КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 6: Раскрыть сущность личностно ориентированного подхода в образовании
Академик В. В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям». Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной школе (не только начальной, но и полной средней), причем не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принципиальных изменений в учебном процессе массовой школы не произошло. Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учитель, непомерные учебные нагрузки, социальная незащищенность и другие негативные социальные факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привычных способов работы, требующих подготовки собственного монолога, нескольких контрольных вопросов для закрепления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся. При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий. Следовательно, развитие интеллекта школьников, их творческого потенциала, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах. Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности. Сущность личностно ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных условий саморазвития индивидуальности, субъектности человека. В соответствии с современной социокультурной ситуацией, культуросообразная цель современного педагогического процесса определяется исследователями как развитие человека — субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремятся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личностно ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной, духовной сферой. Личностно ориентированные технологии направлены на индивидуальное развитие учащегося. Индивидуальное развитие—это совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствующей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка. Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. При личностно ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Личностно ориентированное обучение должно опираться на: ♦ уровень обученности в данной области знания и степень общего раз ♦ особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу); ♦ особенности характера, темперамента. Если говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, уместно выделить следующие показатели умственного развития ребенка: ♦ самостоятельность мышления; ♦ быстрота и прочность усвоения учебного материала; ♦ быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении не ♦ глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного); ♦ критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям. Среди разнообразных технологий личностно ориентированного обучения можно выделить: ♦ обучение в сотрудничестве; ♦ метод проектов; ♦ «Портфель ученика»; ♦ модульные технологии; ♦ технологии программированного обучения; ♦ индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях; ♦ разноуровневое обучение; ♦ игровые технологии и др. Обучение в сотрудничестве. Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики могут взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться сообща, а не просто что-то выполнять вместе. Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения. 1. Обучение в команде — уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы и постоянного взаимодействия с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой), вопросом, подлежащим изучению. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам: а) группа получает одну на всех «награду» в виде балльной оценки б) индивидуальная ответственность: успех или неуспех всей группы в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха: каждый ученик приносит своей группе очки. Сравнение проводится с собственными, достигнутыми ранее результатами. 2. Обучение в сотрудничестве «пила» — группы по 6 человек работают 3. «Учимся вместе» — класс делится на группы по 4—5 человек, каждая получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой 4. Исследовательская работа учащихся в группах — акцент делается на самостоятельную работу учащихся, организацию групповых дискуссий. Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; ♦ совместная учебно-познавательная, творческая и т. п. деятельность ] ♦ социализация деятельности учащихся в группах; ♦ общая оценка группы. В результате применения личностно ориентированного обучения удается воспитывать в учениках такие полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические успехи оставляют желать лучшего.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |