КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античная философия
1. Основные периоды и черты античной философии. 2. Формирование античной философии: Фалес, Пифагор, Гераклит, Демокрит и другие. 3. Расцвет древнегреческой философии: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. 4. Философия эллинизма: Эпикур, скептики, стоики, киники. Вопрос 1. Античная философия представляла собой совокупность учений, развивающихся с VI в. до н. э. по V в. н. э. Обычно начало античной философии связывают с именем Фалеса Милетского, конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах. Исторически это время совпадает с расцветом полисной системы в древней Греции и ее закатом. В истории античной философии выделяют три основных периода: 1. Формирование греческой философии (VI - V вв. до н. э.) связано с именами Фалеса, Пифагора, Гераклита, Демокрита и других. 2. Расцвет античной философии (V - IV вв. до н. э.) в центре которой находится философия Сократа, Платона, Аристотеля. 5. Период заката и упадка греко-римской философии (IV в. до н. э. - V в. н. э.) Основными философскими школам на этом этапе являлись эпикуреизм, скептики, стоики, киники. Основные черты древнегреческой философии: 1) Для античной философии, так же как и для древносточной, характерен созерцательный тип философствования. 2) Синкретичность античной философии – это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразие зарождающихся знаний (математических, эстетических, художественных). Во многом это объясняется тем, что древнегреческие мыслители были всесторонне развиты. 3) Античная философия возникла как учение о природе и космосе (натуралистическая философия). Природа выступает главным абсолютом. Она не сотворена богами, Боги сами являются частью природы. 4) Античная философия космоцернтична. Философы стремились понять сущность космоса, под которым понимался мир в целом. 5) В античной философии впервые возникает учение о человеке. Вопрос 2. Формирование античной философии исторически совпало с образованием и развитием культуры греческих полисов. В это время формировались философские проблемы, возникали первые философские школы. Среди них: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Пифагорейская школа (Пифагор, Филолай), Элейская (Парменид, Зенон, Ксенофон). Значительный вклад в развитие философской мысли на этом этапе внесли древнегреческие мыслители Гераклит и Демокрит. В центре внимания первых греческих философов стояла проблема первоосновы мира. Первооснову мира они искали в природе. Так, родоначальник греческой философии, основатель Милетской школы, Фалес считал, что основой всего сущего является вода. Животные и человек погибают без воды, растения без воды не растут, Космос тоже питается водными испарениями. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Анаксимен первоосновой мира считал воздух. Анаксимандр для обозначения первоначала ввел понятие «апейрон», что означало нечто безграничное, неопределенное, но в тоже время единое, вечное, находящееся в постоянном движении. Древнегреческий математик и философ Пифагор и его последователи утверждали, что «все есть число». По его мнению, все вещи из числа, а свойства вещей есть проявление числовых соотношений. Среди крупнейших мудрецов Греции следует назвать Гераклита Эфесского. Первоосновой мира он считал огонь. Все предметы и явления природы рождаются из огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. Мир по Гераклиту есть вечный и бесконечный Космос. Он никем не создавался, он существовал всегда в образе огня. Гармония мира у Гераклита складывается из борьбы противоположностей (добра со злом, света и тьмы и т. п.) Борьба противоположностей абсолютна. Все происходит через борьбу. Гераклит выдвинул идею движения мира. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». Источником движения является борьба. Там где борьба, там жизнь. Важное значение в развитии древнегреческой философии играли мудрецы Элейской школы. Элеаты отошли от объяснения мироздания природными причинами и первыми обратись к бытию как таковому. Впервые понятие «бытия» выработал Парменид. Он отмечал, что бытие единственно и целостно (не имеет частей), оно совершенно и неподвижно. Бытие статично, в мире ничего не меняется. Бытие можно охватить только мыслью. «Думать и быть – это одно и то же». Небытие не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Элейцы считаются родоначальниками рационализма. Процесс познания они понимали как переход от чувств к разуму. Так, представитель элеййской школы Зенон считал, что существует лишь то, что можно доказать. Проблема бытия волновала и другого знаменитого древнегреческого философа – Демокрита. В отличие от элеатов Демокрит признавал существование бытия и небытия. Он считал, что в Космосе существуют и тела, и пространство (пустота). Тела есть бытие, пустота – небытие. Все тела, вещи и даже душа человека состоят из атомов. Атомы различаются по форме, весу, порядку и распо л ожению. Поэтому бытие множественно, а не едино, как утверждали элеаты. Атомы вечны, неизменны и неуничтожимы. Они отделены друг от друга пустотой. Их бесчисленное множество. Благодаря их различным сочетаниям, бытие наполняется множеством самых разнообразных тел. Атомистическая концепция Демокрита оказалась очень удачной и до сих пор сохранила свою актуальность. Вопрос 3. V - IV вв. до н. э. начинается классический период древнегреческой философии. Мыслители этого времени отошли от проблем первоосновы мира и обратили внимание на проблему познания человека и общества. Первыми, кто повернули философскую мысль от проблем Космоса