КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая характеристика морского транспортного флота
1. Универсальные суда. Суда данного назначения используются для генеральных грузов в упаковке или отдельными местами, некоторых навалочных грузов и колесной техники, а также контейнеров. В структуре российского транспортного флота доля этих судов по дедвейту составляет 9 %. Эти суда отличаются высокой оснащенностью судовыми специализированными средствами для выполнения погрузо-разгрузочных работ. В мировом транспортном флоте доля универсальных судов возрастом более 15 лет составляет 65%. Средний возраст отечественных универсальных судов равен 22 годам. Эти суда имеют объемные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса. Около 60 % универсальных судов имеют одну палубу, остальные суда – двух и трех-палубные. Суда перспективной постройки, в основном, проектируются однопалубными. Машинное отделение расположено на корме. Каждый трюм имеет один, реже два грузовых люка. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью 3-10 и 40-60 тонн (стрелы-тяжеловесы). Экипаж крупных универсальных сухогрузных судов составляет 30-35 человек. В перспективе ведущие российские судоходные компании намечают построить около 50 судов универсального назначения общим дедвейтом около 400 тыс.т 2. Суда для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Это – сухогрузные суда, предназначенные для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов массой свыше 50 т. Дедвейт судов для перевозки тяжеловесных грузов от 2 до 23 тыс.т.; скорость до 17 узлов. Грузоподъемность судовых грузовых устройств 60-640 т. 3. Балкеры. (с англ. – навалочник). Это грузовое судно для перевозки основных насыпных и навалочных грузов без тары (руды и рудных концентратов, угля, зерна, химических удобрений, бокситов, цемента и т.д.). В структуре российского транспортного флота доля балкеров по дедвейту составляет 11%. В мировом транспортном флоте доля навалочных судов возрастом до 15 лет составляет около 60%. Средний возраст отечественных балкеров около 17 лет. Дедвейт балкеров находится в диапазоне от 4000 т до 250000 т, скорость в грузу – от 12с до 18 узлов. В российском флоте эксплуатируются навалочные суда от 19000 до 53000 т. Балкеры – это однопалубные суда с большим люковым раскрытием. Машинное отделение как правило расположено в кормовой части судна. В составе балкеров можно выделить специализированные суда – рудовозы, углевозы, цементовозы. Рудовозы отличаются своеобразным устройством трюмов. Грузообработка балкеров проводится преимущественно портовыми средствами. В перспективе российские судоходные компании намечают построить 30 балкеров общим дедвейтом около 1 млн. т. 4. Контейнеровозы. Суда данного назначения используются для перевозки грузов в контейнерах. Контейнеровозы появились в начале 50-х г.г. и получили широкое распространение как высокоэффективное транспортное средство, обеспечивающее сохранность груза. В составе российского флота доля контейнеровозов составляет около 7 %. Суда этого назначения – самые молодые в мировом транспортном флоте. Срок службы до 5 лет имеют 41,9 % судов, до 10 лет – 65 %. Средний возраст отечественных контейнеровозов около 11 лет. Дедвейт отечественных контейнеровозов находится в диапазоне от 5000 т до 47000 т, скорость в грузу – от 16 до 25 узлов. Основной характеристикой этих судов является Контейнеровместимость – от 300 до 2700 контейнеров. В составе мирового флота эксплуатируются 2500 судов контейнеровместимостью от 500 до 5000 контейнеров. Контейнеровозы – это однопалубные открытые суда с избыточным надводным бортом и глубокими трюмами, разделенными специальными направляющими на ячейки, в которые загружаются контейнеры. В начале 90-х г.г. появились суда нового архитектурно-конструктивного типа – контейнеровозы открытого типа. Их преимущество заключается в сокращении стояночного времени в портах под грузовыми операциями за счет отсутствия необходимости крепления палубных контейнеров. Контейнеровозы обслуживаются береговыми контейнерными перегружателями. Численность экипажа отечественных судов – 20-25 человек. 5. Ролкеры. Суда данного назначения используются для перевозки колесной и гусеничной техники. Пик строительства ролкеров пришелся на 70-80-е г.г. За последние годы доля ролкеров до дедвейту значительно снизилась. В составе российского флота ролкеры составляют 0,4%. В мировом транспортном флоте доля ролкеров возрастом более 15 лет составляет более 60%. Средний возраст отечественных ролкеров около 20 лет. Дедвейт отечественных ролкеров находится в диапазоне от 5000 т до 14000 т, скорость в грузу – от 16 до 18 узлов. В составе мирового флота эксплуатируются ролкеры дедвейтом до 40000т. Ролкеры – это двух-, трехпалубные суда с расположением машинного отделения в кормовой части судна. Средняя численность экипажа отечественных судов – 24 человека. В настоящее время и в перспективе строятся, в основном, автомобилевозы и ролкеры небольшого тоннажа. 6. Лесовозы. Суда данного назначения используются для перевозки лесных грузов: круглого леса, пиломатериалов в пакетах и блок-пакетах. Иногда лесовозы используются для перевозки некоторых насыпных и навалочных грузов. В настоящее время в составе российского флота имеется 78 судов общим дедвейтом 482 тыс.т, что составляет 4 % от морского флота, контролируемого Россией. Средний возраст лесовозов, работающих под российским флагом равен 20 годам. Дедвейт лесовозов находится в диапазоне от 1400 т до 14200 т, скорость в грузу – от 11 до 16 узлов. С учетом специфики размещения груза на судне, лесовозы строятся однопалубными. Одна треть груза перевозится на верхней открытой палубе. Поэтому палуба оснащена специальными устройствами для крепления груза. В современных лесовозах машинное отделение расположено в кормовой части судна. В качестве грузового устройства используются стационарные или катучие краны грузоподъемностью 5-25 т, реже – механизированные стрелы. Экипаж крупных лесовозов составляет 25-30 человек. Суда перспективной постройки в основном приспособлены для перевозки пакетированных лесных грузов. 7. Рефрижераторные суда. Суда данного назначения используются для перевозки скоропортящихся грузов. В структуре мирового транспортного флота доля рефрижераторов по дедвейту составляет 1%, в структуре российского флота – 0,6%. В мировом транспортном флоте доля рефрижераторных судов возрастом более 15 лет составляет около 50%. Средний возраст отечественных рефрижераторов равен 15 годам. Дедвейт отечественных рефрижераторов находится в диапазоне от 500 т до 9400 т, скорость в грузу – от 16 до 22 узлов. Однако основной характеристикой рефрижераторов является грузовместимость – от 600 до 14000 куб.м. В составе мирового флота эксплуатируются рефрижераторы дедвейтом до 20000 т и грузовместимостью до 30000 куб.м. В зависимости от температурных режимов (от + 15 до -30 градусов) грузовых помещений различают рефрижераторы низкотемпературные, высокотемпературные, универсальные, а также фруктовозы – с усиленной вентиляцией грузовых помещений (например, банановозы). Рефрижераторы – это многопалубные суда, обычно со средним или промежуточным расположением машинного отделения и небольшими люками для уменьшения потерь холода во время грузовых работ. В качестве судового грузового устройства, в основном, используются стрелы, реже краны. Все грузовые помещения на рефрижераторных судах изолированы. Численность экипажа рефрижераторов – 30-40 человек. 8. Лихтеровозы. Суда этого назначения используются для транспортировки лихтеров – специализированных в основном несамоходных барж. Эти суда создавались с целью доставки грузов лихтерами в мелководные и слабооборудованные порты. Скорость лихтеровозов – от 17 до 20 узлов. В перспективе в России не предполагается строительство лихтеровозов. 9. Суда-паромы. Это транспортное судно для регулярной перевозки железнодорожных вагонов, грузовых и легковых автомобилей, а также пассажиров между определенными береговыми пунктами. К преимуществам паромов можно отнести следующие: ускорение доставки грузов за счет уменьшения перегрузочных операций; сокращение простоев судов и вагонов; повышение сохранности грузов; снижение затрат на погрузо-разгрузочные работы и хранение грузов на складе и др. Паромы подразделяются на грузовые, пассажирские и комбинированные. Среди грузовых паромов выделяют: железнодорожные, автомобильные и комбинированные. Наиболее распространенными являются железнодорожные паромы, основной характеристикой которых является вагоновместимость. Скорость железнодорожных паромов от 16 до 19 узлов. Как правило, такие паромы имеют одну-две грузовые палубы. 10. Танкеры. Суда данного назначения используются для перевозки жидких грузов наливом, преимущественно сырой нефти и нефтепродуктов. В структуре мирового транспортного флота доля нефтетанкеров по дедвейту составляет 38,6%, в структуре российского флота – 46,2 %. В мировом транспортном флоте доля танкеров возрастом до 15 лет составляет около 61%. Средний возраст отечественных танкеров около 12 лет. Дедвейт танкеров находится в диапазоне от 4000 т до 500000 т, скорость в грузу – от 13 до 16 узлов. В российском флоте эксплуатируются танкеры от 4000 до 150000 т. Более трети танкеров в мире – это танкеры дедвейтом от 50000 т до 150000 т, а танкеры дедвейтом 250000 – 300000 т составляют 25%. Танкер – это однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения. Среди танкеров выделяются продуктовозы – для перевозки темных и светлых нефтепродуктов. В перспективе намечается построить около 70 танкеров общим дедвейтом около 4 млн.т. 11. Химовозы. Суда данного назначения – наливные и используются для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды. В структуре мирового транспортного флота доля химовозов по дедвейту составляет 1,1%, в структуре российского флота – 3,3%. В мировом транспортном флоте доля химовозов возрастом до 15 лет составляет около 50%. Средний возраст отечественных химовозов составляет 2 года. Дедвейт химовозов находится в диапазоне от 1000 т до 50000 т, скорость в грузу – от 14 до 16 узлов. Химовоз – это однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения. В зависимости от степени опасности перевозимого груза существует три типа химовозов, которым соответствуют три степени конструктивной защиты корпуса. Погрузка-выгрузка осуществляется судовыми насосами, установленными в насосном отделении, могут применяться и погружающиеся насосы. Химовозы оснащены контрольно-измерительными комплексами, в состав которых входят: приборы для измерения температуры, давления и уровня груза в танках, газоанализаторы, устройства для взятия проб груза и др. В перспективе российские судоходные компании планируют построить 10 химовозов дедвейтом 17-20 тыс.т. 12. Газовозы. Суда данного назначения – наливные и используются для перевозки сжиженных газов. Газы, перевозимые этими судами, разделены на две группы: природные газы (в основном, метан) и нефтяные газы (бутан, пропан). В структуре мирового транспортного флота доля газовозов по дедвейту составляет 2,4 %. В России – газовозов нет. В мировом транспортном флоте доля газовозов возрастом до 15 лет составляет более 50%. Дедвейт газовозов находится в диапазоне от 3000 т до 80000 т. Скорость судов для перевозки природных газов относительно большая – 17-20 узлов (такая скорость позволяет избежать больших испарений газа). Газовозы – это однопалубные суда с кормовым расположением машинного отделения. Для перевозки груза суда оборудованы вкладными танками, расположенными на палубе и (или) в трюмах. Вкладные танки имеют различную форму (например, сферическую, цилиндрическую, призматическую). Газовозы для охлажденных сжиженных нефтяных газов и этилена имеют рефрижераторные установки для повторного сжижения паров груза, образовавшихся при транспортировке. Суда оснащены приборами измерения температуры груза и корпуса судна, давления, уровня заполнения танков, газоанализаторами и т.п. Погрузка-выгрузка газов, сжиженных при температуре окружающей среды или комбинированным способом, производятся судовыми подкачивающими насосами. Разгрузка газа, сжиженного при атмосферном давлении, производится судовыми погружающими насосами, а погрузка – береговыми средствами. 13. Комбинированные суда. Суда этого назначения используются для перевозки грузов, значительно отличающихся такими характеристиками, как физическое состояние, плотность, технология перегрузки. Как правило, в них перевозят в одном направлении навалочные грузы (руда, уголь, зерно), а в обратном - наливные (сырая нефть, тяжелые сорта нефтепродуктов). Таким образом, эти суда предназначены сократить порожние балластные пробеги. В структуре мирового транспортного флота доля комбинированных судов по дедвейту составляет 1,9%. В российском флоте морские комбинированных судов нет. В мировом транспортном флоте доля комбинированных судов возрастом до 15 лет составляет около 47%. Дедвейт комбинированных морских судов находится в диапазоне от 25000 т до 170000 т, скорость в грузу – 15-16 узлов. По архитектурно-конструктивному типу современные комбинированные суда имеют много общего с танкерами и балкерами. Это однопалубные суда с кормовым расположением машинного отделения. Погрузка сухих грузов на комбинированные судно выполняется береговыми средствами, наливных грузов – судовыми грузовыми устройствами. 14. Пассажирские и грузопассажирские суда. Эти суда предназначены для перевозки пассажиров (не менее 12 человек) и грузов на регулярных линиях, а также для отдыха и туризма. В структуре мирового флота они составляют по дедвейту 0,7%, а по числу судов – около 10%. Доля грузопассажирских судов в составе мирового пассажирского флота незначительна (7,8%). Пассажирские суда подразделяют на лайнеры, круизные и суда для массовых перевозок и местного сообщения. В особую группу выделены автомобильно-пассажирские паромы. Лайнеры совершают регулярные рейсы между определенными пунктами по расписанию. Круизные суда предназначены для отдыха и туризма, их пассажировместимость достигает 4000 чел., а количество палуб – 15. Скорость судов 20-24 узла. К пассажирским судам предъявляются повышенные требования по безопасности плавания (непотопляемость, снабжение противопожарными и спасательными средствами и др.). Приведенная классификация морского транспортного флота по назначению судов в целом не применима к судам внутреннего водного транспорта. В статистике речного флота и практике обычно выделяют суда следующих видов: - пассажирские и грузопассажирские суда; - грузовые самоходные сухогрузные суда; - грузовые самоходные наливные суда; - грузовые несамоходные сухогрузные суда; - грузовые несамоходные наливные суда; - буксиры и толкачи. В отличие от морского флота большинство сухогрузных судов внутреннего водного плавания универсальные. В классе специализированных сухогрузных судов на речном транспорте эксплуатируются: контейнеровозы, овощевозы, автомобилевозы, суда для перевозки песка, суда для перевозки тяжеловесных грузов. Существуют и иные наливные суда, такие как молоковозы, сухогрузно-наливные баржи-площадки. Грузоподъемность самоходных сухогрузных судов находится в диапазоне от 150 т до 5300 т, наливных от 250 т до 9000 т. Грузоподъемность большегрузных составов достигает 22500 т. Значительную долю перевозок на внутреннем водном транспорте осуществляют не самоходные суда. Доля несамоходного флота в общей грузоподъемности транспортного флота составляет около 65%. Баржа – несамоходное грузовое судно. Они эффективны при перевозке массовых грузов (уголь, лес, минерально-строительные грузы), техники, труб большого диаметра и т.п. По роду перевозимого груза различают сухогрузные, наливные и универсальные баржи. По способу движения баржи разделяются на буксируемые и толкаемые. Баржи оснащены устройствами для вождения методом толкания или буксировки. Транспортные буксиры и толкачи предназначены для перемещения несамоходных судов и плотов. Для транспортировки несамоходных судов методом буксировки или толкания существуют буксиры-толкачи. Существуют буксиры и других назначений (портовые, рейдовые и т.п.), но они относятся к категории служебно-вспомогательного флота. Отличительные особенности транспортных буксиров – высокие тяговые и мореходные качества, большая автономность и насыщенность радионавигационным оборудованием.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |