Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип




Нововведение как процесс обладает внутренней логикой. Оно раскрывается от идеи новшества до его использования потребителем с учетом специфики взаимодействия между участниками процесса, который и называется инновационным процессом. Инновационные процессы в системе образованияуправляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Содержанием управляемого инновационного процесса являются сферы педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации и рефлексии педагогического нововведения.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.

Инновационная педагогическая деятельность – это деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез (О.И. Тавгень, А.И. Добриневская). Понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность (по В.И. Слободчикову). Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. В структуре инновационной деятельности В.И. Слободчиков выделяет экспериментальную педагогическую деятельность; внедренческую педагогическую деятельность; новационную (новаторскую) педагогическую деятельность.

Инновационная деятельность как тип приводит к идеальному нововведению поэтому она также является деятельностью идеальной, канонической, инновационной. Инновационная деятельность как тип является проблемно-ориентированной деятельностью, особой формой активности инноватора, направленной на решение проблем, связанных с преобразованием нормативно одобренных предписаний, приводящим к повышению качества и эффективности различных сфер школы. Выделены носители и формы инновационно-педагогической деятельности (см. таблицу 29).

Таблица 29

Носители инновационно-педагогической деятельности Формы инновационно-педагогической деятельности
Ученые, учителя Непосредственная
Школа, гимназия, вуз и др. Организованная
Министерства, НИИ, объединения Институционализированная

 

С научной точки зрения понятие «инновационная деятельность» имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:

1) инноватор (профессиональные и личностные качества);

2) среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности);

3) нормативная база (основа инновационной деятельности);

4) средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество);

5) сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлексия нововведения);

6) педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором);

7) педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленные литературно).

В качестве инноваторов могут выступать различные субъекты: ученые, учителя, организации, педагогические общества, институты, университеты, министерство образования. Инновационная деятельность имеет поэтапный характер (см. таблицу 30).

Таблица 30

Название этапов инновационной педагогической деятельности Содержание этапов
1. Педагогический поиск
Подготовительный этап 1-аналитико-оценочная деятельность 2-поисково-информационная деятельность 3-формулировка инновационной проблемы
Диагностический этап 1-предварительная оценкаэффективности нововведения (на основе критериев)
2. Создание новшества
Проектировочный этап 1-модельно-проектировочная деятельность 2-нормативно-конструктивная деятельность 3-инновационное предложение 4-дидактические предписания и результаты их апробации
3. Реализация новшества
Практический этап 1-разработка программы внедрения нововведения
Внедренческий этап 1-реализация программы внедрения нововведения 2-организационно-управленческая деятельность 3-результаты реализации программы внедрения нововведения
4. Рефлексия новшества
Обобщающий этап 1-экспериментально-оценочная деятельность 2-оформительско-трансляционная деятельность 2-уточнение критериев оценки нововведения 4-педагогическое произведение

Таким образом, содержание и структура инновационной педагогической деятельности наиболее полно отражают завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отрефлексированный в педагогическом произведении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.