КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2: Раскрыть связь педагогики с другими науками. Описать систему педагогических наук
В процессе развития в педагогике стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины, сложилась целая система педагогических наук. Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадиях своего развития и определенным образом между собой связанных. Исторически первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика, в которой оформились два раздела педагогики — «Дидактика» и «Теория воспитания». В XX в. сложились еще 2 раздела — «Общие основы педагогики» и «Школоведение». В отдельную группу выделяются частные методики — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов. В педагогической литературе выделяется классификация педагогических наук (табл. 1). Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются. К настоящему времени педагогика оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Связь педагогики с другими науками имеет два аспекта: первый — использование педагогикой идей других наук для разработки воспитательных теорий, другой — заимствование другими науками ее отдельных методов и методик исследования. Педагогика находится в тесной взаимосвязи с эстетикой, этикой, философской антропологией, социологией, медициной, психологией, анатомией, физиологией. Таблица 1. Классификация педагогических наук
Методологической основой педагогики является философия, так как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания. В первую очередь педагогика тесным образом взаимосвязана с науками, которые имеют общий с педагогикой объект исследования — воспитание, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их назвал К. Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. Смежные с педагогикой науки условно можно подразделить на 5 больших групп: 1. Базовые — такими для педагогики являются науки: анатомия, физиология, гигиена, психология человека и социология. Без данных, полученных указанными науками, невозможно изучать явления физического К числу базовых, несомненно, относится и уже названная педагогическая антропология. Ее можно охарактеризовать как «человековедение, служащее воспитанию и обучению людей». 2. Естественные науки изучают мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике не 3. Математические и технические науки (математическая статистика, 4. Гуманитарные науки изучают духовный мир человека в различных 5. Науки об искусстве — искусствознание (искусствоведение) со всеми его разделами: литературоведение, музыковедение, киноведение, театроведение и др. — дают богатый материал для педагогических исследований прежде всего по эстетическому воспитанию, формированию у людей эстетических и нравственных ценностей. Таким образом, педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи, теоретические положения, выводы, методы исследования, понятийный аппарат ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука со своим предметом, собственными методами и средствами достижения цели. Известно, что даже экономические отношения в обществе строятся на нравственной основе и, значит, зависят от воспитания людей, т. е. педагогики. Педагогика как наука и практическая дисциплина служит основой профессионального образования для воспитателей разных направлений. Знание педагогики необходимо для разработки многих проблем философии и этики, социологии и психологии, лингвистики и этнографии, истории и литературоведения. Знание педагогики помогает любому культурному человеку грамотно организовать самовоспитание и непрерывное самообразование. Как видим, педагогика как наука и практика проникает в разные сферы жизни и деятельности человека и общества. Идеи различных наук о человеке помогают глубже и всесторонне исследовать сущность и закономерности его личностного развития, а педагогика, в свою очередь, обогащает другие науки. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |