КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 7: Определить сущность дидактики. Изложить историю ее развития. Сформулировать задачи дидактики и определить основные ее категории
Воспитание в его широком понимании включает в себя, как известно, два взаимосвязанных процесса — обучение и формирование у учащихся социальных и духовных отношений. Если органической частью воспитания в его широком смысле является обучение, то перед педагогикой встают вопросы: в чем состоит сущность этого процесса и как его нужно осуществлять? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие в педагогике особой научной дисциплины — дидактики. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Большой вклад в разработку дидактики внесли Г. Песталоцци, И. Гербарт, К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский, П. Ф. Каптерев. Немало сделали в этой области П. Н. Груздев, М. А. Данилов,; Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Н. А. Менчинская, Ю. К. Бабанский и др. Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние наумственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Таким образом, дидактика —отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. К основным ♦ исследование научно-педагогических основ содержания образования; ♦ раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения; ♦ освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности ♦ развитие методов обучения; ♦ совершенствование и обновление организационных форм учебной Задачи дидактики состоят в том, чтобы 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии и др. Существуют частные дидактики, или предметные методики. Они исследуют специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы). Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в то же время на результатах их исследований. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга. Дидактика имеет категории и понятия, которые составляют ее каркас как науки. Она, конечно, пользуется и категориями общей педагогики, например, «воспитание», «ученик», «учитель». Собственно дидактическими категориями, ставшими и общепедагогическими, надо признать «образование», «учебный процесс». К понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание», цели обучения, содержание образования, дидактические процессы, методы обучения, средства обучения, формы обучения, закономерности и принципы обучения и др. Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия (общения) учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие ребенка. Преподавание —деятельность учителя в процессе обучения. Учение — особым способом организованное познание; деятельность учащихся, направленная на овладение суммой ЗУН, способов учебной и творческой деятельности. Процессы учения и преподавания рассматриваются как единый процесс взаимодействия ученика и учителя. Методика обучения учебному предмету —отрасль педагогической науки, которая представляет собой отдельную теорию обучения или отдельную дидактику. Содержание образования —система научных ЗУН, отношений и опыта деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственности, поведения, подготовки к общественной жизни и труду. Дидактические принципы —это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Методы обучения —способы профессионального взаимодействия учителя и учащихся для достижения целей обучения. Формы организации обучения —способ организации процесса обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Наряду с другими отраслями педагогики дидактика постоянно развивается. С одной стороны, она анализирует и обобщает реальный опыт учителей, имеющих заметные успехи в учебной работе. С другой — она экспериментирует, выдвигает новые подходы в разных направлениях дидактики. Таковы, например, опыт педагогов-новаторов 80-х гг., исследование проблем развивающего обучения в разных вариантах, компьютеризация обучения и т. д. Все это обогащает дидактику. Таким образом, дидактика — отрасль педагогики по теории образования и обучения. Она одновременно наука и теоретическая, и прикладная. Дидактика определяет цель и содержание образования и обучения, разрабатывает формы, методы и организацию учебной работы, общие принципы создания и использования дидактических средств. Дидактика изучает также законы, закономерности и тенденции учебного процесса, проблемы источников и методов исследования вопросов обучения и образования. Она имеет связь с другими науками: гносеологией, психологией, кибернетикой, социологией, историей педагогики и с другими педагогическими науками. Как и другие отрасли педагогики, дидактика постоянно развивается, совершенствуя содержание образования, формы и методы, организацию учебной работы. Вопрос 8: Определить сущность личностно ориентированного содержания образования, его структуру. Назвать документы, определяющие содержание образования и определить их характерные особенности
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников, чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование. Без научно обоснованного содержания образования трудно рассчитывать на успешное осуществление основной цели современного воспитания— всестороннего и гармонического развития учащихся, ибо в самом этом содержании и его направленности заложены основы формирования растущей личности. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И. Ф.Харламов). Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность следующих компонентов: ♦ системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), ♦ опыта осуществления известных для человека способов деятельности (усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира); ♦ опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности человека к дальнейшему освоению культуры, науки и человеческого общества. (Опыт творческой деятельности предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения. Энциклопедическая ♦ опыта ценностного отношения к миру (определяет направленность Все компоненты содержания образования взаимосвязаны: умения без знании невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или иные эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения. При личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Стандарт отражает общественный идеал (общественный заказ) образования вместе с реальными возможностями системы образования. Государственные образовательные стандарты — это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство. Государственный стандарт определяет: ♦ минимум содержания основных образовательных программ; ♦ максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; ♦ требования к уровню подготовки выпускников. На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов. Учебный план —это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Учебные планы общеобразовательных школ в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. Выделяют следующие виды учебных планов: базисный, типовой (носит рекомендательный характер), учебный план средней школы. Учебный план определяет содержание: а) начального образования (1—4 классы), б) основного (базового) образования (5—10 классы), в) среднего* (полного) образования (11—12 классы). Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности: ♦ полный перечень учебных предметов по годам обучения; ♦ продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой ♦ количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет, неделю, ♦ недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для занятий ♦ итоговое количество учебных часов, финансируемых государством; ♦ периоды производственной практики, лагерных сборов; ♦ продолжительность учебных четвертей и каникул. В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты: ♦ базовый (республиканский); ♦ дифференцированный (национально-региональный); ♦ школьный. Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования. Во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5—6 часов в неделю (в зависимости от класса). В белорусских учебных планах, кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент), есть предметы для выбора самими учащимися. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, (например, по истории Великой Отечественной войны), либо спецкурс, какого нет в базовом компоненте плана. Учебный план содержит и школьный компонент, т. е. некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решением педагогического или методического совета школы. Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы. В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в последние годы нестабильны в том смысле, что почти ежегодно уточняются учебные предметы и количество часов, отводимых на них. В учебных планах белорусских школ больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. По мнению ряда авторов, учебные планы Беларуси в наборе предметов не отражают радикальных перемен в экономической системе страны. Слабо учитывается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание экологический культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой грамотности, воспитании правовой культуры у учащихся. Необходимы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение факультативных Учебных курсов. Учебная программа — нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования. В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы: ♦ Пояснительная записка — в ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. ♦ Содержание образования в виде списка вопросов — по разделам и те ♦ Межпредметные и внутрипредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности. ♦ Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. ♦ Требования к ЗУНам учащихся. В ряде программ предлагаются ♦ Список литературы и др. Виды учебных программ: ♦ Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера., ♦ Рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации. ♦ Личностно-индивидуальные авторские программы, разрабатываемые Традиционно существует два принципа (способа) построения программ: а) линейный —логическое построение материала в беспрерывной последовательности, без возвращения к учебному материалу на следующих, б) концентрический — повторение учебного материала на следующей Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач, методические пособия. Учебники к учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они представляют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Таким образом, содержание образования — важнейший компонент учебного процесса и основное средство достижения цели в образовании. Содержание образования уточняется в учебном предмете, закрепляется в учебных программах, а затем программа обучения развертывается в учебниках.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |