Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели некооперативной конкуренции




Классификация моделей олигополии

ТЕМА 3 НЕКООПЕРАТИВНОЕ И КООПЕРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ

 

Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. В экономике отраслевых рынков данная рыночная структура выступает центральным объектом анализа. Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а условия вхождения фирм в отрасль преграждены высокими барьерами. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы не имеют значительного преимущества над мелкими. Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность фирм (их число не превышает десяти), высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозависимость. Олигополии возникают в отраслях, производящих как стандартизированные (однородные – медь, алюминий, нефть), так и дифференцированные продукты (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).

В экономической литературе выделяют следующие модели олигополии:

- модели некооперированной и кооперированной олигополии;

- количественная и ценовая олигополия.

Некооперированная олигополия. Фирмы исследуются с позиций их взаимодействия на отраслевом рынке. Причем, в учебной литературе при классификации некооперативных стратегий поведения фирм упор делается порядок принятия решений:

- одновременно - модель Курно (по объему продаж) и модель Бертрана (по цене);

- последовательно - модель Штакельберга (по объему продаж) и модель Форхаймера (по цене). Причем основная трудность у активной фирмы, обладающей рыночной властью, заключается в правильности предположения относительно действий конкурентов,т.е. их реакция на ее действие [6,с.200-246].

Кооперированная олигополия. Говоря о кооперированной олигополии следует выделять открытые и тайные соглашения (картель). Однако при этом следует иметь в виду, что не всегда фирмы могут прийти к соглашению, для этого должны быть особые причины возникновения картелей. Всегда существует проблема нарушения таких соглашений и фирмы, входящие в картель стремятся использовать все методы для предотвращения нарушения картельного соглашения. (Эвристическое ценообразование как инструмент координации). Существуют своего рода социальные издержки картеля [6, с.200-246].

Модель ценовой конкуренции означает возможность у фирм достаточной легкости манипулирования ценами, хотя существуют определенные ограничения: это уже заключенные договора на поставку продукции и покупку сырья и материалов, расходы на переиздание каталогов и прейскурантов и т. п. Модель ценовой конкуренции более реалистично представляет поведение олигополистов на рынке, чем модель количественной конкуренции.

Модель количественной олигополии. Варьирование объемами выпуска более сложное, чем манипулирования ценами. Для того чтобы варьировать объемы выпуска, могут понадобиться и дополнительные инвестиции в производственные мощности, и время.

В реальной действительности модели количественной и ценовой олигополии не противостоят, а скорее дополняют друг друга, образуя достаточно широкий инструментарий для анализа олигопольных рынков. Более того, если соперники выпускают не строго однородный (совершенно взаимозаменяемый), а хотя бы слабо дифференцированный продукт, поставщик которого может быть легко идентифицирован покупателем (по фирменному знаку, товарной марке), то небольшое снижение цены одним олигополистом, скорее всего, не приведет к массовому перетоку к нему покупателей, ранее потреблявших продукты соперников. Некоторые из них, безусловно, сохранят верность ставшему относительно более дорогим продукту другого олигополиста — привычной марке сигарет, кофе, чая и т. п.

Равновесие Курно – это некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают наибольшие возможные прибыли при данных действиях своих конкурентов. Модель Курно – это самая ранняя модель олигополии. Ее предложил в 1838 г. французский экономист Огюстен Курно [20].

Суть этой модели состоит в том, что обе фирмы знают кривую спроса рынка, принимают решения одновременно, независимо друг от друга, каждая фирма предполагает выпуск продукции конкурента постоянным и знает, что рыночная цена зависит от общего производства обеих фирм. Поэтому предельные издержки МС одной из них постоянны что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного из дуополистов нет стимула менять свой объем производства [11].

График объема производства фирмы 1 назовем кривой реакции и обозначим ее как Q1* (рис. 3.1). Если фирма 1 думает, что фирма 2 не будет выпускать продукции, она произведет 50 единиц, если она полагает, что фирма 2 будет выпускать 50 ед. продукции, она сама будет производить 25 ед., в случае, если фирма 2 будет производить 75 ед., она выпустит только 12,5 ед. продукции. Если же фирма 2, по ее мнению, будет выпускать 100 ед., то фирма1 ничего производить не будет. Аналогично составляется график реакции фирмы 2 (Q2*). Если кривая предельных издержек фирмы 2 отличается от кривой аналогичных издержек фирмы 1, ее кривая реакции будет отличаться по форме от кривой реакции фирмы 1.

 

 

Рисунок 3.1 – Модель равновесия О. Курно

 

 

Сколько же будет производить каждая фирма? Кривая реакции каждой фирмы говорит о том, сколько она будет производить при том или ином предполагаемом объеме производства своего конкурента. При равновесии каждая фирма устанавливает объем производства в соответствии со своей собственной кривой реакции, а поэтому равновесный объем производства находится на пересечении двух кривых реакции. Эту точку называют равновесием Курно. При таком равновесии фирма правильно предполагает, сколько будет производить ее конкурент, и в зависимости от этого определяет объем, максимизирующий прибыль.

Равновесие Курно является примером того, что в теории игр называется равновесием Нэша. В этой ситуации каждый игрок делает наилучшее, что только он может при заданных действиях оппонентов. В результате ни один игрок не имеет стимула, чтобы изменить свое поведение.

Модель Бертрана также рассматривает взаимодействие двух фирм олигополистов, т.е. дуополию. Для дуополии Бертрана характерны те же предпосылки, которые применялись при анализе дуополии Курно, – с одним, но принципиальным отличием: стратегической переменной, учитываемой фирмами при принятии решения, является не объем выпуска, а цена. Дуополия Бертрана – способ взаимодействия, при котором фирма принимает решение об объеме выпуска, исходя из предложения, что фирма-конкурент не изменит цену [21].

Именно это предложение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена продукта снижается до предельных издержек фирмы. В модели Бертрана равновесие дуополистического рынка по ценам, объему производства и прибылям соответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т.е. две фирмы делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.

В модели Бертрана обе фирмы продают однородный товар. Они сталкиваются с кривой спроса, обладающей следующими характеристиками:

- если одна из фирм увеличивает цену по сравнению с ценой конкурента, то спрос на ее продукцию будет равен нулю;

- если фирма устанавливает цену, которая будет ниже цены конкурента, то она сможет переключить на себя весь спрос рынка (предполагается, что фирмы обладают достаточной мощностью для покрытия спроса всего рынка);

- если обе фирмы устанавливают одинаковую цену на товар, то они поделят поровну спрос на рынке.

Ценовое лидерство в модели Форхаймера [6]. Это модель лидерства по цене (см. рис. 3.2). В модели существует фирма-лидер, которая признана ценовым лидером и регулирует рыночную цену и берёт на себя ответственность за приспособление цены к изменяющимся условиям рынка.

Ограничения в модели:

- все вещи идут последовательно;

- доминирующая фирма одна;

- она имеет преимущество в издержках;

- в этой отрасли все остальные – аутсайдеры. Они ориентируются на цены лидера;

- число фирм фиксировано и существуют барьеры входа и выхода;

- доминирующая фирма знает спрос;

- она может предсказывать объем выпуска фирм-аутсайдеров.

 

 

Рисунок 3.2 – Равновесие в модели Форхаймера

 

При данной модели:

Sf – предложение фирм-аутсайдеров;

Rl – остаточный спрос фирмы-лидера;

MRl и MCl соответственно предельный доход и предельные издержки фирмы-лидера;

D – совокупный спрос.

Принимая решение о новой цене и установлении равновесия, фирма-лидер старается максимизировать свою прибыль (MRl=MCl) на своей кривой остаточного спроса (Rl=D-Sf). И в данной точке, спроектированной с кривой остаточного спроса на кривую общего спроса, достигается равновесие, при котором доминирующая фирма получает достаточно высокий уровень прибыли. Но и у аутсайдеров получается положительная прибыль. Следовательно, они будут увеличивать производство, и произойдёт сдвиг кривой остаточного спроса доминирующей фирмы так, что её доля сократится. Она сократит своё предложение, и равновесная цена тоже понизится (из-за конкурентного окружения). Но если издержки доминирующей фирмы существенно ниже издержек аутсайдеров, то она вытеснит конкурентов и останется монополистом. Этого она может достичь путём ценовой войны, т.е. снижать цену до тех пор, пока она не будет ниже предельных издержек аутсайдеров.

Ломаная кривая остаточного спроса фирмы-лидера порождает разрыв кривой её предельного дохода. Второй участок характерен для второго случая равновесия - когда кривая предельных издержек (MClm) намного ниже пересекает предельный доход.

Модель Штакельберга - модель лидер-последователь на рынке. Эта модель анализирует стратегическое взаимодействие фирм по принципу «лидер-последователь» (см. рис. 3.3). Последователь осознаёт лидерство конкурента, рассматривая уровень выпуска лидера как заданный, а следовательно, принимает решение об уровне своего выпуска при предпосылках модели Курно.

Лидер (первая фирма), в свою очередь, осознаёт, что оказывает влияние на принятие решений конкурента, и поэтому учитывает реакцию последователя (R1*(q2)) при решении задачи на максимум прибыли. Зная, что фирма-последователь будет выбирать уровень выпуска, соответствующий одной из точек на её кривой реакции R2(q1), фирма лидер отдаёт предпочтение такой точке, которая обеспечит ей большую, возможную прибыль C1(q1*,q2*).

Однако, возможно, что оба дуополиста будут вести себя как лидеры. И каждый будет считать конкурента последователем и предполагать, что последователь реагирует на поведение лидера. Поэтому будет не одна, а две кривые реакции, скорректированные на реакцию последователя R1*(q2) и R2*(q1). И равновесие на рынке будет в точке пересечения этих кривых. И их уровни выпуска будут одинаковы, т.е. рынок поделят пополам, т.к. обе фирмы имеют равные условия по издержкам и придерживаются одинаковых стратегий поведения на рынке.

 

 

Рисунок 3.3 - Модель Штакельберга

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.