КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личностно-ситуативный подход
Ситуационные теории лидерства Сторонники ситуационного подхода отмечают важность обстоятельств, в которых проявляется лидерство и относительность лидерских черт. Каждый новый ситуативный контекст требует от лидера проявления определенного набора качеств. Часто качества, эффективные в одной ситуации могут быть нейтральными в другой или даже помешать решению тех или иных проблем. Суть: какова ситуация – таков и лидер, т.е. человек, претендующий на роль лидера должен уметь приспосабливаться к определенным обстоятельствам, в которых находится группа. Одним словом, появление в группе лидера – есть результат места, времени и обстоятельств. Согласно теории, лидер – это функция определенной ситуации. Стогдилл писал: «лидерство – есть связь, которая существует между людьми в какой-то социальной ситуации, и люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях». Ситуационные теории не отрицают важную роль качеств личности, но не абсолютизируют их. Отдают приоритет в объяснении природы лидерства обстоятельствам. Данные концепции подвергаются критике за то, что они не достаточно отражают активность лидера. Для того чтобы снять подобные возражения, американец Хартли предложил следующие уточнения: 1. Если человек становится лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет лидером и в другой. 2. В результате стереотипного восприятия, лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще. 3. Став лидером в одной ситуации человек приобретает авторитет, который способствует его избранию и в другой ситуации. 4. Лидером чаще выбирают того человека, который имеет мотивацию к достижению данной позиции.
В рамках данного подхода одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых данный процесс реализуется. В 50х гг. 20в ученые Герт и Милз выделили 4 фактора, необходимые при рассмотрении феномена лидерства: 1. Черты и мотивы лидера, как человека. 2. Образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним. 3. Характеристики роли лидера. 4. Институциональный контекст, т.е. официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и его последователи. Одной из форм развития личностно-ситуационного подхода является концепция взаимодействия Стогдилла и Шартла. Они предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы, т.е. лидерство рассматривалось не как характеристика отдельно взятого индивида, но как результат взаимодействия между личностями, входящими в состав группы. Основные положения теории в следующем: 1. группа является механизмом достижения личных целей для каждого из его участников, и в то же время люди, взаимодействуя друг с другом, достигают общих целей группы. 2. ролевая дифференциация в группе, включающая роль лидера, является неотъемлемой частью движению группы к достижению общих целей. 3. понятие лидерства включает в себя взаимодействие двух или более человек, их заинтересованную оценку друг друга и неизменно возникающую иерархию, которая зависит от активности каждого из членов группы. Роль индивида в группе определяется потребностью группы в носителе той или иной роли в данный момент, а так же личностными качествами индивида, его возможностями и умениями. В целом лидерство – активное взаимодействие системы и личности. 4. Одной из важных сторон межличностных отношений является единство физического и эмоционального восприятия, в результате чего каждый индивид отличается по его способности удовлетворять потребностям группы, а так же по совокупности его душевных качеств. Теория взаимодействия позволяет исследовать лидерство как социальное явление в единстве следующих характеристик: 1) личность лидера и его характер; 2) потребности, поведенческие установки и проблемы последователей. 3) Группа в целом, её межличностная структура. 4) Ситуация, поставлена в её рамках задачи и условия для их решения. 5) Особенности восприятия 4х предыдущих факторов со стороны лидера и членов группы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |