Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В образовании




Тема 1.27. Направленность развития инновационной деятельности

Народная мудрость

Глоссарий

· Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

· Авторитаризм – стратегия самоутверждения личности, отражающая ее стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую ступень в структуре власти.

· Доминантность – умение влиять на подчиненных, склонять их к принятию определенной позиции.

· Сотрудничество – разумное решение профессиональных ситуаций с учетом обоснованных интересов участвующих сторон.

· Педагогическая диагностика подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

· Тестология – теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных измерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

 

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях (К.Д Ушинский)

Видеть легко, трудно предвидеть (Б. Франклин).

Без диагностики учитель бессилен помочь ребенку. Его педагогическое влияние становится малоэффективным (И.П. Подласый)

Умение специалиста при принятии решений опираться на данные педагогической диагностики является одним из важнейших показателей культуры педагогического труда (П.Е. Решетников)

 

Ø Добры быў чалавек, або начальнікам паставілі (бел.).

Ø Не место красит человека, а человек – место (рус.).

Ø Сказано - сделано (рус.).

Ø Ум хорошо, а два лучше (рус.).

Ø Ученого учить – только портить (рус.).

Ø Чужая душа – потемки (рус.).

 

 

Инновации сами по себе не возникают,

они являются результатом научных поисков, передового педагогического

опыта отдельных учителей и целых коллективов.

В.А. Сластенин

 

Требования к компетентности по теме:

· знать и уметь раскрывать сущность понятий «нововведение», «идеальная педагогическая инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор»;

· знать и уметь характеризовать формы инновирования в образовании, этапы инновационной педагогической деятельности;

· понимать и уметь характеризовать виды педагогических инноваций, раскрывать прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования;

· знать и уметь обосновывать основные компоненты акмеограммы педагога-инноватора.

 

Основные вопросы:

1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования.

2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип.

3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования.

4. Акмеограмма педагога-инноватора.

 

Понятия темы: нововведение, идеальная педагогическая инновация, формы инновирования образования, инновационный процесс, инновационная деятельность, педагог-инноватор.

 

Рекомендуемая литература

 

1 Еленский, Н.Г. Инновационная и экспериментальная деятельность / Н.Г. Еленский // Адукацыя i выхаванне. – 2007. – № 6. – С. 31–34.

2 Запрудский, Н.И. Управление инновациями в общеобразовательной школе / Н.И. Запрудский // Эффективный школьный менеджмент: пособие для директоров школ / под ред. О. И. Тавгеня, Н. И. Запрудского, Н. Н. Кошель. – Минск: Тонпик, 2006. – С. 273–311.

3 Тавгень, О.И. Инновационная политика и инновационная практика в образовании / О.И. Тавгень, А.И. Добриневская // Кiраванне ў адукацыi. –2005. – № 3. – С. 8–16.

4 Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

5 Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И. И. Цыркун. — Минск: Тэхналогія, 2000. – 326 с.

 

  1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования

На современном этапе право и возможность каждого преподавателя, учителя-предметника творить, искать, обновлять содержание и методику обучения, вести научно-теоретические и опытно-экспериментальные исследования закреплены в официальных документах, касающихся системы образования, одним из которых является Концепция инновационной политики Республики Беларусь (год?). Исходя из этого, особое внимание в рамках обозначенной проблемы следует уделить рассмотрению сущности и структуры как непосредственно педагогической инновации, так и инновационной деятельности учителя.

Проблемами инноваций занимается сегодня отдельная область науки – инноватика. Основным понятием инноватики является нововведение, которое рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей. Одновременно это есть процесс сопряженных с введением данного новшества изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл (Н.И. Лапин).

В настоящее время в науке существуют различные подходы к определению понятия «нововведение». Данный термин трактуется как новая идея, воплощенная в материальное средство в процессе человеческой деятельности (А.Г. Кругликов); как новый способ по решению проблем, конкретная организация деятельности (В.С. Дудченко); как новшество, изменение в технике и технологии, приводящее к прогрессивному изменению в характеристике жизнедеятельности (Ю.Л. Неймер).

Установлено, что наиболее целесообразным является подход к нововведению как изменению, касающемуся способа деятельности и среды нововведения. При этом среда нововведения представляет собой учреждение, организацию, к которой относится изучаемое нововведение с учетом различных параметров: потребности в нововведении; наличия ресурсов, интересов и мотивов, ценностей и традиций, квалификации и трудовых навыков.

Основными характеристиками нововведения являются (по И.И. Цыркуну):

· относительные преимущества (степень превосходства);

· совместимость (степень соответствия соответствующей системе ценностей);

· сложность (степень простоты и легкости для понимания, использования или приспособления к нему);

· простота апробации (апробация в ограниченных масштабах);

· коммуникативность (возможность его распространения).

Инновацию следует рассматривать как целенаправленное изменение, внесение чего-то нового, повышение эффективности. Инновации в образовании – это основа развития системы образования, учебного заведения, каждого участника педагогического взаимодействия. Наиболее адекватной моделью нововведения в образовании является проблемно-ориентированный процесс, в структуре которого выделяются следующие компоненты (сферы): научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Наличие этих компонентов обеспечивает целостность нововведения.

Таким образом, идеальная педагогическая инновация представляет собой целостный проблемно-ориентированный процесс сопряженных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих (педагогических предписаний) и среды нововведения (средств и условий образования), что приводит к повышению качества и эффективности образования. Элементами модели идеальной педагогической инновации выступают: известное знание, опыт, проблемная ситуация, научная проблема, альтернативные и рабочие гипотезы, само открытие и его реализация посредством проекта, конструкции, апробации и рефлексии.

Реальные формы инновирования образования (см. схему 93) предполагают преобразование педагогической действительности.

 

Схема 93

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.