КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1: Определить сущность, предмет и задачи педагогики как гуманитарной науки. Сформулировать основные педагогические категории
Развитие педагогики как науки обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т. е. в их воспитании. Само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития. Поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают «общей и вечной категорией», подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития. Однако в дородовом и родовом обществах воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию. Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей. В дальнейшем довольно широкое развитие воспитательные учреждения получили в Древней Греции. Там же в недрах философии стали разрабатываться и теоретические идеи о воспитании. Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании — педагогика. Уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) в трудах таких известных ее деятелей, как итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог X. Вивес (1492—1540), нидерландский мыслитель Э. Роттердамский (1469—1536), французский писатель Ф. Рабле (1494—1553), французский философ М. Монтень (1533—1592) и др. Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжался и в последующее время и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных ее деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это —Дж.Локк(1632—1704) в Англии, Ж. Ж. Руссо(1712—1778) во Франции, Г. Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776—1841) и А. Дистервег (1790—1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629—1680), М. В. Ломоносов (1711—1765), Л. Н. Толстой (1828—1910) в России и др. Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561—1626). Я. А. Коменский (1592—1670) фундаментальными теоретическими трудами существенно упрочил ее научный статус. В знаменитом труде «Великая дидактика» (1632—1638) Я. А. Коменский разработал основные вопросы обучения и сформулировал ставшие классическими дидактические принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступность, систематичность, прочность и др. Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К. Д. Ушин-ский (1824—1870). Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л. Н. Толстой. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы «Азбука». В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф. Скорина (ок. 1490 — ок. 1541), Л. Зизаний (Тустановский) (? — после 1633). Последний учительствовал в братских школах и в 1596 г. издал учебные пособия: «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска» и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М. Богдановича А. Е. Богданович (1862—1940), писательница Тётка (А. Пашкевич 1876—1916), написавшая книгу «Первое чтение для деток белорусов», Я. Колас (1882—1956), создавший пособие «Второе чтение для детей белорусов», а также «Методику родного языка». К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом. Таким образом, педагогика — наука о воспитании человека. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности. Предмет педагогики — определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса. В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки: ♦ теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания; ♦ анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта; ♦ обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования ♦ обеспечение эффективного управления образовательной политикой; ♦ разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, ♦ внедрение результатов педагогических исследований в практику; ♦ научно-методическое обеспечение управления образовательными Главная задача педагогики — накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Педагогика, как илюбая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты. Понятие —это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса. Категории — это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Понятия и категории составляют «костяк» науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык. К основным категориям педагогики относятся «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общенаучные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др. Воспитание как категория педагогики многозначно. Воспитание в широком социальном смысле — это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Воспитание в узком социальном смысле — направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования У него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентации. Воспитание в широком педагогическом смысле — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Воспитание в узком педагогическом смысле — это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. Образование как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также—в результате самообразования — системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений. Образование как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Образование как система —совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности — общее, профессиональное, политехническое. Обучение — заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель—усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер. Педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Воспитательная система — комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы. Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека). Формирование —некоторый этап относительной завершенности процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания). Социализация личности —процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Педагогическая терминология постоянно пополняется, обновляется и совершенствуется. Таким образом, педагогика — это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |