Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование продолжительности транспортных операций




Нормирование скорости движения судов

Под нормированной скоростью движения судов понимается техническая скорость, то есть скорость движения судов относительно берега.

Техническая скорость движения судов рассчитывается на основе паспортных характеристик судов с учетом из загрузки, габаритов водного пути, гидрометеорологических условий, а также особенностей организации работы флота.

Нормы технической скорости устанавливаются по типам судов на каждом характерном участке водного пути по направлениям движения (вверх или вниз).

Расчеты технической скорости движения судов производятся в соответствии с действующими временными правилами судовых, тяговых и скоростных расчетов.

При определении технической скорости движения судов учитывается:

а) расчетная скорость движения на глубокой и спокойной воде с учетом загрузки судна. Расчетная скорость движения судов – это скорость движения относительно воды. Для самоходных грузовых судов, расчетная скорость определяется по их паспортным характеристикам в зависимости от нормы нагрузки и скорости судна в грузу и порожнем;

б) коэффициент, учитывающий потерю скорости на мелководье;

в) коэффициент, учитывающий потерю или приращение скорости от ветра и волн;

г) коэффициент, учитывающий изменение скорости от прочих факторов;

д) скорость течения (по течению +, против течения -).

 

 

Все транспортные операции делятся на 4 вида:

1. Ходовые (движенческие). Это операции, связанные с движением судна или состава. Нормы ходового времени устанавливаются для каждого характерного участка пути, типа судна или состава, загрузки судов и направления движения (вверх, вниз).

Различают операции хода и стоянки в пути.

2. Грузовые. Это операции, связанные с обработкой судна в порту.

Для нормирования продолжительности грузовых операций на морском и на речном участке разработаны судочасовые нормы, которые делятся на общие и специальные.

Специальные нормы разрабатываются для причалов с повышенной механовооруженностью и более высокой пропускной способностью.

Судочасовые нормы зависят от:

а) конструкции судна. По конструкции суда делятся на:

- суда-площадки (без трюмов) К (коэффициент вертикальной проницаемости;

- открытые К 0,61;

- полуоткрытые К = 0,31 – 0,6;

- закрытые К< 0,3

В справочниках приведены нормы для судов открытого типа. Для судов – площадок – нормы повышаются на 10%, для полуоткрытых – снижаются на 10%, для закрытых – снижаются на 20%.

б) грузоподъемности судна. Для установления норм, суда по грузоподъемности делятся на 4 группы:

- до 500 т

- 501-1900 т

- 1901- 4000 т

- более 4000 т

в) рода груза. По роду груза делятся на группы и категории (например, тарно-штучные, минеральные, лесные и т.д.).

3. Технические. Технические операции включают множество сравнительно мелких операций, которые связаны с подготовкой судов к выполнению перевозки.

Выделяются следующие группы:

- по грузовому флоту: операции по прибытию и отправлению. По прибытию – с момента прибытия в порт до начала грузовых работ, по отправлению – с момента окончания грузовой обработки до момента отправления судна в рейс.

У несамоходных судов в пункте смены тяги (буксира) появляются операции ожидания буксира и формирования (расформирования) состава.

У буксиров существуют операции, связанные с ожиданием тоннажа и формированием (расформированием) состава.

Основной принцип выполнения технических операций – максимальное совмещение их по времени.

Продолжительность технических операций устанавливается частично расчетным путем или путем проведения хронометражных наблюдений.

Технические операции являются важнейшей составной частью комплексного обслуживания флота (КОФ). В настоящее время технические операции выполняются в специально созданных организациях, которые занимаются снабжением флота, бункеровкой. Выполнение этих работ осуществляется по договорам и заявкам капитанов судов.

4. Технологические. Это операции, связанные с ожиданием погрузки/выгрузки, рейдового обслуживания, шлюзования и т.п.

Удельный вес затрат времени на технологические операции в общем бюджете эксплуатационного времени транспортных судов значителен. Затраты времени по каждой из технологических операций складываются под воздействием различных факторов, в том числе и факторов случайного характера. Поэтому нормы продолжительности технологических операций устанавливаются статистическим методом с использованием теории массового обслуживания.

Здесь основными понятиями являются заявки и каналы обслуживания.

По количеству каналов обслуживания все системы делятся на:

- одноканальные;

- многоканальные

По характеру обслуживания потока заявок системы делятся на две основные группы:

- система с отказом;

- система с ожиданием (или система с очередями).

Большинство систем – с ожиданием, т.е. с очередями.

Здесь различают:

- с ограниченной длиной очереди;

- с неограниченной очередью.

Основные закономерности:

  1. Чем выше уровень занятости канала обслуживания, тем больше время ожидания. Это проявляется на водном транспорте величиной t - коэффициента использования пропускной способности причала:
  2. Чем больше каналов обслуживания, тем меньше время ожидания.

Для систем массового обслуживания очень важным является понятие приоритета в обслуживании. Приоритет бывает абсолютный и относительный.

Абсолютный приоритет состоит в том, что заявка с этим приоритетом обслуживается без очереди, а предыдущая выводится из очереди.

Относительный приоритет – данная заявка обслуживается вне очереди без вывода предыдущей заявки.

На водном транспорте приоритет в обслуживании имеют:

- грузовые теплоходы;

- составы с закрепленной тягой.

Важным направлением является снижение технологических стоянок. Основными путями их снижения являются:

  1. Повышение пропускной способности причалов за счет усиления механовооруженности.
  2. Повышение ритмичности движения флота.
  3. Более эффективное планирование грузопотоков с целью более равномерной загрузки причалов.

Аналогичным образом определяется продолжительность стоянок флота в ожидании буксира и тоннажа.

 

 

Технологический процесс работы порта (ТПРП)

 

В каждом порту разрабатывается технологический процесс, который устанавливает порядок организации, содержание, способы и продолжительность осуществления работ по обработке судов с момента прибытия их в порты и по момент отправления судна в рейс.

Для разработки технологического процесса в крупных портах созданы технолого-нормативные отделы (если порт меньше – то группы). Они занимаются постоянным совершенствованием работы. Эти же технолого-нормативные отделы осуществляют выбор наиболее оптимальных типов перегрузочных машин, захватных приспособлений и т.д.

ТПРП должен обеспечить:

1. Обработку судов в сроки, предусмотренные графиком работы флота и договорами на перевозку.

2. Наиболее полное использование пропускной способности причалов.


3. Повышение производительности труда работников порта и плавсостава, снижение себестоимости перегрузочных работ и повышение их рентабельности.

4. Выполнение правил технической безопасности

5. Обеспечение сохранности грузов и выполнение требований охраны окружающей среды.

ТПРП включает 4 основных раздела:

1. Технико-распорядительный акт порта.

2. Технологические карты перегрузочных работ.

3. Технологические процессы полной обработки судов.

4. Единый технологический процесс работы транспортного узла.

Рассмотрим их:

 

Технико-распорядительный акт порта (ТРА)

Основные характеристики любого порта включаются в его паспорт. Паспорт разрабатывается единовременно, и по мере необходимости в него вносятся изменения.

На каждую навигацию разрабатывается технико-распорядительный акт порта, в котором приводятся технико-эксплуатационные характеристики порта, его основных причалов, рейдов, вспомогательного флота.

ТРА включает следующие основные данные:

1) Специализацию грузовых участков, причалов и рейдов, их период использования.

2) Плановую пропускную способность причала, грузовых участков и порта в целом.

3) Распределение судов по участкам и причалам.

4) Порядок использования технических средств порта.

5) Лиц, ответственных за работу причалов, участков, рейдов и т.п.

ТРА обычно оформляется в табличной форме, в котором содержатся следующие пункты:

Наименование районов, причалов и рейдов Кому принадлежит причал № по генеральному плану порта Назначение и специализация Период использования, сут. Длина и высота причала, м Техническая вооруженность причала Пропускная способность, т/сут. Лица, ответственные за работу Указывается, какими рейдовыми и вспомогательными судами обслуживается
Например, причал № 12 порту   лесной   200/4 2хПК-15   Начальник причала Рейдовый теплоход №5

 

 

Технологические карты перегрузочных работ

Определяют организацию погрузки и разгрузки судов, вагонов и автомашин в конкретных организационно-технических условиях (использование перегрузочной техники, расстановка рабочих и.т.д.).

Эти карты разрабатываются для каждого типа судна, рода груза и варианта работ. Они объединяются в сборники технологических карт. В технологических картах указывается:

1. Расчетная производительность механизированных установок, которые используются для выполнения данных работ.

2. Норма выработки комплексной бригады, Нк=Рт*tоп, т/смену.

3. Эксплуатационная производительность механизированной установки, Рэ=Рт*, т/час.

4. Численность комплексной бригады, чел.

5. Норма грузовых работ на причале, Бп/в = Рэ*nу, т/час.

6. Время погрузки/выгрузки судна, час.

7. Дополнительные указания по технологии погрузки и выгрузки.

8. Основные указания по технике безопасности и охране окружающей среды.


Основой технологической карты является технологическая схема. В ней указывается направление перемещения груза, состав операций и способ их выполнения.

В зависимости от места выполнения выделяют следующие операции перегрузочного процесса:

1. Судовая. Включает загрузку или разгрузку машин, захватных устройств в трюме судна и укладку груза в судне.

2. Фронтальная. Это перемещение груза фронтальной перегрузочной машиной (из судна на причал, склад, вагон, автомобиль или в обратном направлении).

3. Вагонная. Связана с погрузкой и выгрузкой груза в вагоне.

4. Внутрипортовая. Это перемещение груза на территории порта.

5. Складская. Это погрузка, выгрузка машин или захватных устройств, перемещение и укладка груза на складе.

6. Передаточная. Это передача груза с одной перегрузочной установки на другую.

7. Взвешивание. Происходит в процессе перегрузки отдельными рабочими.

 

 

Технологические процессы полной обработки судов

Они определяют организацию обработки судна с момента прибытия в порт и по момент отправления в рейс. Разрабатываются по видам флота, типам судов, родам грузов. По каждой операции указывается ее продолжительность (в минутах) и ответственные лица.

Основные виды операций:

  1. рейдовые
  2. формирование-расформирование составов
  3. постановка судна у причала
  4. грузовая обработка
  5. технические и коммерческие операции по отправлению
  6. операции, связанные с подачей судна на рейд отправления
  7. зачистка судов, осмотр судна. Мелкий ремонт, снабжение и др.

Грузовые суда в портах получают различные виды обслуживания. Комплекс операций по этим видам обслуживания судов называют операциями комплексного обслуживания флота (КОФ). Сюда входит:

1. Эксплуатационное обслуживание. Включает:

- грузовые работы;

- обслуживание несамоходных судов, барж;

- рейдово-маневровые работы;

- переформирование составов;

- зачистка судов после выгрузки;

- откачка воды из судов.

2. Навигационное обслуживание. Включает:

- лоцманское обслуживание;

- ознакомление с путевой и гидрометеорологической информацией;

- организацию инспекторского осмотра и работу комиссий.

3. Материально-техническое обслуживание. Это снабжение судов топливом и маслами, инвентарем, сменно-запасными деталями и навигационными материалами, обеспечение экипажа продовольствием, водой.

4. Санитарно-техническое обслуживание. Это сбор различного рода отходов, контроль за санитарным состоянием.

5. Культурно-бытовое обслуживание. Сюда входит организация экскурсий (например, посещение портов).

6. Техническое обслуживание. Включает 2 вида обслуживания:

- планово-техническое;

- проведение наладочно-регулировочных работ.

7. Навигационный ремонт. Включает аварийный и другие виды внепланового ремонта.

Операции КОФ выполняются специализированными агентскими фирмами.

Предварительная заявка на выполнение операций в порт дается агентом капитану за 48 часов с последующим уточнением за 24 часа и самым последним уточнением за 2 часа до выполнения работ.

Система КОФ имеет 2 основные цели:

1. Сокращение стоянок судов в портах и повышение провозной способности транспортного флота.

2. Создание условий для нормальной организации труда и отдыха экипажей судов во время их стоянки в портах за счет перераспределения функций по организации обслуживания судов и судовых экипажей между плавающим составом и береговыми работниками.

Основным документом, определяющим оперативное управление работы порта, является сменно-суточный план работы порта. Это план составляется ежесуточно и утверждается начальником порта не позже 18 часов предплановой работы судна. Этот план включает следующие вопросы:

1. Прогноз обстановки в порту на начало плановых суток.

2. Перечень обрабатываемых и подаваемых судов.

3. Определение оптимальной очередности обработки судов.

4. Продолжительность полной обработки судов с описанием по каждому судну.

5. Расстановка перегрузочных машин по причалам.

6. Расстановка рабочих по причалам.

7. Подача вагонов и автомашин под обработку.

8. Выполнение складских операций.

 

Единый технологический процесс работы транспортного узла

Транспортные узлы являются пунктами передачи (перевалки) грузов с одного вида транспорта на другой. Они создаются на базе транспортных предприятий - железнодорожных станций, морских и речных портов, аэропортов.

Базовым предприятием транспортного узла является то предприятие, силами и средствами которого осуществляются перегрузочные работы.

Организация работы транспортного узла осуществляется по единому технологическому процессу (ЕТП). Он разрабатывается на основе так называемых соглашений, которые заключаются между портами и железнодорожными станциями. Эти соглашения включают следующие разделы:

1) Порядок оперативного планирования работы транспортного узла.

2) Место передачи груза.

3) Порядок подачи и уборки железнодорожных вагонов.

4) Порядок сдачи, приема и взвешивания грузов.

5) Порядок обмена информацией о подходе судов и вагонов.

6) Другие условия, способствующие эффективной совместной работе водного (морского и речного) и железнодорожного транспорта.

Основными целями разработки и организации работы по единому технологическому процессу в транспортном узле являются:

  1. Интенсификация транспортного процесса за счет ускорения прохождения грузов через транспортный узел.
  2. Обеспечение сохранности грузов и снижение затрат на перегрузочные работы за счет организации перевалки грузов по прямому варианту.
  3. Согласование процесса подхода судов и вагонов и их обслуживания.

Очень важный показатель согласованной работы водного и ж/д транспорта – обеспечение согласованного интервала подхода судов и вагонов.

Важнейшей проблемой, которая возникает при составлении ЕТП, является согласование пропускной способности причалов, железнодорожных путей и складов.

ЕТП утверждается совместно начальником порта и начальником ж/д станции.

Разработка ЕТП завершается составлением технологических карт грузовой обработки судов и железнодорожных составов на основе совмещенных графиков их обработки и обслуживания в транспортном узле и графиков (расписаний) движения поездов и судов.

 

 

Характеристика плана эксплутационной деятельности пароходства (ПЭДП)

С целью организации навигации, пароходство разрабатывает план эксплутационной работы, который представляет собой совокупность планово-организационных мер по своевременному и качественному выполнению общего плана перевозок с минимальными затратами.

ПЭДП реализует соответствующие годовые задания с учетом конкретных условий эксплуатации. ПЭДП включает график движения флота и организационно-технические мероприятия. Организационно-технические мероприятия включают в себя:

· качественное использование флота, перегрузочных средств и т.п.

· внедрение и распространение прогрессивных технологий и передового метода труда.

· обеспечение флота и портов кадрами.

ПЭДП составляется в конце года на предстоящую навигацию. Для его разработки необходимо иметь следующую информацию:

· общий план перевозок грузов;

· план производства перегрузочных работ;

· наличие и состояние материально-технической базы;

· нормативы использования флота и портов;

· физические и эксплутационные условия навигации.

По содержанию ПЭДП включает в себя:

1. Условия навигации. В этом разделе приводится прогноз начала и окончания навигации, продолжительность эксплуатационного периода по участкам, плановые габариты пути по участкам, особенности работы флота на отдельных участках пути.

2. План перевозок грузов и перегрузочных работ. В нем показывается общее количество запланированного к перевозке груза. План перевозок грузов дается как в целом по навигации так и по кварталам.

3. Организация работы флота. Здесь дается характеристика и состав флота по типам судов, приводится план освоения перевозок.

4. Организация работы портов.

4.1техническая оснащенность причалов;

4.2 вопросы организации обработки и обслуживания судов;

4.3 вопросы организации обработки смежных видов транспорта;

4.4 показатели работы порта.

5. Организация диспетчерского руководства и связь. Структура диспетчерского управления, обеспечение диспетчерскими кадрами, мероприятия по совершенствованию регулирования транспортного процесса.

7. Грузовая и коммерческая работа (маркетинг),

8. Безопасность судоходства.

9. Экономическая оценка ПЭДП.

 

Назначение и содержание графика работы флота

Под графиком работы флота на водном транспорте понимается совокупность документов по планированию и управлению работой грузового флота и портов в течении навигации, выполнение плана перевозок с минимальными затратами.

Таким образом, в графике работы флота реализуются две основные функции управления:

1) функция планирования, заключающаяся в определении потребности во флоте по типам судов;

2) функция организации, заключающаяся в выборе рациональной технологии транспортного процесса, т.е. оптимальной расстановки транспортного флота по участкам работы, его портового и путевого обслуживания.

График работы флота разрабатывается на навигацию пароходствами и судоходными компаниями с привлечением других участников транспортного процесса – портов, агентских фирм, ГБУ, эксплуатационных предприятий смежных видов транспорта.

График работы флота служит основой рациональной организации транспортного процесса и разрабатывается в соответствии с утвержденным положением.

По своему составу график работы флота разбивается на три части.

1. План освоения грузопотоков (проектная схема графика работы флота). Содержит план расстановки грузового самоходного и несамоходного флота (план расстановки тоннажа). Также в плане, наряду с расстановкой флота, определяется потребность флота на каждой линии и в целом по всем грузопотокам с распределением по типам судов. Затем производится сравнение потребности флота с его наличием.

Упрощенно проектная схема графика может быть представлена в виде обобщенной транспортной задачи линейного программирования, которая заключается в оптимальной расстановке имеющегося грузового флота по заданным участкам работы (направлениям перевозок).

2. План тягового и путевого обслуживания. Содержит план расстановки тяги по линиям, участкам работы. В этом же плане предусматриваются способы тягового обслуживания.

Разработка плана тягового обслуживания включает следующие этапы:

а) Определение вариантов тягового обслуживания судовых потоков;

б) Формирование типовых составов по линиям и тяговым участкам;

в) Расчет продолжительности кругового рейса буксиров;

г) Расчет эксплуатационно-экономических показателей по вариантам тягового обслуживания и выбор оптимального варианта.

3. План портового обслуживания. План портового обслуживания определяет последовательность операций связанных с пребыванием флота в портах.

В состав ГРФ включаются также следующие задачи:

а) график открытия и окончания навигации;

б) работа флота и портов в межнавигационный период.

ГРФ по времени осуществляется в три этапа:

1. На стадии обоснования проекта плана перевозок – апрель, май предпланового года. Определяется провозная способность флота и потребность во флоте по нормативам действующего графика.

2. При подготовке к утверждению плана перевозок – октябрь, ноябрь предпланового гола. Уточняются нормативы использования флота и показатели работы.

3. Окончательный расчет ГРФ – январь, февраль планового года. Расчеты проводятся на базе утвержденного плана перевозок, уточненных нормативов на основе анализа прошедшей навигации, а также прогнозируемые показатели на время использования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.