Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос




Тема: Философия древнего Востока.

1вопрос. Особенности древневосточной философии.

2 вопрос. Древнеиндийская философия.

2.1 Основные этапы и школы древнеиндийской философии.

2.2 Основные идеи древнеиндийской философии.

2.3 Буддизм как основное религиозно-философское учение древней Индии.

3 вопрос. Древнекитайская философия.

3.1Основные черты китайской философии.

3.2 Философия даосизма.

3.3 Конфуцианство.

Литература:

История философии: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. волков, В. С. Горнев, Р. Н. Данильченко и др.; Под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова. – М.: «ИздательствоПРИОР». 1997.

 

Философия. В вопросах и ответах: Учеб. Пособие для вузов / Лавриненко В. Н., Ратников В. П., Юдин В. В.; Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

Философия. Часть первая: История философии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова,проф. С. И. Попова, проф. А. Н Чуиакова. – М.: Юрист, 2000.

В середине II тыс. до н. э. в древней Индии и Китае на смену мифологическим представлениям пришли философские.

Характерные черты древневосточной философии:

1. Философская мысль на Востоке не была философией в собственном смысле. Философское знание здесь развивалось в тесной связи с мифологическим и религиозным знаниями.

2. Для восточной философии был характерен созерцательный тип философствования, основанный на чувственном восприятии действительности, пассивном наблюдении.

3. Восточная философия была пропитана идеями комизма. В мире действуют законы космического порядка, которым подчинено все (природные процессы, жизнь людей).

4. Для восточной философии была характерна зависимость и взаимозависимость жизни человека, земли и космоса. Весь мир есть живая бессмертная душа.

5. Восточная философия сформировалась в условиях деспотического государства и его полной власти над индивидом, поэтому на первый план в ней вышли социально-политические и морально-этические проблемы. Позиция мыслителя бала слабо выражена.

2 вопрос. Первый этап развития древнеиндийской философии назывался ведическим. Он охватывает период с II тыс. до VI в. до н. э. и связан с распространением Вед (знания для посвященных), которые являлись первым источником философской мудрости в Индии. Веды были принесены на земли северной Индии в середине II тыс. до н. э. скотоводческими племенами из Средней Азии, Ирана и Палестины. Веды представляют собой огромный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными процессами, некоторые представления о мироздании. Они сочетали в себе мифологические представления с описанием религиозных ритуалов. Со временем к Ведам были составлены комментарии в которых содержались философские представления (идеи о первооснове мира, о наличии у человека души, о вечности мира и смертности человеческого тела).

В настоящее время известны 4 Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа), каждая из которых состоит из 4 частей:

1) самхиты – религиозный гимны.

2)брахманы – книги, написанные индийскими жрецами, где описывается правильность совершении ритуалов и жертвоприношений.

3) араньяки – книги лесных отшельников.

4) упанишады (сидение у ног учителя) – философские комментарии к Ведам.

Второй этап в развитии древнеиндийской философии называется эпическим (600 – 200 гг. до н.э.) и связан с созданием двух великих эпосов: «Рамаяна» и «Махабхарата». В это время в индийском обществе происходят важные изменения: усложняется структура общества, растет производство, институт племенной власти теряет свое значение. Меняется и мировоззрение человека. Философские идеи, содержащиеся в Ведах, подвергались критике.

В это время в Индии появляются философские школы. Все их можно разделить на:

1. Ортодоксальные, признающие идею Бога и священность ведических текстов. К ним относились веданта, санкхья, йога.

2. Неортодоксальные, подвергавшие авторитет Вед сомнению и придерживавшиеся объяснения мира естественными причинами. К ним относились буддизм, джайнизм, чарвака – локаята.

Изучение основных школ древневосточной философии осуществляется студентами самостоятельно с использование дополнительной литературы.

Третий этап древнеиндийский философии связан с написанием сутр (кратких суммарных трактатах) (III – VII вв. н.э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла необходимость ее систематизации и обобщения, что и было сделано всутрах.

2.2 В основе индийской философии лежит идея о вечной пульсации космоса, отождествляющейся с дыханием Бога Ьрахмы – Бога творца. Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как бытие, так и небытие длится 100 космических лет. С каждым выдохом появляется все более совершенное.

Существенной чертой древнеиндийской философии является убежденность в тождественности Бога и человеческой души (Атман). «Брахма, есть Атман».

Если в европейской философии человек в центре мира и во главе его, то в индийской философии человек рассматривается «на равных» с животными, птицами и насекомыми. В философии древней Индии проявляется умение видеть единство душ во всем, невозможность жестокого обращения с живимы существами. Это выражается в требовании Ахимсы – непричинение вреда.

Важнейшим понятием индийской этики является Сансара – признание вечности и неуничтожимости души, обреченной на страдания. Душа человека постоянно находится в круговороте рождения и смерти. Такова Карма (судьба) человека. После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело изберет душа? Согласно законам Кармы, душа человека, совершавшего нравственные поступки, переродится в тело представителя привилегированного сословия. Тот же, кто совершал безнравственные поступки. В будущей жизни родится представителем низшей касты или животным, насекомым.

Для европейского человека смысл жизни заключается в удовольствии, комфорте, поэтому смерть воспринимается негативно. Совершенно обратное на Востоке. Душа человека бессмертна и обречена на постоянные перерождения. Жизнь есть страдания. Человек страдает, потому что он привязан к жизни. Поэтому смысл жизни в древнеиндийской философии заключался в прекращении всякой жизни и разрыве цепи перерождений, освобождении от страданий. Мокша – освобождение.

В этой связи большое значение уделялось нравственному аспекту. Избавиться от цепи бесконечных перерождений невозможно, но можно улучшить свое последующее существование путем совершения нравственных поступков (питая добрые мысли, произнося добрые слова, совершая добрые дела).

2.3 Основным религиозно-философским учением древней Индии был буддизм, возникший в 6 в. до н. э. Его основателем был индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама, который в возрасте 35 лет стал Буддой (просветленным). Особенностью этой религии является то, что в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души. Основная идея буддизма гласит, что вся жизнь человека есть страдания. Но Будда нашел путь, который должен привести к освобождению от страданий и разрыву цепи перерождений.

Однажды, сосредоточенно размышляя под деревом, Гаутама испытал состояние ясности, ему открылись 4 благородные истины.

1. Истина о том, что вся жизнь страдания.

2. Истина о происхождении страданий: это жажда существования, жажда наслаждения, могущества.

3. Истина об уничтожении страданий. Это возможно при полном отказе от мирской жизни и наслаждений.

Истина о пути, ведущему к уничтожению страданий. В буддизме существует восьмеричный путь избавления от страданий. Это правильное видение, правильные мысли, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное внимание, правильное сосредоточение.

Восьмеричный путь есть программа самосовершенствования личности, ведущая к освобождению души от пут Кармы – Нирване (бесстрастие, угасание).

Путь к нирване лежит и через соблюдение 5-ти буддийских заповедей:

1) не вреди живым существам;

2) не бери чужого;

3) воздержание от половых контактов;

4) не веди праздных и лживых речей;

5) не употребляй опьяняющих напитков.

Одним из способов освобождения души является йога (соединение, связь). Этим буддизм проповедовал идею физического самосовершенствования человека, т. к. для овладения комплексом методов в системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, тренировка, самоконтроль. С помощью йоги достигается освобождение души от телесной оболочки.

Таким образом, следуя восьмеричному пути, соблюдая буддийские заповеди и занимаясь йогой, человек достигает нирваны и находит путь к выходу из круговорота страданий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.