КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
Нововведение как процесс обладает внутренней логикой. Оно раскрывается от идеи новшества до его использования потребителем с учетом специфики взаимодействия между участниками процесса, который и называется инновационным процессом. Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Содержанием управляемого инновационного процесса являются сферы педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации и рефлексии педагогического нововведения. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Инновационная педагогическая деятельность – это деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез (О.И. Тавгень, А.И. Добриневская). Понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность (по В.И. Слободчикову). Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. В структуре инновационной деятельности В.И. Слободчиков выделяет экспериментальную педагогическую деятельность; внедренческую педагогическую деятельность; новационную (новаторскую) педагогическую деятельность. Инновационная деятельность как тип приводит к идеальному нововведению поэтому она также является деятельностью идеальной, канонической, инновационной. Инновационная деятельность как тип является проблемно-ориентированной деятельностью, особой формой активности инноватора, направленной на решение проблем, связанных с преобразованием нормативно одобренных предписаний, приводящим к повышению качества и эффективности различных сфер школы. Выделены носители и формы инновационно-педагогической деятельности (см. таблицу 29). Таблица 29
С научной точки зрения понятие «инновационная деятельность» имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты: 1) инноватор (профессиональные и личностные качества); 2) среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности); 3) нормативная база (основа инновационной деятельности); 4) средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество); 5) сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлексия нововведения); 6) педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором); 7) педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленные литературно). В качестве инноваторов могут выступать различные субъекты: ученые, учителя, организации, педагогические общества, институты, университеты, министерство образования. Инновационная деятельность имеет поэтапный характер (см. таблицу 30). Таблица 30
Таким образом, содержание и структура инновационной педагогической деятельности наиболее полно отражают завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отрефлексированный в педагогическом произведении.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |