Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акмеограмма педагога-инноватора




 

Центральной фигурой инновационно-педагогической деятельности является педагог-инноватор, который может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Педагог-инноватор – это учитель, стремящийся к максимальной творческой самореализации, усматривающий противоречия в функционировании, развитии системы образования и создающий на этой основе свои оригинальные способы или даже системы обучения, воспитания, контроля и др. (В.И. Андреев)

Инновационная деятельность немыслима без развития педагогом своего профессионального мастерства, достижения пика своей профессионально-творческой зрелости. Все это является предметом исследования такой научной отрасли, как акмеология. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым и развиты А.А. Бодалевым и другими. В России проблемы акмеологии исследует научная школа Н.В. Кузьминой. В Беларуси проблемами акмеологии занимаются Я.Л. Коломинский?, Н.В. Кухарев и др. Важнейшая задача акмеологии – разработка методического инструментария, способствующего созданию условий для максимального развития людьми в процессе профессиональной деятельности своих социально значимых и творческих качеств.

Представление о совокупности качеств, необходимых педагогу-инноватору, можно получить на основе акмеограммыкомплекса характеристик уровня знаний, умений, личностных качеств специалиста, обусловливающих достижение им высшего уровня профессионального мастерства. Рассмотрим акмеограмму педагога-инноватора (см. таблицу 32).

Схема 32

  Акмеограмма педагога-инноватора
Объективные характеристики Субъективные характеристики
Позиции Знания Умения Индивидуальные Профессиональные Акмеологические
▫ проблематизатор ▫ исследователь ▫ аксиолог ▫ методолог - проектировщик ▫ конструктор ▫ программист ▫ управленец ▫ экспериментатор ▫ писатель ▫ научные факты ▫ научные понятия ▫ эмпирические законы ▫ гипотезы и идеи ▫ научные принципы ▫ научные теории и концепции ▫ методы исследовательской деятельности ▫ действовать в условиях неопределенности ▫ находить нестандартные решения проблем ▫ создавать личные концепции обучения и воспитания ▫ внедрять новшества   ▫ настойчив ▫ импульсивен ▫ самостоятелен ▫ независим ▫ активен ▫ доминантен ▫ радикален ▫ экспансивен ▫ уверен в себе ▫ чувство лично го достоинства ▫ бескомпромиссность ▫ интеллигентность ▫ способность к саморазвитию ▫ точен ▫ объективен ▫ способен к самореализации ▫ сосредоточен ▫ динамичен ▫ инициативен ▫ способен к теоретическому мышлению ▫ высокая приспособляемость к реальной обстановке ▫ аналитичен ▫ высокая внутренняя мобильность ▫ критичен ▫ адаптивен ▫ оригинальность в замыслах ▫ спонтанность в действиях ▫ способность к выработке идей и концепций ▫ склонен к экспериментированию ▫ творческая рефлексия
             

Перечисленные характеристики педагога-инноватора являются своеобразными показателями эффективности его профессиональной деятельности.

Также существуют различные классификации педагогов-инноваторов. По характеру инновационной деятельности выделяют создателей и реализаторов. Первые являются авторами новшеств. Вторые организуют процесс его освоения. По выполняемым функциям выделяются следующие типы инноваторов:

  • антрепренер (руководитель, поддерживающий и продвигающий идеи);
  • генератор идей (выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы;
  • привратник (улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт;
  • модератор идей (критик новой научной информации);
  • аниматор идей (подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей).

В инновационном процессе также важна позиция руководителя учреждения, в котором реализуется новшество. По отношению к инновационному процессу выделяют пять типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый. Оптимальным является прогрессивный тип, который характеризуется постоянным поиском и поддержкой новых идей, глубоко продумывает и анализирует инициативные предложения, тщательно рассчитывает варианты, предвидит возможные результаты.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое «нововведение»? Какова структура идеальной педагогической инновации?

2. Охарактеризуйте реальные формы инновирования образования.

3. Раскройте сущность понятий «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор», «акмеограмма».

3. Что представляет собой среда нововведения?

4. Охарактеризуйте инновационную деятельность как тип, ее структуру и этапы.

5. Осуществите классификацию типов и видов педагогических инноваций.

6. Приведите примеры инноваций, отражающих прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе.

7. Назовите объективные и субъективные характеристики, представленные в акмеограмме педагога-инноватора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.