Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1: Определить сущность, предмет и задачи педагогики как гуманитарной науки. Сформулировать основные педагогические категории




Развитие педагогики как науки обусловлено объективными потребностя­ми общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т. е. в их воспи­тании. Само воспитание возникло вместе с появлением человеческого обще­ства. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше на­капливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее станови­лась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспита­ние, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.

Поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз счи­тают «общей и вечной категорией», подчеркивая, что как общественное явле­ние, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколе­ний к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития. Однако в дородовом и родовом обществах воспитание детей осуще­ствлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию.

Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладель­ческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т. е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения и по­являются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей.

В дальнейшем довольно широкое развитие воспитательные учрежде­ния получили в Древней Греции. Там же в недрах философии стали разра­батываться и теоретические идеи о воспитании. Из Древней Греции ведет свое происхождение и название науки о воспитании — педагогика.

Уже в древнем мире многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого отдельного человека.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в эпоху Возрож­дения (XIV—XVI вв.) в трудах таких известных ее деятелей, как итальян­ский гуманист Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог X. Вивес (1492—1540), нидерландский мыслитель Э. Роттер­дамский (1469—1536), французский писатель Ф. Рабле (1494—1553), французский философ М. Монтень (1533—1592) и др.

Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Воз­рождения, продолжался и в последующее время и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных ее деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это —Дж.Локк(1632—1704) в Англии, Ж. Ж. Руссо(1712—1778) во Фран­ции, Г. Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, И. Гербарт (1776—1841) и А. Дистервег (1790—1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629—1680), М. В. Ломоносов (1711—1765), Л. Н. Толстой (1828—1910) в России и др. Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф. Бэконом (1561—1626). Я. А. Коменский (1592—1670) фундаментальными теоретическими тру­дами существенно упрочил ее научный статус. В знаменитом труде «Ве­ликая дидактика» (1632—1638) Я. А. Коменский разработал основные вопросы обучения и сформулировал ставшие классическими дидактиче­ские принципы его осуществления: наглядность, сознательность, доступ­ность, систематичность, прочность и др.

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К. Д. Ушин-ский (1824—1870). Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л. Н. Тол­стой. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, форми­рование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учеб­ник для начальной школы «Азбука».

В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф. Скорина (ок. 1490 — ок. 1541), Л. Зизаний (Тустановский) (? — после 1633). Последний учи­тельствовал в братских школах и в 1596 г. издал учебные пособия: «Азбу­ка», «Лексис», «Грамматика словенска» и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М. Богдановича А. Е. Богданович (1862—1940), писательница Тёт­ка (А. Пашкевич 1876—1916), написавшая книгу «Первое чтение для де­ток белорусов», Я. Колас (1882—1956), создавший пособие «Второе чте­ние для детей белорусов», а также «Методику родного языка».

К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого исполь­зования теоретических и методических идей которой невозможно даль­нейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их ра­боте, предъявляемыми нашим обществом.

Таким образом, педагогика — наука о воспитании человека. Она рас­крывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.

Предмет педагогики — определяющие развитие личности противоре­чия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществле­ния воспитательного процесса.

В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки:

♦ теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоре­чий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

♦ анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта;

♦ обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования
развития системы воспитания;

♦ обеспечение эффективного управления образовательной политикой;

♦ разработка новых педагогических технологий (содержания, форм,
методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ
инновационной педагогической деятельности;

♦ внедрение результатов педагогических исследований в практику;

♦ научно-методическое обеспечение управления образовательными
структурами.

Главная задача педагогики — накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Педагогика, как илюбая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.

Понятие —это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предме­ты и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точ­ного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории — это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Понятия и категории составляют «костяк» науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык. К основным категориям педагогики относятся «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общена­учные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др.

Воспитание как категория педагогики многозначно.

Воспитание в широком социальном смысле — это передача накоп­ленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле — направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования У него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, полити­ческих ориентации.

Воспитание в широком педагогическом смысле — процесс целенап­равленного формирования личности в условиях специально организован­ной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспита­телей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле — это процесс и резуль­тат воспитательной работы, направленный на решение конкретных вос­питательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определен­ных качеств, свойств и отношений человека.

Образование как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и дополнительного образования, а также—в резуль­тате самообразования — системы знаний, умений, навыков, опыта познава­тельной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

Образование как результат — достигнутый уровень в освоении зна­ний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система —совокупность преемственных образователь­ных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализу­ющих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объему знаний образование может быть начальное, среднее, выс­шее. По характеру и направленности — общее, профессиональное, поли­техническое.

Обучение — заранее запланированное, целенаправленное, специаль­но организованное общение, в результате чего происходит воспитание, об­разование и развитие личности. Его цель—усвоение ЗУНов, формирова­ние мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогический процесс — специально организованное, развиваю­щееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы вза­имодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достиже­ние поставленной цели и призванное привести к преобразованию лично­стных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система — комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникаю­щие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной си­стемы и развитие этой системы.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, ха­рактера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).

Формирование —некоторый этап относительной завершенности про­цесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного вос­питания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социализация личности —процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в каче­ства личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Педагогическая терминология постоянно пополняется, обновляется и совершенствуется.

Таким образом, педагогика — это наука о сущности развития и фор­мирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процес­са.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.