Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия




Взгляды одного из представителей философии экзистенциализма готовите самостоятельно.

Дополнительную информацию о философских взглядах З. Фрейда готовите самостоятельно.

Теория психоанализа была продолжена в работах швейцарского психолога Карла Юнга (1875 – 1961 гг.). Он подробно рассматривал проблему «коллективного бессознательного», которое содержится в истории народов.

Фрейдизм имел свое продолжение в неофрейдизме. Его представителем был немецко-американский ученый Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.). Он попытался соединить психоанализ с марксизмом. Фромм отмечал, что существование человека в «невротическом обществе» является большой проблемой и обращал внимание на трагичность существования человека в таком обществе. Выход из такой ситуации он видел в гуманизации общества, преодоления в нем отчуждения человека.

Вопрос 4. Влиятельным направлением в философии XX века являлся экзистенциализм (философия существования). Он появился в Западной Европе в 30 – 60-ые гг. XX века. Классиками экзистенциальной философии принятии считать: немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, французских писателей Ж.- П. Сартра, А. Комю, Г. Морселя. Он проявлялся в творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского и религиозного философа Н. А. Бердяева.

Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма. Оно выражает бытие человека в бесчеловечном мире. Человек одинок, он существо страдающее. Поэтому основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном (бесчеловечном) мире.

Экзистенциализм означал решительный поворот философии к теме человека, к исследованию его внутреннего мира. Философы исследовали эмоционально-психологическое состояние человека: его страхи, разочарования, тревоги, отчаяния, ужас.

Согласно экзистенциалистам мир не разумен и не поддается объяснению. Он чужд и враждебен человеку. Жизнь есть боль. Человек одинок, ему неоткуда ждать помощи. Он может и должен надеяться только на себя. Важным в экзистенциализме является понятие «пограничной ситуации», возникающей между жизнью и смертью. Человек постоянно находится перед лицом смерти и это делает его жизнь несчастной. Поэтому первейшей задачей философии должен быть поиск выхода из пограничной ситуации и обретение человеком полного смысла своего существования.

1. Зарождение русской философии, ее исторические корни и особенности.

2. Философская мысль в XI – XVIII веках.

3. Основные течения в философии XIX века.

Вопрос 1. Русская философская мысль зародилась в эпоху Киевской Руси на волне христианизации страны – конце X века. Поэтому ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и переплетениес религиозным мировоззрением. Религиозная тематика проходит красной нитью через всю русскую философию. Однако расцвет ее приходится на XIX век, когда появляется целое направление русской религиозной мысли. Первый период ее истории пришелся на XI – XVII века.

Русская философия имела тесную связь с мировой философией. Принятие христианства тесными узами связало Русь и Византию, от которой она получала много образов, идей и концепций античной философии. До XIX века русская мысль во многом следовала за мыслью европейской, искала свою тему.

Нравственный характер русской философии проявлялся в том, что в ней всегда шел поиск трех высших ценностей: истины, добра и красоты. Она несла миру мысль о том, что не может быть такой цели, на пути к которой была бы принесена в жертву хоть одна человеческая жизнь. Общественный порядок, построенный на человеческих жертвах нельзя считать прогрессивным.

В отличие от западной философии, которая была основана на рационалистическом способе доказательства истины, в русской же философии отстаивалась мысль о невозможности постижения истины без любви. Только духовная любовь придает нашему сознанию цельность и полноту.

Характерной особенностью русской философии является ее органическое единство с культурой. Свое воплощение и выражение русская философия имела в художественной литературе, искусстве, архитектуры.

На становление и развитие философской мысли в нашей стране значительное влияние оказал противоречивый характер русской истории. Россияне переживали серьезные испытания: монголо-татарское нашествие, крепостное право, деспотический режим, гражданские войны и социальные конфликты. Все это накладывало отпечаток на развитие русской философии. Русская философия всегда имела социальную окрашенность, то есть была направлена на постижение социальных проблем. В русской философии всегда присутствовала тема поиска справедливого и гуманного общественного устройства.

В русской философии особое место занимала проблема исторической судьбы России. Центральным вопросом являлся вопрос о месте России среди других цивилизаций, выбор Россией пути своего развития.

Вопрос 2. Первый этап в развитии русской философии (XI – XVII вв.) характеризуется тем, что философская мысль развивалась под непосредственным проникновением в Россию византийской культуры религиозного содержания. В это время происходит становление русской философии и обретение ее национального характера. Первым древнерусским философом принято считать Киевского митрополита Иллариона. Другими выдающимися представителями этого времени являлись Владимир Мономах, Нил Сорский, Максим Грек, Иосиф Волоцкий и др.

Заметной вехой в истории русской философии был XVIII век. Это был век русского просвещения, начало которому положили реформы Петра I. Такие ученые и общественные деятели XVIII века, как Н.В. Татищев, Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, И.Т. Посошков - внесли большой вклад в идеологическое обоснование необходимости петровских реформ.

Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления этого времени сыграл М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.). в своих философских взглядах он стоял на позициях материализма. По его мнению, в основе материального мира лежат частицы (атомы), из которых слагаются вещи материального мира. Природные тела обладают движением. Движение вечно. Он высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В процессе познания играют роль, как чувства, так и сила разума.

Важную роль в русском просвещении играл А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.), который выступил с резкой критикой крепостного права и самодержавия в России. Придерживался материалистического мировоззрения. Вторя половина XVIII века знаменита творчеством Н.Н. Новикова, Д.И. Фонвизина, Георгия Сковороды. Это столетие дало имя первого русского профессора философии, которым был Николай Никитич Поповский.

Вопрос 3. Некоторые исследователи отмечают, что философии в полном смысле этого слова зародилась в XIX веке. В классическом, золотом для России XIX веке, русская философия не только училась у Запада, но и учила его. Начало классического периода в русской философии было связано с творчеством Петра Яковлевича Чаадаева, а в художественной литературе с Александром Сергеевичем Пушкиным.

П. Я. Чаадаев (1794 – 1856 гг.) в своих философских письмах поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании, рассматривал эти вопросы с точки зрения религиозной философии. В своих первых письмах Чаадаев дает высокую оценку западной цивилизации, а Россия якобы заблудилась и осталась в стороне от общего развития. Позже Чаадаев критически относился к западной цивилизации и обнаружил достоинства в русской цивилизации. Он говорил об особой миссии России и ее роли в мире. Таким образом, философия Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли на два течения: западничество и славянофильство. Между ними возник спор об исторической судьбе России, ее признании в мире. Суть полемики состояла в ответе на вопрос: должна ли Россия идти по западному пути развития или у нее свой особый путь?

Каково основное содержание концепций западничества и славянофильства? - разбираем самостоятельно.

В XIX веке значительное развитие получила философии истории. Ее яркими предстателями являлись Н.Я. Данилевский, С.М. Соловьев, В. О.Ключевский, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.