегическими ресурсами нередко рассматриваются как препятствия непреодолимой силы, которые в экономике отраслевых рынков получили название «барьеры входа в отрасль».

К настоящему моменту времени исследованию входных барьеров посвящено большое количество работ, дано множество определений данному явлению.

Согласно определению Д. Бейна, барьеры – это препятствия для входа новых фирм на рынок, мешающие им использовать благоприятную рыночную ситуацию. Барьер входа позволяет действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. Барьер входа существует, если новая фирма не может достичь того же уровня прибыльности после входа, который имели уже действующие фирмы до того, как они вошли на рынок [6, с.91].

При этом в качестве потенциальных фирм рассматриваются не все, а только те из них, которые обладают одинаковыми преимуществами, чтобы претендовать на вход в отрасль.

По определению Д. Стиглера, барьеры – это асимметрия в поведении действующих и входящих на рынок фирм (неравные условия ведения хозяйственной деятельности).

Согласно подходу С. Вейцзекера, барьеры входа на рынок - это затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти на отраслевой рынок, и не несут действующие на нем фирмы, что приводит к искажению распределения ресурсов с точки зрения общества.

Н. Демсетц считал, что барьеры определяются через выявление различий, асимметрии в возможностях, которыми обладают фирмы – инсайдеры и аутсайдеры. Прежде всего это более низкие издержки фирм инсайдеров.

Инсайдеры – фирмы, которые присутствуют в отрасли и обладают рыночной властью. Аутсайдеры – фирмы, которые стремятся войти в отрасль и получить рыночную власть.

Обобщая данные альтернативные подходы, следует отметить, что барьер входа – это любое препятствие, затрудняющее вход фирмы в данную отрасль, и мешающее конкурировать с другими фирмами на равных условиях.

По характеру возникновения и воздействия барьеры входа в отрасль можно объединить в следующие основные группы:

- правового характера;

- организационного характера;

- технологического характера;

- экономического характера;

- финансового характера.

Понятно, что в условиях совершенной конкуренции барьеры входа в отрасль отсутствуют, однако реальная экономическая ситуация далека от идеальной модели. В меньшей степени барьеры входа присутствуют на рынке монополистической конкуренции, в большей – на рынке олигополии. На рынке монополии препятствия для вступления в отрасль характеризуются наивысшей степенью, при которой вход в отрасль полностью закрыт.

Барьеры входа могут быть обусловлены особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции) либо поведением хозяйствующих субъектов, уже действующих на данном рынке (включая антиконкурентные действия и соглашения).

В рамках анализа отраслевых рынков следует выделяются две основные группы барьеров входа: структурные (нестратегические) и поведенческие (стратегические) барьеры.

Структурные барьеры обусловлены различной структурой данной отрасли: применяемыми технологиями, первоначальными и текущими затратами на осуществление предпринимательской деятельности, развитостью и устойчивостью рынка, объемом спроса и предложения благ, существующей формой конкуренции.

Поведенческие барьеры связаны с осознанными или неосознанными действиями субъектов рынка: степенью стремления фирм к разработке единой стратегии поведения, к объединению и интеграции, уровнем криминализации рынка. С. Салоп отмечал, что поведенческие барьеры – это намеренно созданные фирмами-инсайдерами препятствия для вступления в отрасль рынка фирм-аутсайдеров. Однако это не вполне верно, так как поведенческие барьеры могут не определяться осознанными действиями предприятий, а являться объективным следствием стремления фирм к максимизации прибыли.

Рассмотрим виды барьеров более подробно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.