Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличие педагогической технологии




Причины возникновения педагогических технологий.

Этапы становления педагогических технологий.

 

- 40-50-е гг. – технические средства обучения (ТСО), «аудиовизуальные средства»: магнитофоны, проигрыватели, диапроекторы, фильмоскопы.

- 50-60-е гг. – технологический подход, основой которого является идея программированного обучения, средства обратной связи (лингофонные кабинеты, обучающие машины и т.д.).

- 70-е гг. – расширение технологической базы, появление новых учебных дисциплин (информатика); массовое использование новейших технических средств; видеомагнитофоны, электронные доски, доски для письма фломастером.

- 80-е гг. – создание компьютерных и дисплейных классов, использование систем интерактивного видео.

- 90-е гг. – включение в разработку и понятия и самих технологий отечественных ученых (В.П. Беспалько, М.Н. Кларин).

 

 

 

· Необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода.

· Потребность в осуществлении личностно-ориентированного обучения.

· Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний.

· Снижение негативного последствия работы неквалифицированных учителей.

 

 

 

обусловлены спецификой профессиональной деятельности:

§ Сфера педагогической технологии не может быть охарактеризована четким предметным полем,

§ однозначным набором функций.;

§ Операционная (деятельностная) сторона технологии не может быть отделена от личностно-субъектных параметров (тех, кто использует технологию);

§ Субъектность, вариативность, отсроченность результатов не позволяет обеспечивать такой же уровень предсказуемости и гарантированности, как в инженерно-технических областях.

 

 

Педагогическая технология включает:

- Знания теоретические,

- Знания о конкретных способах (процедурах) управления учебно-воспитательным процессом,

- Знания об особенностях развития личности и индивидуальности ребёнка,

- Знания об условиях, в которых протекает учебно-воспритательный процесс.

 

 

· Педагогическая технология

– упорядочения совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого и диагностируемого результата в изменяющихся условиях учебно-воспитательного процесса (Сластёнин).

 

 

Критерии педагогических технологий:

 

Ø Наличие чётко и диагностично заданной цели, т.е. корректно-измеримого представления понятий, операций, деятельности как результатов деятельности студентов, способов диагностики этой цели.

Ø Представление изучаемого содержания в виде системы задач (познавательных и практических), ориентировочной основы и способов их решения.

Ø Наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определённых этапов усвоения темы.

Ø Указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе, а также их взаимодействия с информационной техникой (компьютером, видеомагнитофоном).

Ø Мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и студента, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл).

Ø Указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил.

Ø Применение в учебном процессе новейших средств и способов переработки информации.

 

 

Классификации педагогических технологий

 

1. Дидактические и воспитательные.

2. Традиционные (описанные в литературе и широко использующиеся) и нетрадиционные (например, парацентрическая, решение изобретательских задач).

3. Общепедагогические (для множества предметов) и частнопредметные (для отдельных предметов).

4. Репродуктивные (создание опорных конспектов) и продуктивные.

5. Диалоговые (коллективный способ обучения (КСО), коллективные творческие дела (КТД)), игротехнологии (имитационная игра, опорный конспект (использование символов)), исследовательские (кейс-технология, проблемное обучение).

 

 

Изучить самостоятельно

Методы обучения (термины: метод обучения, соотношение понятий «метод» и «приём», классификации методов (по источнику знаний, по характеру решаемых дидактических задач, по характер и видам познавательной деятельности, с точки зрения комплексного подхода, бинарная классификация))

 

 


Контрольно-оценочная деятельность преподавателя

 

 

Диагностикаэто прояснение всех обстоятельств протекания учебно-воспитательного процесса, точное определение его результата.

 

Без диагностики невозможно управление дидактическим процессом, т.к. диагностика рассматривает результаты процесса обучения в соответствии со средствами, путями, способами их достижения; выявляет динамику формирования продуктов (результатов), тенденции их формирования.

 

Диагностируют:

 

1. Обучаемость

2. Обученность – достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной дидактической цели.

 

С этой точки зрения целью дидактической диагностики является своевременное выделение, оценивание и анализ особенностей и условий учебного процесса. Составными частями диагностики являются контроль и оценка.

 

Контрольруководство и управление учебной деятельностью обучающихся, реализующее принцип обратной связи в процессе обучения.

 

Назначение контроля:

a. Установление обратной учителем и обучающимся (внешняя обратная связь).

b. Получение педагогом объективной информации о степени усвоения обучающимся дидактического материала.

c. Своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях, умениях, навыках, компетенциях.

 

Контроль включает в себя 2 самостоятельные части:

1. Проверка (выявление и измерение чего-то).

i. Связана с измерением уровня и качества обученности.

ii. Связана с определением и установлением объёма учебного труда.

2. Учёт (фиксация и сохранение данных).

 

 

Функции контроля:

- Функция обучающая,

- Функция развивающая,

- Функция воспитательная,

- Мотивационная,

- Корректирующая,

 

Принципы организации педагогического контроля (диагностики):

· Объективность. Проявляется в:

- В научно обоснованном содержании диагностических материалов, заданий, вопросов.

- Ровном, дружеском отношении учителя ко всем обучающимся.

- Точном, объективном установлении критериев оценки знаний, умений и навыков (и неизменности этих критериев).

· Систематичность. Проявляется в:

- Необходимости проведения контроля на всех этапах дидактического контроля.

- Регулярном диагностировании всех обучающихся.

- Необходимости контролировать так часто, чтобы надёжно проверить всё то, что надлежит усвоить.

- Комплексности проверки и оценки

· Наглядность. Проявляется в:

- Открытости испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

- Оглашении оценок и их мотивации.

- Объявлении результатов диагностических срезов, обсуждении их анализ с участием заинтересованных сторон (соблюдение этики).

 

 

Типы контроля:

1) Контроль преподавателя (внешняя связь),

2) Самоконтроль (внутренняя связь),

3) Взаимоконтроль

 

 

Виды контроля:

1. Входной контроль,

2. Текущий контроль,

3. Тематический контроль,

4. Рубежный контроль (по итогам семестра/триместра),

5. Итоговый контроль (экзамен, зачёт, собеседование, тестирование и т.д.).

 

 

Методы контроля (способы диагностической деятельности, обеспечивающей обратную связь). Группы методов:

I. Методы устной проверки (опрос, беседа, ответы на вопросы и др.),

II. Методы письменной проверки (контрольная работа, решение задач, диктант и т.д.),

III. Методы графической проверки (рисунок, контурная карта, графики, схемы, таблицы и т.д.),

IV. Методы практической проверки,

V. Методы программированной проверки (машинные тесты и т.д.).

 

Оценка.

Различают оценивание как процесс и оценку как результат.

 

Оценка – мера, которая показывает соотношение знаний обучающегося с нормами (которые определены документами). Оценка является показателем готовности индивида к переходу на другую ступень обучения или новому виду деятельности.

Оценка – средство социального утверждения, показатель продвижения и успехов человека.

 

 

Формы оценки деятельности ученика многообразны.

v Словесное обозначение (оценочные суждения: молодец, работай лучше и др.).

v Отметки (знак, символ, балл, цифра и т.д.). Шкалы: пятибалльная и др.

 

 

Так как педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, проблема оценки чрезвычайно актуальна.

Выделяют две тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении оценки:

A. Усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной) системы обучения;

B. Перестройка процесса обучения и оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе (формирование ключевых компетенций).

 

 

Ошибки в оценивании (на основе использования оценочной шкалы):

· Строгость в оценке. Причины:

- Завышенные требования,

- Стремление мотивировать ученика работать на пределе его возможностей,

- Боязнь ответственности за то, что в другом месте ученик может показать более низкие учебные результаты.

· Мягкость в оценке. Причины:

- Стремление сохранить хорошие отношения с учениками,

- Чувство неуверенности в своем профессионализме,

- Желание представить положение дел как благополучное,

- Нелюбовь к сообщению плохих новостей.

· Усреднение оценки (центризм). Сущность этой ошибки заключается в тенденции выставлять каждому ученику оценку в середине диапазона, избегая крайних значений. Причины:

- Нежелание обидеть учеников,

- Желание казаться великодушным,

- Недостаток информации о деятельности учащегося,

- Ориентация на «безопасный» балл.

 

 

Аутентичное оценивание.

Во многом равнозначно дефинициям «настоящее, истинное, подлинное, верное» оценивание.

Практикоориентированное обучение делает актуальным использование «альтернативных» методов оценивания: экзамены в форме эссе, исследовательские проекты, портфолио, устные презентации, дебаты и др.

 

Технология портфолио

как метода оценивания.

 

Портфолио предложен в конце 80-х годов американскими педагогами как альтернативный вариант проверки знаний, умений, навыков.

Является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания».

 

Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяемый в практико-ориентированном обучении: ученик ставится в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни.

 

Портфолио – это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.

Портфолио – коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определённой области.

Достижение – это результат деятельности, имеющий положительную динамику. Признаками достижения являются: результативность образовательной деятельности, динамика относительно эталона или самого себя, социально-одобряемый характер достижения, положительная эмоциональная удовлетворённость.

 

Портфолио – целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или областях.

Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая демонстрирует приобретённый опыт и достижения учащихся.

 

Функции портфолио:

· Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени;

· Целеполагания – поддерживает учебные цели;

· Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;

· Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

· Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ

· Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Виды портфолио:

 

1) В зависимости от цели:

a. Портфолио-собственность (собирается для себя),

b. Портфолио-отчёт (собирается для преподавателя).

2) В зависимости от содержания:

a. Портфолио достижений (документов). Включает в себя результаты работы ученика по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами;

b. Рефлексивный портфолио включает в себя материалы:

- По оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы;

- По анализу особенностей работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.

c. Проблемно-ориентированный портфолио включает все материалы, отражающие цели, прогресс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;

d. Портфолио для развития навыков мышления. Включает материалы, отражающие процесс обучения работе на уровен анализа – синтеза оценивания;

e. Тематический портфолио. Включает в себя материалы, отражающие работу ученика в рамках той или иной темы или модуля.

3) Выделяемые в педагогической литературе:

a. Портфолио документации («рабочий» портфолио, портфолио достижений). Показывает развитие и рост в обучении учеников, представленный работами и идентифицированными (документированными) результатами, собранными на протяжении всего периода. Может включать все – от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата (документы о получении гранда, сертификаты об участии в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д., сертификаты о прохождении обучения (иностранный язык)).

b. Портфолио процесса. Особенно полезен при изучении документации полного процесса обучения. Показывает объединение учеником определённых знаний или навыков, развитие этих навыков. Позволяет ученикам рефлексировать процесс обучения.

c. Портфолио работ («зачётная книжка», «ведомость»). Чаще всего могут быть собраны заслуживающие внимания виды работ (разработанная программа, разработанный мной тест, стихи, сочинения, презентации и т.д.).

d. Портфолио отзывов. Отзывы на творческие работы, экспертные оценки, рекомендации, характеристики.

e. Комбинированный портфолио (смешанный).

 

 

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определённым образом.

Крупные блоки материалов называются разделы, внутри них выделяют рубрики.

Количество разделов и рубрик (а также их тематика) может быть различным и определяется в каждом отдельном случае.

 

Общепринятой и чаще всего использующейся является структура, включающая следующие разделы:

 

§ Портрет. Автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом. Это может быть эссе, синквейн, фотография, самопрезентация, автобиография (в свободной форме), жизненные планы, результаты тестирования и т.д.

§ Коллектор. Раздел, содержащий любую информации. Которую ученик собирает в соответствии с темой портфолио (словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информационные матиралы, полученный от преподавателя и т.д.) – всё, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности ученика – автора портфолио. «Коллектор» – это своего рода «копилка» материаов и информации, часть из которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть может перейти в портфолио по следующим темам.

§ Рабочие материалы. Включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.), тексты сообщений и докладов; различные творческие работы; выполненные контрольные и самостоятельные работы; материалы по проектной деятельности ученика и т.д. Это копилка различного рода заданий, выполненных автором в процессе работы над портфолио.

§ Мои достижения. Является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении (наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы преподавателей и учеников о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д.). Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором ученик поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

 

 

Части портфолио.

 

ð Обязательная часть. Может иметь различное наполнение и включать как одинаковые для всех, так и альтернативные задания и формы работы.

В любом случае обязательная часть заключает в себе информацию задания, обеспечивающие достижение образовательного стандарта по предмету.

ð Вариативная часть. Предполагает расширенный или углублённый уровень освоения модуля (или курса) и рассчитана на высокую познавательную активность учеников. Наряду с заданиями повышенной сложности, могут быть предложены работы творческого характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые ученик предлагает сам.

ð Блок самооценки. Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности. Процедура самооценки включает:

- Разработку преподавателем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними учеников;

- Создание необходимого психологического настроя учеников на анализ собственных результатов;

- Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания ученикам известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;

- Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

 

 

Варианты использования портфолио в вузе:

 

§ Оценка учебных успехов студентов с одной стороны. В этом случае портфолио служит «как инструмент оценки компетенций… Критерии оценки:

o Наличие обязательных рубрик и выводов;

o Использоание исследовательских методов работы;

o Проективный характер портфолио;

o «Личностная привязка» содержания;

o Качество оформления»

o Анализ полезности портфолио для самого студента.

