Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия средневековья




1. Понятие и смысл средневековой философии.

2. Основные этапы средневековой философии.

3. Философские взгляды Августина Блаженного.

4. Философские взгляды Фомы Аквинского.

5. Спор реалистов и номиналистов.

6. Наследие средневековой философии.

Вопрос 1. Средневековый этап европейской философии охватывает период с V – XIV вв., учитывая специфику и особое значение эпохи Возрождения. Средневековая философия представляет собой особый тип философствования, основанный на тесной связи с христианской религией, возникшей в I веке.

Когда же возникла средневековая философия? Средневековая философия началась тогда, когда впервые поставила себя на службу религии (I – II вв.), а закончилась, когда союз распадается (XIV – XV вв.). Как ни парадоксально, но средневековая философия началась раньше, чем закончилась античная (V вв.). Поэтому несколько веков подряд существовала два способа философствования: античный, который опирался на язычество и продолжал традиции Платона и Аристотеля и средневековый, опиравшийся на христианство, основным источником которого была Библия. Но смысл истин, содержавшихся в ней, был зашифрован, поэтому задача философии состояла в том, чтобы их разгадать. Таким образом, философия оказалась служанкой религии, так как была призвана разъяснять и истолковывать слово Божье.

Основными проблемами философии в это время были следующие:

1) Сотворен ли Бог или существует от века?

2) Постижим ли Бог?

3) Как соотносятся истины божественного откровения и истины человеческого разума?

4) Если Бог есть истина и добро, то откуда в мире зло и почему Бог его терпит?

В основе средневековой философской мысли лежат три основных принципа:

1. Теоцентризм (от греч. – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает не природа, а Бог.

2. Креационизм (от лат. – создание, сотворение) – принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу.

3. Провиденциализм (от лат. – провидение) – система взглядов в соответствии с которой всеми мировыми событиями управляет божественное провидение.

Вопрос 2. При всей внутренней цельности средневековой философии в ней можно выделить два основных этапа: патристика и схоластика.

Патристика (II - VIII вв.) – представляет собой совокупность философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства и опирались при этом на взгляды Платона. Патристика в своем развитии прошла три этапа:

1. Апологетика ( II – III вв.) (от греч. - защита) сыграла важную роль в формировании и защите христианских учений. Ее представителями являлись Тит Флавий Климент, Тертуллиан, Ориген и другие.

2. Классическая патристика (IV - V вв.), сформулировавшая философские принципы христианского учения и систематизировавшая его. Яркими представителями этого этапа средневековой философии являлись Григорий Нисский и Августин Блаженный.

3. Заключительный период (VI - VIII вв.), стабилизировавший христианскую догматику. На этом этапе заслуживают упоминания Боэций и Иоанн Скот Эриуген.

Схоластика (XI – XIV вв.) (в переводе с лат. школьный) представляет собой тип философствования берущий за основу логический прием обоснования принятых на веру идей. Схоластика, хотя и является вторым этапом средневековой философии, но границы провести между ними довольно трудно. Схоластика как бы продолжает патристику, но имеются некоторые отличия: 1) в схоластике больше разумности, доказательности, непротиворечивости, 2) если патристы ориентируются на идеи Платона, то схоласты на идеи Аристотеля. Схоластика прошла три этапа своего развития:

1. Ранняя схоластика (XI – XII вв.) сложилась под знаменем идей неоплатонизма и Августина Блаженного. Была представлена такими философами, как Абеляр, Росцелин, Ансельм Кинтерберийский.

2. Классическая схоластика (XII - XIII вв.), когда на смену платоновским идеям пришли идеи Аристотеля, которые активно использовали представители этого этапа средневековой философии. Среди них важное место занимают Альберт Великий и особенно Фома Аквинский.

3. Поздняя схоластика (XIII - XIV вв.). Яркими представителями являлись Дунс Скот и Оккам. Они во многом продолжали развивать взгляды Фомы Аквинского. Но выступили против одного из главных принципов зрелой схоластики, согласно которому вера становилась выше разума. Новизна их взглядов состоит в том, что они пытались уровнять разум и веру. Что нашло отражение в развиваемой ими теории «двух истин».

Вопрос 3. Крупнейшим представителем средневековой патристики и одним из «отцов церкви» являлся Августин Блаженный или Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Он родился в городе Тагасте в Северной Африке, получил образование в Карфагене, преподавал риторику. Там начался его сложный и долгий путь духовных исканий, пока он в 33 - х летнем возрасте не принял христианство. Он основывает религиозное братство, становится священником, а затем епископом. Его основные работы: «Ограде Божьем», «О троице», «Исповедь». В них он поднимает проблемы бытия и времени, движения истории и исторического прогресса, проблему воли и разума человека перед лицом Бога, проблему соотношения веры и разума в процессе познания.

Августин считал, что Бог сотворил все и даже саму субстанцию (первоматерию). Бог сотворил и время, которого не существовало до Творца. Время может существовать только в уме человека, так как человек может вспомнить, что было, осознать настоящее и ожидать чего-то в будущем. Прошлое есть лишь свойство человеческой памяти, а будущее – есть наши ожидания, надежды. Таким образом, время у Августина носит субъективный характер и сотворено Богом.

По мнению Августина, история человечества имеет движение, которое выражается в движении от «града земного» к «граду Божественному» или от земных языческих царств к царству христианства. «Град земной» - это мир зла и сатаны, «град Божественный» - это мир добра и Бога. Между двумя градами идет борьба, которая и движет историей. История – есть прогресс, который выражается в увеличении числа людей, отвернувшихся от язычества и пришедших к христианству.

Большое внимание в философии Августина занимали проблемы личности человека, его воли и разума. Человек – это, прежде всего, духовное существо. Душа человека бессмертна, поэтому имеет превосходство над телом. Именно душа обладает способностью познать Бога. Поэтому человек, в первую очередь, должен заботиться о спасении души, подавляя чувственные наслаждения.

У Августина Бог не виновен в существование зла на земле, он творец добра. Источником зла является сам человек. Бог создал человека по образу и подобию своему и наделил его свободой и волей. Человек, обладая свободой, сам волен выбирать между добром и злом. Главная цель человеческой жизни - счастье, достигнуть которое человек может только через познание и служение Богу.

По мнению Августина к познанию Бога ведет два пути: вера и разум. Но первична вера, а разум выполняет вспомогательную роль. Разум подкрепляет веру, но сам истину найти не может. Все истины даются человеку через божественное откровение, которое является главным источником знания. Человеку следует лишь верить и понимать эти истины. («Верь, чтобы понимать»).

Таким образом, Августин Блаженный поднял проблемы, которые стали рассматриваться на основе христианской религии и тем самым совершил переход от философии античности к средневековой (христианской) философии.

Вопрос 4. Самой крупной и авторитетной фигурой средневековой схоластики является Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Происходил из знатной семи Европы. Получил прекрасное религиозное образование. После учебы в Неаполитанском и Парижском университетах стал заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью. Наиболее известными среди его трудов являются: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «Об истине», «О душе», «О вечности мира». Центральные проблемы: соотношение философии и теологии, веры и знания.

По вопросу о соотношении веры и разума Фома Аквинский считал, что к познанию Бога можно идти двумя путями: путем веры – короткий путь, путем разума – длинный путь со многими доказательствами. Но истина и разум не исключают друг друга, а помогают друг другу найти истину. Знание, рожденное разумом, также имеет божественное происхождение, значит оно важно. В конечном счете, и вера и разум познают один и тот де предмет – Бога и созданный им мир. Приведя к гармонии веру и разум, Фома Аквинский разработал пять доказательств бытия Бога.

1. Все что движимо, движимо кем то. Этим перводвигателем выступает Бог.

2. Каждое явление имеет причину. Первопричиной является Бог.

3. Случайное зависит от необходимого. Первой необходимостью является Бог.

4. Все в мире совершенно. Высшей степенью совершенства является Бог.

5. Все имеет свою целью. Конечной целью является Бог.

В вопросе о соотношении науки, философии и теологии Фома проводи четкое различие между ними и признавал их относительную самостоятельность. Однако в случае конфликта между ними Фома признавал истинность откровений над любыми другими истинами и доказательствами. Таким образом, Фома признавал ценность научных знаний до тех пор, пока они не входили в противоречие с истинами откровения.

Свое учение о бытии Фома Аквинский развивал, опираясь на идеи Аристотеля о соотношении материи и формы. (Об этом читайте самостоятельно, используя рекомендованную литературу).

Фома Аквинский выступил систематизатором средневековой схоластики. Его учение было положено в основу религиозно-философской системы католицизма, получившей название томизм (от лат. Фома). Сегодня именно эта теория на Западе признается как единственно верная философия католицизма.

Вопрос 5. Важной чертой средневековой схоластики являлся спор между реалистами (от лат. - реальный, действительный) и номиналистами (от лат. - имя, наименование) по вопросу: обладают ли общие понятия реальным существованием (проблема универсалий, т.е. предельно общих понятий). Большинство схоластов были реалистами. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого сводилась к тому, что общее (идеи) обладает первичной реальностью, а единичные вещи вторичны. Например: сначала должна появиться идея добра, а потом конкретные добрые дела. Умеренные реалисты опирались на идеи Аристотеля об общих родах, согласно которым общее реально существует, но в самих вещах. Например, нельзя утверждать реальность «сладкого», а не конкретных продуктов (конфет, сахара, шоколада). К умеренным рационалистам принадлежал и Фома Аквинский, по его мнению, общее реально существует в Боге.

Номиналисты же считали, что реально существуют только единичные, конкретные вещи, общим же в них является только имя (название, понятие), получаемое путем абстрагирования реально существующих единичных вещей. Таким образом, общее в вещах порождено нашим сознанием и не является объективной реальностью. Например, реально существуют помидоры, огурцы, редис, а их общее наименование «фрукты» порождено и обобщено сознанием человека.

Вопрос 6. Средневековая философия оставила глубокий след в истории философской мысли.

· В ней были подняты и по-новому осмысленные все стороны философского знания: гносеология, онтология, антропология, этика и др.

· Спор реалистов и номиналистов позволил выделить гносеологию в отдельную область исследования.

· Средневековая философия пробудила интерес к истории, к постижению ее смысла и направленности.

· Средневековая философия была обращена к субъективной реальности. В ней на первый план были выдвинуты общечеловеческие ценности – равенство перед Богом, терпимость, любовь к ближнему и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.