Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени




1) Исторические особенности и характерные черты философии Нового времени.

2) Френсис Бэкон – основатель опытной науки и философии Нового времени.

3) Рене Декарт как родоначальник рационализма в гносеологии.

4) XVIII в. в философии Нового времени.

5) Значение философии Нового времени.

 

Вопрос 1. XVII век является точкой отсчета философии Нового времени. Этому предшествовали определенные исторические события. В начале XVII века в Европе совершаются буржуазные революции (Нидерланды, Англия), которые приводят к замене феодального строя буржуазии. Развитие буржуазных отношений привело к ослаблению духовной диктатуры церкви. Главной ценностью становился человек, его личные качества и достоинства. Важные изменения произошли и в духовной сфере. XVII век вошел в историю как век научной революции. В это время формируются законы движения планет (И. Кеплер), закладываются основы классической физики (Г. Галилей) и аналитической химии (Р. Бойль), формулируются законы механики (И. Ньютон). Все эти и другие открытия способствовали становлению экспериментального естествознания, формированию нового типа мировоззрения – научного. Если в Средние века доминировала религия, в эпоху Возрождения – искусство, то в Новое время пришло время науки.

Характерные черты философии нового времени:

1) философия Нового времени выступала в союзе с естественными и точными науками. Она опиралась на практику научных открытий. Многие философы Нового времени являются известными учеными в области естественных наук. Например, немецкий ученый Г. Лейбниц внес существенный вклад в развитие таких наук как математика, физика, экономика.

2) Потребность науки в систематизации огромного количества знаний, создание ценностной картины мира, установление причинно-следственных связей между природными явлениями выдвинули на первый план проблемы теории познания (гносеологии), что выражалась в споре философов по вопросам о том, что есть истина, что позволит достичь истины – разум или чувства, интуиция или логика? В поисках ответа на эти вопросы в философии Нового времени сформировалось два основных течения: эмпиризм и рационализм.

Эмпирики (от греч. опыт) – направление философской мысли, признававшее источником знания и критерием его истинности опыт, эксперимент.

Рационализм (от лат. разум) – направление философской мысли, главным источником знания и критерием его истинности признававшем разум.

3) В вопросах онтологии в центре внимания философов Нового времени была проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.)

4) По вопросам религии большинство философов Нового времени стояли на позициях пантеизма и деизма. Они не отрицали Бога, но важнейшим в человеке признавалось не божественное, а природное.

Философия XVII в. знаменита такими именами как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и другие. По способу познания всех мыслителей нового времени можно разделить на эмпириков и рационалистов. Эмпирики главным инструментом познания признавали опыт и эксперимент, рационалисты – разум, мышление.

Вопрос 2. Начало новой европейской философии связано с философом Френсисом Бэконом (1561 – 1626 гг.). Он был родом из богатой семьи. Отец – высший сановник королевского двора Англии, мать - образованная женщина, интересовалась теологией и искусством. Получил прекрасное образование и сделал политическую карьеру. В 1620 г. он становится лордом-хранителем большой королевской печати, а потом лордом-канцлером и правителем государства в отсутствии короля Англии.

Основной задачей философии Ф. Бекон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. Главным сочинением Ф. Бэкона по методологии научного познания является «Новый Органон».

Ф. Бэкон считал, что человеческое сознание не способно полно и точно познать изучаемый предмет. Препятствием служат предрассудки, которые мешают открыть истину. Он назвал их идолами и выделил 4 группы идолов или заблуждений:

1) идолы рода – этот вид заблуждений присущ большинству людей. Он является следствием ограниченности человеческого ума, органов чувств.

2) идолы пещеры. Они представляют собой искажение действительности, связанное с субъективностью восприятия окружающего мира. Каждый человек имеет свой внутренний мир, свою «пещеру», который не похож на реальный мир. На формирование идолов пещеры оказывают влияние индивидуальные особенности человека: его врожденные качества, воспитание, психология, образование и т.д.

3) идолы рынка. Этот вид заблуждения возникает в среде взаимного общения и совместного использования языка. В одни и те же слова люди часто вкладывают различное понимание, что затрудняет познание природы.

4) идолы театра. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным философским авторитетом. Это происходит в результате некритичного отношения к различным философским взглядам.

Ф. Бэкон рекомендует преодолеть «призраки» путем обращения к опыту и эксперименту. Универсальным и достоверным методом познания он признает индукцию. Индукция – это способ рассуждения, при котором движение мысли идет от знаний единичных к общим положениям.

По мнению Ф. Бекона существует 3 основных пути познания:

1) «путь паука» - основан на разуме. Рационалисты ткут паутину, подобно пауку, из своего разума. На этом пути имеет место полное пренебрежение фактам. Выводы, получаемые таким путем, могут быть как истинными, так и ложными. Им нельзя доверять.

2) «путь муравья» - этот путь которым идут эмпирики. Он сконцентрирован на сборе фактов. Но эмпирики не могут обобщить полученные данные.

3) «путь пчелы» - сочетает 1 и 2 пути, т.е. путь рациональный и эмпирический. Это есть путь исследователя, который движется от эмпирии к теории.

Вопрос 3. Основоположником рационалистического направления вгносеологии был французский мыслитель Рене Декарт (1596 – 1650 гг.). Он являлся не только философом, но и знаменитым математиком (создатель аналитической геометрии, автор общепринятой сегодня системы координат и т.п.). Будучи математиком, где знание выводится рационально-дедуктивным путем, Декарт считал, что и знания о природе должны основываться на разуме.

Целью познания, по мнению Декарта, является овладение силами природы. Началом процесса познания является сомнение. Сомневаться нужно во всем, кроме того, что само сомнение действительно существует. Сомнение существует, поскольку существует мышление – «Я» как мыслящее существо. Отсюда «Я мыслю, следовательно, я существую».

Главный метод познания по Декарту - дедукция. Он вывел правила дедуктивного метода:

1) начинать с простого и очевидного;

2) расчленять сложную проблему на составные части (правило анализа);

3) последовательно переходить от простых элементов к более сложным (правило синтеза);

4) не упускать из виду ни одного положения.

Таким образом, дедуктивный метод Декарта представлял собой определение неизвестного через ранее познанное и известное, путем выведения истин из общих посылок.

Р. Декарт считал, что большинство разумных идей являются врожденными. Человек находит их с помощью интуиции, которая у Декарта является критерием истинности знания. Интуиция определяется им как твердое и отчетливое представление, рождающееся в уме человека. Это знание настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

В вопросах онтологии Декарт выражал следующие идеи. Субстанцией по нему является Бог, который вечен, всемогущ, он творец всех вещей, истина в нем. А вот весь сотворенный Богом мир по Декарту расчленен на 2 рода субстанций: духовную и материальную. Главным признаком духовной субстанции является неделимость, главным ее свойством - мышление. Главным признаком материальной субстанции является делимость до бесконечности, главное свойство – протяжение. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Они соединяются Богом в человеке. Таким образом, Декарт стоял на позициях дуализма, признавая существование двух субстанций.

Вопрос 4. XVIII в вошел в историю как век Просвещения, который является своеобразным этапом в философии Нового времени и одновременно ее завершением. Особо ярко дух просвещения проявил себя во Франции, где мыслители-просветители подготовили Французскую революцию. Виднейшие представители Франсуа Вольтер, Жан-Жак Руссо, Денни Дидро и другие. Особое внимание просветители уделили следующим вопросам:

1) философию Просвещения отличала безграничная вера в силу человеческого разума, способного изменить мир к лучшему. По их мнению, прогресс общества есть прогресс человеческого разума. Более подробного эта тема была рассмотрена в трудах французского мыслителя Жана Кондорсе (1743 – 1794 гг.);

2) философия Просвещения была пропитана идеями антиклерикализма. В своих работах философы раскрывали невежество верующих, обман церковников, которые поддерживали власть. Свою задачу философы-просветители видели в критике христианской идеологии. Акцент делался на то, что христианские догмы принимаются на веру без опытно-рационального обоснования. Однако мыслители не отрицали необходимость религии, признавая ее важное нравственное значение (Вольтер, Дидро);

3) особое значение в трудах философов-просветителей занимали политические вопросы. Они отстаивали гражданскую свободу, равенство людей, справедливое общественное устройство, важность законов. Достаточно интересными являются политические взгляды Ж-Ж. Руссо.

Таким образом, философия Просвещения в центр внимания поставила социальную тематику. По мнению мыслителей этой эпохи философия должна была решать социальные вопросы, показать пути переустройства общества.

Вопрос 5. Вклад философии Нового времени состоял в следующем:

1) активно разрабатывались методы научного познания;

2) рационализм отстоял свое право быть главным источником познания и критерием истинности знания;

3) было обращено серьезное внимание на социальные вопросы. Идеи о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире до сих пор актуальны;

4) была переосмыслена система ценностей, высшей ценностью выступил человек, который по своей сути свободен и равен Богу, являясь в тоже время звеном в величественном механизме природы.

 

Немецкая классическая философия

1. Основные черты и новизна взглядов классиков немецкой философии.

2. Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии.

3. Философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и его диалектический метод.

Вопрос 1. Немецкая классическая философия представляет собой этап в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII в. до середины XIX в., представленный учениями Иммануила Канта, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха, Фридриха Шеллинга, Иоганна Фихте.

Основные черты и новизна взглядов классиков немецкой философии:

1. Немецкая классическая философия возникла под непосредственным влиянием идей французского Просвещения. С одной стороны немецкие классики продолжали отстаивать такие идеи философов-просветителей, как рационализм, гуманизм, неотчуждаемые права человека, критически оценивали существующий феодальный порядок. С другой стороны, они не только критически подошли к анализу философских идей Просвещения, но и привнесли туда много нового и существенного;

2. Немецкая классическая философия тяготела не к исследованию природы, а к исследованию духа. Это была философия идеализма. Идеализм – философское учение, утверждающее, что сознание, мышление, духовное первично, а материальное, физическое вторично. Различают объективный и субъективный идеализм. Для объективного идеализма характерно признание духовного начала вне и независимо от человека (Г. Гегель), в субъективном идеализме духовное начало находится в зависимости от сознания человека (И. Кант);

3. Философия в этот период начала рассматриваться как строгая, доказательная система знаний, имеющая свой метод и понятийный аппарат.

4. Особое внимание в немецкой классической философии было обращено на проблемы общества и человека. Человек выступил создателем мира культуры. Он был объявлен высшим предметом философии.

5. В рамках немецкой классической философии были разработаны методы развития и познания – диалектический и исторический. Диалектика была определена как теория развития и метод философского мышления.

Вопрос 2. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.). Он родился в г. Кенигсберге, закончил богословский факультет Кенигсбергского университета, девять лет занимался домашним учительством, а затем преподавал в Кенигсбергском университете, отдав этому 41 год своей жизни.

В творчестве И. Канта выделяют 2 периода: «докритический» и «критический». Границей между ними служила работа И. Канта «Критика чистого разума» (1781 г).

В «докритеский» период (до 1780 г.) И. Кант основное внимание уделял изучению естествознания. Он был убежден в возможности научного постижения естественных процессов. Механика и математика казались ему идеалами точного знания. Занимаясь вопросами науки, И. Кант внес существенный вклад в ее развитие. Он выдвинул идею о происхождении солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности, пришел к выводу о множественности миров и непрерывном процессе их возникновения и исчезновения, сформулировал теорию о замедлении вращении земли из-за приливов и отливов в океане. Но в процессе изучения мира И. Кант сталкивался с вопросами, которые точные наука объяснить не могли.

В «критический» период объектом своего пристального внимания И. Кант делает разум. На этом этапе И. Кантом были поставлены три основных вопроса:

· Что я могу знать? (ответ был дан в работе «Критика чистого разума»).

· Что я должен делать? (работа «Критика практического разума»).

· На что с могу надеяться? (работа «Религия в пределах только разума»).

Предприняв критику разума И. Кант разделил его на теоретический и практический. Особой критике он подверг вопросы теоретического разума. Это 1) теологический вопрос (о Боге), 2) психологический (о душе), 3) космологический (о мире). Вопросы теоретического разума он называл трансцендентальными, то есть выходящими за пределы познавательных возможностей и теоретически недоказуемы. В рассуждениях по этим вопросам содержатся противоречия (антимонии). Например, можно доказать, что душа бессмертна, а можно доказать и обратное. Таким образом, И. Кант делает вывод об ограниченности нашего разума, который позволяет познать только внешнюю сторону вещей, а внутренняя сторона «вещь в себе» остается непознанной. Отсюда можно заключить, что И. Кант стоял на позициях агностицизма.

По мнению И. Канта вопросы теоретического разума хотя и недоказуемы, но они имеют важное практическое значение. Знания только тогда имеют ценность, когда помогают стать лучше, гуманнее. Практический разум у И. Канта это мораль и нравственность. Мораль автономна от человека, она порождена общественным сознанием, но проявляется в каждом отдельном человеке в зависимости от его свободной воли. И. Кант сформулировал нравственный закон – категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это требование запрещает поведение, которое не соответствует общечеловеческим нормам. Чтобы следовать этим нормам человек должен получить моральное воспитание. Нравственное благо может быть достигнуто только коллективом людей. Рассуждая над идеей нравственного закона, И. Кант сформулировал ряд постулатов:

1) постулат свободы воли. Он говорит о том, что каждый человек волен выбирать между добром и злом, но совершая зло он должен помнить об ответственности за свои поступки,

2) постулат бессмертия души говорит человеку о том, что наказание за плохие поступки и нравственное блаженство за моральное поведение неминуемы, они ждут человека и после смерти,

3) постулат о существовании «высшего блага», Бога говорит о том, что Бог выступает гарантом воздаяния за наши поступки.

Нравственность у Канта автономна и не зависит от религии. Религия, наоборот, должна сама основываться на принципах нравственности.

Гносеология И. Канта

Согласно И. Канту познание имеет дело с единичными данными опыта. Но опыт не может дать обобщенного знания. Хаос мира вещей получает упорядоченность только в сознании. И. Кант субъективный идеалист. Все многообразие знаний И. Кант делит на апостериорные и априорные. Апостериорные знания зависят от чувственного опыта, это поток наших ощущений. Априорные знания проходят через разум и существуют в нашем сознании. Только априорные знания носят достоверный и объективный характер.

В процессе познания человек проходит 3 познавательные стадии: чувственность, рассудок, разум.

1) чувственность – это способность ощущать вещи. Это наше субъективное восприятие предметов. Например, вкус вина вызывает разные ощущения у разных людей. Ощущения ничего общего с образом предмета не имеют, они их модификация,

2) рассудок – это способность к понятиям и суждениям, он основан на логическом мышлении. Рассудок непосредственно с внешним миром не связан, но опирается на чувства и опыт. Чувственность и рассудок дают человеку большую часть знаний о мире. Но им не удается познать такие понятия как пространство и время. Их нельзя добыть с помощью ощущений, их нет и в рассудке. Они априорны (из предшествующего) неопытного знания.

3) Познать такие понятия как время и пространство способен только разум. Разум обладает способностью к умозаключениям и идеям, он позволяет структурировать и упорядочивать информацию о внешнем мире. Только с его помощью возможно достижение абсолютной целостности знаний.

Вопрос 3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) родился в Штутгарте в семье чиновника. Он сумел создать собственную философскую систему, в центре которой находится понятие «абсолютная идея» или «мировой дух». Мировой дух есть объективное, безличное начало, выступающее творцом мира. По Гегелю мировая идея автономна от человека, истории, природы. Она возникла в «доприродное состояние» - до творения природы Богом. Все, что существует на свете, развивается из абсолютной идеи. Таким образом, если у Канта идеи существовали в сознании, то у Гегеля – в мире.

Для системы Гегеля характерно тождество бытия и мышления. Если Кант противопоставлял субъекту внешний мир, то Гегель стремился обнаружить их единство. Обнаружить тождество (одинаковость) субъекта и внешнего мира помогает мышление. Так как в мышлении человеку дан весь мир и он сам, то оно представляется Гегелем в виде мировой идеи. В ходе развития абсолютная идея проявляет себя в природе, обществе, человеческой истории. Поэтому мировой процесс разумен, логичен, закономерен. «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Согласно Гегелю мировая идея не стоит на месте. Она развивается во времени, проходя три ступени развития: ступень логики, ступень природы, ступень духа. Отсюда и вся философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа.

Рассуждая о понятии логики, он выделил логику объективную и логику субъективную. Объективная логика не зависит от человека и существовала в доприродное состояние. Объективная логика ступень за ступенью выдвигает идею. А затем субъективная логика с помощью своих орудий (понятий, суждений, умозаключений) прорабатывает эту идею. После того, как саморазвитие абсолютной идеи пришло к конечному пункту, возникает природа.

Философия природы. Природа рассматривается Гегелем как нечто пассивное, мертвое, всего лишь инобытие абсолютной идеи. По его мнению, развивается не сама природа, а лишь понятие о ней. Смысл и значение природного мира состоит в том, что он объединяет дух божественный и дух человеческий. Природа представляется у Гегеля как всего лишь как этап развития мировой идеи.

Философия духа. Эта завершающая стадия развития мировой идеи. Абсолютная идея, покинув природу, продолжает развиваться в форме человеческого и общественного сознания. В рамках философии духа Гегель дал обоснование таким понятиям, как семья, нравственность, право, государство, история, гражданское общество. Высшим проявление духа Гегель считал искусство, религию, философию. В философии абсолютная идея завершает свое движение, здесь она должна познать саму себя.

Таким образом, Гегель представил разум историчным, развивающимся. С тех пор, идея развития становится одной из центральных.

Заслуга Гегеля состоит и в том, что он создал свою диалектику и метод познания. Главная черта его диалектики – тождество противоположностей. В основе диалектики Гегеля лежит закон отрицания отрицания. Отрицание происходит по следующей формуле: утверждение (тезис) – отрицание (антитезис) – снятие противоположностей (синтез). Таким образом, ни одно знание не исчезает полностью, на основе старого знания рождается новое. Отрицание по Гегелю не однократный, а по сути, бесконечный процесс. Отсюда вытекают, разработанные Гегелем, принципы диалектики: внутренняя противоречивость, отрицательность, всеобщая взаимосвязь, историзм.

Многие взгляды Гегеля не вписываются в современное представление о мире, Боге, человеке. Вместе с тем, творчество Гегеля считается вершиной немецкой классической философии. Он пошел дальше своих предшественников. Представив весь природный и духовный мир в его непрерывном развитии и взаимосвязи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.