к проблеме человека и его жизни в обществе, были софисты. Софисты (учителя мудрости) искусно вели споры, обучали желающих риторике, этике, политике, искусству, знакомили своих учеников с философскими знаниями. Наиболее известными представителями школы софистов были Протагор, Горгий, Продик. Софисты впервые обратились к человеческой субъективности. Рассматривали человека как активного, деятельного, самостоятельного существа. Человек, по их мнению, свободен, автономен по отношению к Космосу. По выражению Протагора «Человек есть мера всех вещей». Деятельность софистов имела важное значение для последующего развития философской мысли. Они пробудили интерес к внутренне жизни человека, показали необходимость критичного отношения к восприятию действительности, выявили относительность большинства человеческих представлений. В основе их метода познания лежало умение демонстрировать аргументы, как в пользу. Так и против какого-либо тезиса. С конца V в. до н. э. проблема человека стала предметом пристального внимания. Особое значение она приобрела о знаменитого древнегреческого философа (496 – 399 до н. э.) Он был первым афинским философом, имел много учеников и оказал огромное влияние на развитие философской мысли. Сократ принадлежал к софистам, но не сходился с ними существенном. Он отрицал субъективность софистов в понимании человека, которая превращала его в нечто случайное. Он признавал космический порядок незыблемым и обязательным. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он часть космоса. В центре учения Сократа стоял человек и его сознание. Человека он понимал как нравственное существо. Сущность человека сосредоточена в душе. Смысл существования человека состоит в познании самого себя и понимании того, как следует жить достойно. Познать самого себя – значит обнаружить в своей душе добродетельные качества. Поэтому главным предметом познания должна быть мораль. Знание морали необходимо человеку для того, чтобы делать осознанный выбор, который зависит только от самого человека (а не от судьбы или божества). Выбор в пользу добра может сделать только человек, знающий, что такое добро и зло. Только добродетельный человек, умеющий управлять своими желаниями, может быть счастлив. Сократ разработал метод субъективной диалектики. Он назвал его майевтикой (повивальным искусством), помогающим найти истину. Суть его заключается в том, то в процессе беседы, диалога уточняются содержания понятий. Метод майевтики включал в себя метод иронии и индукцию. Метод иронии заключался в том, что Сократ последовательно задавал вопросы, раскрывая противоречия в ответах своих собеседников и заставляя их задуматься над своими изречениями. Но на этом Сократ не останавливается. Он активно использовал метод индукции (развитие мысли от частного к общему), с помощью которого велось рассмотрение различных мнений и выбиралось наиболее доказательное понятие. Так достигалось истинное знание. Истину он понимал как объективное знание, не зависящее от мнений людей. Оно получается только путем диалога. По отношению к материальному миру он был агностиком (недоступный познанию), его познать невозможно. Зато к познанию доступна душа человека. Познание души человека и есть суть философии, ее предмет. Выдающимся мыслителем древности был ученик Сократа Платон (427 347 гг. до н. э.) Он разработал первую в истории философской масли систему объективного идеализма. Платона как и его предшественников интересовали вопросы о природе бытия. Если до него первоосновой мира считали природу (позднее их называли материалистами), то для Платона первоначалом мира являлись идеи (позднее тех, кто признавал первоосновой мира дух, сознание, называли идеалистами). Платон делил мир на две части: мир идеей и мир вещей. Мир идей, понятий, мыслей существовал раньше, чем мир вещей. Он первичен. Например, существует реальное яблоко, ему соответствует идея «яблоко» в бестелесном мире, который существовал, согласно Платону, раньше. Если мир идей есть бытие, то мир вещей – небытие. Мир идей - вечный, статичный, неделимый, постигаемый разумом. Мир вещей – временный, движущийся, смертный, постигаемый чувствами. Материальный мир (мир вещей) у Платона создан Богом – творцом Демиургом. Он сотворил Космос, в центр которого вложил душу, которая движет им. Затем Демиург творит человека, сначала мужчину, потом женщину. Далее творит весь животный мир. Демиург создает физический мир по идеальным образам (идеям). Объединяет мир идей и мир вещей душа Космоса. Душой по Платону обладают все. Мир одушевлен. Душа бессмертна и правит всем. В человеке душа и тело противоположны. Тело – это темница души. Душа – признак разумности человека. Через нее человек познает окружающий мир. Душа по Платону бессмертна и после смерти тела, переселяется в новое тело. Душа тех, кто совершает безнравственные поступки обречена на страдании. Но своим добродетельным поведением он может улучшить свое следующее перерождение. Теория познанию у Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, припоминая которые он знакомится с миром. Процесс познания мира у Платона складывается из двух этапов: 1) на пером этапе познание осуществляется чистой душой (до рождения тела), 2) на втором этапе душа вселяется в тело и к процессу познания присоединяются органы чувств. Вселившись в тело душа сохраняет свои знания. В процессе жизни душа человека всего лишь «припоминает» знания, полученные душой до рождения. Цель познания – познать суть вещей, а так как каждой вещи предшествовала идея, то необходимо познать смысл этой идей. По мнению Платона истинного знания, нет, так как истина всегда соотносится с ложью. Ложь – это то, чего нет, это небытие. Познать небытие невозможно. Отсюда вывод, если мы не знаем, что такое ложь, мы не знаем и что такое истина. Для Платона знание – это знании смысла идеи. Идеи Платона были подвергнуты обстоятельной критике его учеником Аристотелем (384 – 322 гг. до н. э.) В отличии от Платона основой мира Аристотель считал материю (природу). Природа является тем материалом из которого состоит какая-либо вещь. Аристотель различает материю вообще и материю конкретно. Под материей вообще понимается бытие. В процессе развития материя обретает формы. В результате появления формы возникают различные предметы (как в результате создания скульптуры из бесформенного мрамора появляется статуя).Т. о. природа у Аристотеля понималась как движение материи к форме. Высшей формой он считал Бога и называл его «мыслящим себя мышлением». Аристотель отвергал «идеи» Платона. Согласно Аристотелю идеи – это лишь понятия, отражающие материальный мир. Это понятия вещей. Они существуют только в сознании человека. Поэтому основное возражение Аристотеля сводилось к тому, что идеи не могут существовать все сознания человека. По вопросу познания мира он выделял два способа познания: 1) Чувственный, основанный на работе органов чувств. Чувства способны познать мир лишь частично, поверхностно. 2) Рациональный. Разум позволяет познать сущность вещей. Аристотель был последним из трех великих мыслителей афинской школы. Он внес значительный вклад в развитие философской мысли. После него философия стала рассматриваться как особая система знаний. Аристотель первым стал различать первую философию как науку о сущем, и вторую философию, в центре изучения которой стоит природа. По его мнению философия должна заниматься тем, что стоит вне природы, что постигается умом. Аристотель считается создателем формальной логики – учения о законах мышления. После него рассуждения стали строиться по логическим законам. Аристотель сделал Ум человека абсолютным, высшей ступенью бытия. Вопрос 4. Завершающим этапом античной философии была философия эллинизма (конец IV в. до н. э. - V в. н. э.) К этому времени Греция находилась под влиянием Рима, власть которого распространилась на огромной территории Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки. Но, несмотря на господство Рима, быт и нравы эллинов (греков) оказали огромное влияние на духовную жизнь завоеванных народов. Поэтому и эпоха называлась эллинистической. Важным политическим признаком этого времени было разрешение полисной системы устройства. По мере того как управление общественными делами сосредотачивались в руках меньшинства, терялась связь индивида с государством. Это поражало настроение пессимизма, равнодушия к общественным проблемам. Главной проблемой стала защита человеческой индивидуальности. Эллинистическая философия сосредотачивает свое внимание на жизни отдельного человека. Но если философы афинской школы нравственное совершенствование человека связывали с его жизнью в обществе, то представители эллинистической философии условием счастливой жизни считали освобождение человека от влияния общества. Наиболее заметными философскими школами в эпоху эллинизма являлись: · Эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар); · Стоицизм (Зенон Стоик, Сенека, Марк Аврелий); · Скептицизм (Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик); · Неоплатонизм (Плотин). Эпикур (341-270 гг.до н.э.), как и все представители эллинистической философии делают упор на этику. Человек, по Эпикуру, чувственное существо. Он много страдает и многого боится. Философия должна стать практическим учением, позволяющим обеспечить человеку счастливую жизнь. Высшим благом для человека Эпикур считал получение удовольствий, блаженства. Но философ имеет ввиду не физические наслаждения, а скорее духовные (дружба, знания). Высшей формой блаженства, по Эпикуру, является состояние полного душевного покоя, невозмутимости - атараксия. Человек должен освободиться от всех проблем внешнего мира. Он должен охранять спокойствие в любой ситуации: будь-то радость или скорбь. Основатель стоицизма был Зенон (336 – 265 гг. до н.э.). Название школы произошло от названия портика (портик по-гречески – стоя) в котором Зенон вел проповеди. Стоики считали, что все в мире подчинено строжайшей закономерности. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Это порождало пассивность, отказ от борьбы за свое счастье. По мнению стоиков, все, что должен делать человек - это следовать природе, судьбе. Поскольку природа у стоиков тождественно разуму, поступать следует разумно. Именно от разума зависит выработка мнения и отношения к тем или иным вещам. Не вещи страшат людей, а мнения о них. Бояться этих вещей или нет, зависит от самого человека, его мнения. Счастье человека, по мнению стоиков, состоит в том, чтобы не желать никакого счастья. Основателем скептицизма считается Пиррон (360-270 гг. до н.э.). Философия скептиков базируется на положениях о том, что 1) мир изменчив и текуч, в нем нет ничего однозначного и определенного; 2) именно поэтому не может быть однозначных мнений. Самая достойная позиция человека, сохранять молчание, воздерживаться от суждений. Таким образом, античная философия сыграла важную роль в дальнейшем развитии всей философской мысли. Она возникла, как учение о бытии. В ней впервые в центр внимания была поставлена проблема человека. Платон и Аристотель первыми создали целостные философские системы, в которых были подняты и осмыслены новые философские вопросы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |