Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Возрождения




1. Исторические особенности эпохи Возрождения.

2. Отличительные черты философии Возрождения и ее основные этапы.

3. Гуманизм эпохи Возрождения.

4. Философские взгляды Николая Кузанского.

5. Достижения натуральной философии в период Возрождения.

Вопрос 1. Эпоха Возрождения представляет собой период перехода от средневековья к Новому времени, который приходится на XIV – XVII века. Переход к Новому времени был обусловлен рядом исторических особенностей:

· В это время происходят важные научные открытия. Так, Г. Галилей сконструировал телескоп и термометр, И. Гуттенберг изобрел ткацкий станок, Н. Коперник создал гелиоцентрическую систему. Это было время первой научной революции. Наука стала приобретать международный характер.

· Широкое развитие получили Великие географические открытия. Х. Колумб открыл Америку, Васко да Гама нашел путь в Индию, Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. Это способствовало складыванию мировой цивилизации, крушению средневековой замкнутости в экономике, культуре.

· В экономической сфере идет процесс складывания мирового рынка, формируются капиталистические отношения. Появляется новый социальный слоя – буржуазии, который несет с собой новые взгляды и мышление.

· Серьезные изменения происходят и в духовной жизни. Реформация в Европе (движение за реформу католической церкви) подорвала безграничный авторитет церкви.

Таким образом, изменения, происходившие в Европе в XIV – XVII вв., привели к перемене в умонастроениях людей и пробуждению их самосознания.

Вопрос 2. Философию Возрождения отличали следующие черты:

1. Ориентация на античную философию и культуру (ее возрождение). Идеи античной культуры, освобожденные от строгих религиозных догм, оказались ближе и понятнее нарождающейся буржуазии.

2. Философия Возрождения была пропитана антиклерикальными настроениями. Мыслители этого времени выступали против привилегий церкви и духовенства, но не против самой церкви. Происходило постепенное освобождение общества от безграничного господства церковной идеологии и религии.

3. Главным принципом мировоззрения этого времени становится пантеизм (от греч. pan – все, и theos - Бог),который выражался в отождествлении Бога и природы. Задача философии состояла не в противопоставлении в человеке божественного и природного, а в раскрытии их гармоничного единства.

4. Важной чертой философии Возрождения был антропоцентризм. Представители этой философии в центр своего внимания ставили не Бога, а человека. По их мнению, человек является высшей ценностью. Забота о его благе должна ставь главной задачей общества.

5. В философии Возрождения отчетливо проявлялись идеи гуманизма. (Термин «гуманизм» был впервые употреблен в I в. н.э. Цецероном).Философы возвышали человеческую личность. Отстаивали мысль о том, что человек ценен не своим происхождением, а личными заслугами, способностями.

6. Для философии Возрождения была характерна ориентация на искусство. Если в эпоху средневековья философами были, как правило, служители церкви, то в эпоху Возрождения философские взгляды высказывали ученые, поэты, писатели.

Вопрос 3. В своем развитии философия Возрождения прошла три основных периода:

1) Гуманистический (XIV – сер. XV вв.). Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцио Валла;

2) Неоплатонический (сер. XV – XVI вв). Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла;

3) Натурфилософский (XVI – нач. XVII вв.). Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Вдохновителем гуманистических идей был итальянский поэт Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.). Его «Божественные комедии» считаются не только литературным и философским произведением. По мнению философа, человек существо греховное. Чтобы очистить свои грехи и удостоиться рая он должен пройти муки ада. Однако, автор по-новому понимает существование человека в мире. Человеческое существование испытывает на себе двоякое влияние: природное и божественное. Человек идет двумя путями. Первый путь – природный, он проходит благодаря своему разуму, а второй путь – божественный, он проходит благодаря Богу. Божественный мир есть конечный путь человека. Поэтому его природная жизнь должна строить «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным».

Родоначальником гуманистического направления был поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.).Своей главной задачей он считал разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрарки, человек имеет право на счастье в реальной жизни, а не только в загробной жизни, как считали средневековые философы. «Нам только раз дается жизнь земная» - восклицает поэт. По его мнению, природа специально установила неопределенный конец жизни, чтобы человеку верилось в настоящее и ближайшее будущее. Бессмертие он понимал как славу среди других людей. Но слава должна прийти ни через богатство и наследство, а только благодаря личным усилиям человека. В этом проявляется один из принципов эпохи Возрождения – индивидуализм. Высшим чувством у Петрарки выступает любовь. Все в мире происходит ради любви и через неё человек сам себя познает.

Таким образом, «презрение к миру в средние века гуманизм противопоставляет радости земного существования, умерщвлению плоти – гимн красоте человеческого тела, жертвенности – учение о самосохранении, страданиям во имя спасения – культ наслаждения и пользы».[1]

Вопрос 4. Поставив человека в центр внимания, философия Возрождении, в то же время, развивала взгляды и в отношении бытия, которые формировались под влиянием неоплатонизма. Одним из выдающихся выразителем идей неоплатонизма был Николай Кузанский (1401- 1464 гг.). Был родом из Германии, но свое творчество связал с Италией. Являлся видным церковным деятелем, богословом, но в то же время увлекался математикой, астрономией, медициной, в изучении которых достиг существенных успехов.

Одно из центральных мест в учении Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии со средневековой схоластикой он считал, что божественное бытие играет роль в становлении природы и человека. Однако для его взглядов уже характерны идеи пантеизма. Он стремится к единству мира божественного и мира земного, утверждая «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». Он низводил бесконечность Бога в природу, тем самым отождествляя творение и творца. По мнению Кузанского Бог есть «абсолютный максимум», природа же есть «ограниченный максимум» или «абсолютный минимум». Бог присутствует во всем. Таким образом, Бог представляет собой единство противоположностей – «абсолютного максимума» и «абсолютного минимума». Их совпадение позволяет заключить:

1) Бог пребывает во всем и признание мира вне Бога является непоследовательным;

2) Бог есть единство причины и следствия, творениями творца;

3) Сущность вещей и Бога совпадают, это свидетельствует о единстве мира.

Примеры противоположностей Кузанский берет из математики, считая, что в основе всех явлений лежат математические принципы. Так, треугольник может слиться с прямой, если уменьшить угол, противолежащий основанию.

Человека Кузанский рассматривал как микрокосм, который связан с Богом. Чтобы связать человека с Богом философ вводит понятия «малого мира» - человека, «большого мира» - природы и «максимального мира» - Бога. «Малый мир» есть подобие большого, а большой подобие максимального. Таким образом, человек подобен Богу. Он так же обладает творческим началом, свободой выбора и воли.

Интересными являются и гносеологические взгляды Кузанского. По его мнению, познание проходит 4 этапа:

1) Чувственное восприятие противоположностей;

2) Рассудочное их разделение;

3) Разумное сопоставление противоположностей;

4) Интеллектуальная интуиция, которая помогает найти единство противоположностей.

Познание это бесконечный процесс, ибо истина неисчерпаема. «Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу».

Немаловажное значение для развития астрономии имели его мысли относительно космологии. Он выдвинул идею бесконечности Вселенной в пространстве. Однако в центр Вселенной он ставит не землю (как средневековые мыслители), а Бога. Земля, по его мнению, имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в движении. Эти самым он предвосхитил выводы Н. Коперника о том, что земля движима, а солнце нет.

Вопрос 5. В это время были совершены крупнейшие достижения в естествознании. Польским астрономом Н. Коперником (1473 – 1543 гг.) была создана гелиоцентрическая картина мира. О нем говорят: «Он заставил солнце стоять, а землю вращаться». Это открытие потребовало пересмотра всей физической карты мира, прежнего мировоззрения.

Другой видный мыслитель этого времени Дж. Бруно (1548 – 1600 гг.) высказал предположение о бесконечности Вселенной и множестве миров, существующих в ней. Это заставило Бруно по-новому взглянуть на идею Бога. По его мнению, Бог заключен в самой природе. Дж. Бруно трактовал пантеизм немного иначе, чем Н. Кузанский. Если у Кузанского природа и Бог едины, но Бог сохраняет свою обособленность от мира (он «абсолютный максимум»), то у Бруно Бог находится в абсолютном единстве с природой, и не мыслим без нее. В этом и состоит принципиальное отличие натуралистического пантеизма Дж. Бруно от мистического пантеизма Н. Кузанского. Объявив Вселенную равной Богу, он выступил против Бога как сверхприродной силы, за что поплатился своей жизнью.

Важный вклад в развитие естествознания внес Галилео Галилей (1564 – 1642 гг.). Он первым сконструировал телескоп, при помощи которого сделал важные открытия: увидел горы на луне, пятна на солнце. Он обнаружил, что Млечный путь – это не дорога в рай, а скопление многих звезд. Его заслуга состоит и в том, что им был разработан метод научного исследования, который у него состоят из 4 этапов: 1) наблюдение, 2) создание гипотез, 3) формулирование на основе выводов теории, 4) эмпирическая проверка сделанного открытия.

Особенности натуральной философии Возрождения заключались в следующем:

1) Получила дальнейшее развитие идея пантеизма;

2) Гипотеза божественного творения мира перестает быть ведущей, на ее место приходит научный подход в осмыслении бытия. Наука начала обосабливаться от философии;

Получила развитие теория познания, сочетающая в себе чувственный и рассудочный способы получения знаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.