§ Оценка готовности к профессиональной деятельности с другой стороны.

 

 

Достоинства портфолио:

v Может быть использовано для просмотра обучения и развития студента в продольном срезе (динамике).

v Дает возможность оценить различные компоненты учебного плана (напрмиер, письменные навыки, способность анализировать)

v Образцы из портфолио в большей степени, чем результаты тесто отражают способности студентов.

v Экономия усилий и времени студентов, поскольку отпадает необходимость дополнительных временных затрат на организацию оценивания.


 

Воспитание.

 

Педагогика рассматривает воспитание в двух аспектах (смыслах): широком и узком.

 

В широком смысле воспитание понимается как общественно-исторический процесс передачи накопленных обществом знаний, умений, навыков взаимодействия с другими людьми, приобщения личности к культуре, осуществляемый всеми социальными институтами (семья, СМИ, государство и др.).

В этом значении воспитание включает в себя процессы образования, обучения и воспитания в узком смысле слова.

 

Существуют разные трактовки того, чем является воспитание в узком смысле слова.

В традиционном понимании Воспитание – это организованное, целенаправленное руководство развитием, формированием личности в соответствии с целями, поставленными обществом.

Воспитание (Подласый) – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанника, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.

 

 

Особенности процесса воспитания.

 

1. Целенаправленность. Общая цель воспитания (в идеале) должна быть понятна конкретному человеку.

2. Многофакторность. На эффективность процесса оказывают влияние и объективные и субъективные факторы. Наиболее важные факторы: наследственность, среда (все их виды), воспитание и др.

3. Деятельность воспитателя, осуществляющего процесс, обусловлена:

a. Закономерностями воспитания

b. Личностными особенностями воспитанника.

4. Отсроченность результатов воспитания во времени.

5. В воспитании личность воспитанника одновременно испытывает влияние множества разнохарактерных воздействий и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт.

6. Воспитательный процесс длителен. Он продолжается практически всю жизнь человека.

7. Непрерывный процесс.

8. Необходимость взаимодействия систематического и динамичного воспитателя и воспитанника.

9. Комплексность. Единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания.

10. Вариативность (неоднозначность) результатов. В одних и тех же условиях, ситуациях, результаты могут существенно различаться. Это обусловлено:

a. Индивидуальными различиями воспитанников,

b. Социальным опытом человека,

c. Отношением к воспитанию,

d. Уровнем профессионализма (подготовки, мастерства) педагога.

11. Двусторонность (бинарность).

12. Диалектичность. Подвижность процесса обусловлена противоречиями внешними и внутренними. Внутренние это противоречия между возникающими у человека потребностями и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между требованиями семьи и школы; противоречия в информации (содержание историческое, политическое); противоречие между словом и делом.

 

 

Содержание воспитания.

 

– это система знаний, убеждений, взглядов, черт и качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми может и должен обладать человек в соответствии с требованиями общества.

 

Содержание воспитания строится на основании следующих идей:

 

· Реализм цели воспитания. Сейчас это – гармонически развитая личность.

· Совместная деятельность детей и взрослых.

· Самоопределение. Воспитание должно ему содействовать.

· Личностная направленность воспитания. В центре процесса – человек.

· Добровольность. С учетом добровольности воспитательная деятельность может строиться на интересе, романтике, на чувстве товарищества, на стремлении к саморазвитию, творчеству.

· Коллективистская направленность воспитания. Обновление содержания воспитания происходит через 3 позиции:

- Отказа от нивелирования (усреднения) личности и перехода к разносторонности личности;

- От заучивания догм к познанию мира, критичности этого познания, разнообразным формам этого познания;

- От авторитарности к гуманности и сотрудничеству.

 

 

Важно, чтобы в процессе воспитания человек был подготовлен к выполнению 3-х важнейших ролей:

Ø Семьянин (ответственный, добропорядочный и т.д.),

Ø Труженика (самостоятельный, исполнительный и т.д.),

Ø Гражданина (патриотичный, добропорядочный, толерантный и т.д.).

 

 

Общие закономерности воспитания. Эффективность воспитания зависит от:

v Сложившихся воспитательных отношений.

v От соответствия цели и организации действий, позволяющих эту цель достигнуть.

v От соответствия социальной практики и направленности, содержания воспитательного воздействия на человека.

v От совокупности действия разнообразных факторов, субъективных и объективных.

v От интенсивности воспитания и самовоспитания. Для успеха самовоспитания важно:

o воспитанник должен правильно оценивать себя,

o должен обладать определённым уровнем силы воли.

v От активности участников воспитательного процесса, их взаимодействий.

v От эффективности сопутствующих процессов (процессов обучения и развития).

v От качества воспитательного воздействия.

v От интенсивности и качества взаимоотношений общения между воспитанниками.

 

 

Закономерности воспитания обуславливают принципы воспитания.

 

1) Связь воспитания с жизнью и социальной практикой.

2) Комплексный подход к воспитанию.

3) Уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью.

4) Опора на положительное в человеке (антропоцентризм)

5) Учёт возрастных и индивидуальных особенностей (природосообразность).

6) Преемственность и систематичность процесса.

7) Единство педагогических требований семьи, школы и др.

 

 

Концепции воспитания.

 

1) Системное построение процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова).

2) Системно-ролевая теория формирования личности (Толончук).

3) Формирование образа жизни достойного человека (Щуркова).

4) Воспитание ребёнка как человека культуры (Е.В. Бондаревская).

5) Концепция педагогической поддержки ребёнка (А.С. Газман).

6) Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).

 

Подходы к воспитаниию:

 

§ Системный подход,

§ Деятельностный подход,

§ Личностно-ориентированный подход,

§ Синергетический.

 

Этапы воспитательного процесса

 

Знание этапов может помочь воспитателю

1. Определить уровень и степень сформированности того или иного качества,

2. Лучше спланировать воспитательную работу.

 

Традиционно выделяют 4 этапа.

 

I. Начальный этап. Происходит ознакомление учащихся с общими нормами, правилами, требованиями. Работа может быть организована с помощью объяснения (как, почему, зачем), рассказа (где качества могут проявиться), с помощью показа на практике. Источники такой информации: литературные источники, пример других людей.

II. Этап формирования отношений к нормам и правилам поведения. Понимание необходимости усвоения этих норм и правил. Формирование оценки (через проживание): правильно, справедливо и т.д. Это можно сделать с помощью создания ситуаций, рассуждений с человеком, подбор информации, которая позволит человеку испытать чувства.

III. Этап формирования взглядов и убеждений. Взгляды – потенциальная готовность человека к действию; они предполагают выработку мнения человека по какому-то поводу, оценку. Убеждение – твёрдые, основанные на определённых принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к действию. Формирование взглядов и убеждений возможно через создание опыта правильного поведения (с помощью упражнений, поручений, которые могут быть предоставлены в создании для человека ситуаций, требующих от человека проявления мнения, позиций, проявления действий.

IV. Формирование общей направленности личности. Привычка правильного поведения становится нормой жизни. С помощью многократного упражнения, повторения

 

 

Основные направления воспитания

 

Ø Умственное воспитание. Формирование интеллектуальной культуры, мышления, мировоззрения, интеллектуальной свободы личности.

Ø Нравственное воспитание. Нравственные отношения, способность к их совершенствованию, способность поступать в соответствии с учётом общественных норм и требований, прочной системы привычного, морального поведения, воспитание эстетическое (выработка и совершенствование способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни, искусстве.

Ø Трудовое воспитание. Общетрудовые умения и способности, готовность к труду (прежде всего психологической), формирование отношения к труду и его продуктам.

Ø Гражданское воспитание.

Ø Половое воспитание.

Ø Экономическое воспитание.

Ø Экологическое воспитание.

 

 

Методы воспитания

 

Это способы совместной деятельности воспитателя и воспитанника, направленные на решение задач, развитие у него качеств личности, формирование у него взглядов, убеждений.

В педагогическом процессе методы воспитания могут включать в себя элементы (части), которые называются приёмами.

 

Классификация методов воспитания:

 

A. Воздействие на сознание человека.

1. Убеждение

2. Рассказ,

3. Этическая беседа,

4. Объяснение

5. Диспут

6. Пример

B. Методы организации деятельности и формирование опыта поведения

1. Педагогическое требование

2. Упражнение

3. Поручение

4. Приучение

5. Метод воспитывающих ситуаций

C. Стимулирование

1. Игра

2. Поощрение

3. Наказание

 

 

Условие выбора воспитателем метода воспитания

 

- Цели и задачи, которые ставятся в воспитании;

- Уровень сформированности качеств (коллектива);

- Гендерные особенности (индивидуальные, возрастные);

- Условия воспитания: материальные, санитарно-гигиенические, психологические (климат);

- Средства воспитания;

- Время;

- Педагогическая квалификация.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.