Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап первый: подготовка




Основополагающее значение для успешной реализации профам-мы реорганизации и обеспечения на практике ее эффективности име­ют мобилизация работников, которые будут ее осуществлять, их ор­ганизация и заинтересованность. Необходимо учитывать, что реор­ганизация предприятия является процессом не только организаци­онно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы раз­личных групп — собственников, руководителей и работников раз­ных уровней.

Результатами работ на данном этапе должны стать: разработка для всей организации своеобразного «мандата на реорганизацию», вклю­чающего организационную структуру, положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, и ее состав, план намечаемых мер. Ключевые вопросы, на которые необходимо отве­тить на данном этапе, сводятся к следующему:

1.Каковы задачи и ожидаемые результаты деятельности высших
руководителей организации по данному проекту? Какова степень их
вовлеченности в разработку проекта?

2.Каковы цели данного проекта в целом? Каким путем следует
их достигать без нанесения организации сколько-нибудь заметного
ущерба?

3.Кто должен быть включен в группу по реорганизации? Каким
должен быть набор квалификационных и профессиональных знаний,
навыков и опыта для членов группы?

4.Какие необходимые качества членов группы отсутствуют у со­трудников организации? Каким образом их можно восполнить -
за счет дополнительной подготовки сотрудников или привлечения
специалистов со стороны?

5.Какие специфические навыки реорганизации должны приоб­рести члены группы?

6.По каким вопросам следует обратиться ко всем работникам ор­ганизации для получения их поддержки и доверия?

В табл. 6.2 приводятся некоторые способы преодоления сопро­тивления организационным изменениям, приводимые в литературе по управлению и базирующиеся на опыте предприятий разных форм собственности, занимающихся различными видами деятельности.

Таблица 6.2

Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям

 

Меры Предпосылки применения Преимущества Недостатки
Обучение и предос­тавление инфор­мации Недостаток информации, недостоверная информа­ция или ее неправильная интерпретация При убежденности сотруд­ников в необходимости ме­роприятия они активно участвуют в преобразова­ниях Требует очень много вре­мени, если надо охватить большое число сотруд­ников
Привлечение к участию в проекте Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполага­емого сопротивления им Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют полезную информацию для планирования Требует очень много вре­мени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений
Стимулирование и поддержка Сопротивление в связи со сложностью индиви­дуальной адаптации к от­дельным изменениям Предоставление помощи при адаптации и учет ин­дивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения Требует много времени, а также крупных расхо­дов, что может привести к неудаче проекта
Переговоры и соглашения Сопротивление групп в руководстве предприя­тия, опасающихся поте­рять свои привилегии в результате изменений Предоставление стимулов в обмен на поддержку мо­жет оказаться относитель­но простым способом пре­одоления сопротивления Часто требует больших расходов и может выз­вать претензии у других групп
Кадровые переста­новки и назначения Несостоятельность других «тактик» влияния или не­допустимо высокие зат­раты по ним Сопротивление относи­тельно быстро преодоле­вается, не требуя высоких затрат Угроза будущим проек­там из-за недоверия сотрудников, интересы которых затрагиваются этими проектами
Скрытые и явные меры принуждения Острый дефицит времени или отсутствие соответст­вующей властной базы у инициаторов изменений Угроза санкций заглушает сопротивление, делает воз­можной скорую реализа­цию проекта Связано с риском, порож­дает стойкую озлоблен­ность по отношению к инициаторам, пассив­ное сопротивление воз­можной переориентации проекта

 

Необходимость в реорганизации обычно обнаруживается как ре­зультат изменений рыночных, технологических условий внешней сре­ды предприятия. Под влиянием этих изменений его высшее руковод­ство приходит к выводу о необходимости принять соответствующие меры — осуществить реорганизацию. Для поддержки проекта реорга­низации оно привлекает сторонников этой идеи. На совещаниях в обсуждении данного вопроса участвуют представители собственни­ков и высшие руководители организации. Их задача - обучить про­ектную управленческую группу методологии, которую предстоит ис­пользовать при реорганизации; обеспечить руководство проектом и его поддержку; выявить вопросы, которые необходимо решить; при­влечь на свою сторону акционеров; поставить цели и наметить при­оритеты по проекту. Формируется группа по реорганизации, разра­батывается положение о ней. Указанная группа получает всю необ­ходимую информацию для выполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, намеченная руководством, определяется структура работ, анализируется практика проведения подобных ре­организаций и, наконец, распределяется ответственность за выпол­нение проекта.

Как показывает практика, нередко проект реорганизации встре­чает сопротивление, и для достижения успеха необходимо управлять процессами изменений. Решается вопрос о том, как наиболее конст­руктивно поддерживать связи с собственниками, разрабатывается ме­тодика оценки степени заинтересованности участников проекта и методы вмешательства при отсутствии готовности участвовать в ре­организационном процессе. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления. В табл. 6.3 показаны методы, используемые при осуществлении первого этапа реорганиза­ционных мероприятий.

Таблица 6.3

Методы управления на этапе подготовки реорганизации

 

Задачи Используемые методы
Выявление необходи­мости реорганизации Анализ изменений (рыночных, технологических, внешней среды)
Обеспечение согласия в руководящем звене Обсуждения, дискуссии для выработки единого подхода и поддержки Определение целей
Обучение группы по реорганизации Формирование группы Создание системы мотиваций и заинтересо­ванности
Планирование изменений Создание системы управления изменениями Проектное управление

 

Этап второй: сбор информации и определение проблем

Задача данного этапа - выявление продуктов и услуг, ориенти­рованных на потребителя. С этой целью выявляются долгосрочные и текущие запросы потребителей; определяются мероприятия, не­обходимые для успешного выполнения поставленной цели; намеча­ются виды деятельности. Составляются действующие и перспектив­ные структурные схемы организации, уточняются требуемые ресур­сы, объем и периодичность выпуска продукции и оказания услуг; проводится систематизация процессов реорганизации. Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе:

1.Каковы главные процессы в деятельности организации?

2.Как эти процессы соотносятся с процессами потребителей и
поставщиков?

3.Каковы стратегические процессы организации?

4.Какие процессы должны быть реорганизованы в течение квар­тала, одного года, периода свыше одного года?

Принципиально важно выявить запросы потребителей, заплани­ровать мероприятия, необходимые для их учета. И главное - обосно­вать целесообразность конкретных организационных изменений, не­посредственно ориентированных на удовлетворение потребительского спроса. Это касается не только внутренней структуры предприятия, но и обеспечения эффективных каналов связи и взаимодействия с поставщиками и потребителями. Решается также задача моделиро­вания реорганизационных процессов и выявления последствий из­менений, определения факторов, способных помешать успешной ра­боте, а также затрат и ожидаемых результатов. Речь идет о том, что­бы ориентировать группу по реорганизации на то, чтобы она уделя­ла внимание в равной мере как намечаемым процессам, так и вы­полняемым функциям. Должны определяться расходы по каждому виду деятельности, объем и периодичность операций. Полученная информация используется для ориентировочных расчетов годовых затрат по отдельным операциям и процессу реорганизации в целом, удельные издержки.

Необходимо взвесить процессы реорганизации с позиций их воз­действия на поставленную цель. Выявляются приоритеты и рассчи­тывается необходимость в потребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многосторонний подход, учитывающий время, затраты, трудности и риски в ходе реорганизационных процес­сов. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждого организационного решения. В табл. 6.4 показаны методы, используемые при осуществлении второго этапа мероприятий по ком­плексной реорганизации.

Таблица 6.4

Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем

 

Задачи Используемые методы
Выявление текущих и перспективных интересов потребителей Моделирование поведения потре­бителей
Планирование и измерение необходи­мых мероприятий Метод измерений и оценок Анализ временных циклов
Выбор субъектов и объектов Моделирование процессов
Разработка модели текущего сос­тояния организации Моделирование процессов
Выявление видов деятельности организации Моделирование процессов Стоимостной анализ
Модель расширения границ развития с ориентацией на процессы фирм-потребителей Моделирование процессов Интеграция с поставщиками и программирование партнерства
Составление структурной схемы организации Моделирование процессов Анализ производственного процесса Составление организационной схемы
Карта ресурсов Учет затрат по видам деятельности
Выявление приоритетных процессов Анализ эффективности процессов

Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем

Цель этого этапа — разработать такое видение проблем, которое способно привести к скорейшему достижению цели. Этот этап позво­ляет выявить организационные проблемы текущего процесса, инфор­мационные потоки. Планируются мероприятия текущего процесса, задачи и возможности по его улучшению, согласовываются намечае­мые изменения. На этом этапе необходимо дать ответы на следующие ключевые вопросы:

1.Каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они исполняются?

2.Как совершается движение ресурсов, информации и операци­онного потока в ходе процесса?

3.Почему организационные изменения происходят именно так,
как в настоящее время? Какие могут быть намечены изменения в ме­тодах выполняемой работы?

4.Есть ли способы реализации разработанных бизнес-планов и
запросов потребителей, которые кажутся невыполнимыми сегодня,
но в случае их осуществления могли бы фундаментально изменить
деятельность организации?

5.Каковы границы взаимодействия с деловыми партнерами, по­требителями, поставщиками, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы для того, чтобы улучшить весь ход работы?

6.Каковы основные сильные и слабые стороны отдельных про­цессов реорганизации?

7.Как другие компании того же уровня осуществляют процессы
реорганизации и преодолевают связанные с ними трудности?

8.Какие мероприятия должны быть проведены, учитывая резуль­таты сравнения организационной работы компании с другими, более
преуспевающими компаниями того же уровня?

9.Каковы причины отставания компании в организационной
работе? Чему можно научиться у других компаний?

10.Как можно использовать результаты данного этапа при проек­тировании намечаемых процессов реорганизации?

11.Каковы специфические задачи по совершенствованию новых
процессов?

12.Как донести концепцию и стратегию изменений до всех ра­ботников?

В ходе выполнения этих задач должно быть расширено понима­ние статических аспектов процессов. Речь идет об охвате всех видов деятельности и этапов процессов, круга вовлеченных организаций и функционирующих подразделений. Наряду с этим составляется мат­рица операций, охватывающих всю деятельность компании. И имен­но на этой основе подготавливаются предложения по организацион­ным формам и технологии управления.

На этом же этапе производится оценка влияния каждой операции на получение конечного результата с выделением операций, имею­щих наибольшую ценность. Проводятся сравнения процессов внутри организации и уровня управления ими в аналогичных организациях (табл. 6.5). Необходимо выявить равные по уровню компании, опре­делить показатели их деятельности и основные различия в процессах, выявить возможности использования лучших элементов и приемов. Определяются причины, тормозящие производственный процесс, дис­функции и несоответствия, причины информационного отставания. Используется вся полученная ранее информация для того, чтобы выявить приоритетные процессы. Ведется поиск путей быстрых улуч­шений. Обнаруженные противоречия и несоответствия возможных вариантов дают основания для выработки путей их эффективного раз­решения в масштабе организации. Рассматриваются временные рам­ки, достаточные для реализации намеченной реорганизационной про­граммы. Они должны быть распределены по соответствующим эта­пам работ.

Таблица 6.5

Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем

 

Задача Методы управления
Понимание структуры процесса Анализ трудового процесса
Понимание развития процесса Анализ трудового процесса
Выявление значимых операций Оценочный анализ процесса Анализ временных циклов
Сравнение уровней развития аналогичных компаний Сравнение достижений и недостатков компании с достижениями и недостатками аналогичных компаний
Нахождение стимулирующих факторов Анализ трудового процесса
Оценка возможностей со­вершенствования процесса Анализ временных циклов
Оптимизация схемы процес­са с учетом интересов потре­бителей и заказчиков Концептуальное видение Интеграция с поставщиками и программы партнерства
Идеальное функционирова­ние с учетом интересов всех участников процесса Концептуальное видение
Интегрирование интересов внутренних и внешних участ­ников процесса Концептуальное видение
Поэтапное прогнозирование реорганизации Концептуальное видение

Этап четвертый: организационно-техническое проектирование

Цель этого этапа — дать техническую характеристику процесса ре­организации. Дается описание технологии, стандартов, процедур, си­стем и видов контроля, используемых в процессе реорганизации. Од­новременно с социальным конструированием создаются модели взаимодействия социальных и технических элементов. На данном эта­пе составляются предварительные планы систем и процедур разви­тия, программного обеспечения и обслуживания, перевооружения производственных мощностей. Основные вопросы, на которые необ­ходимо получить ответы на этом этапе:

1.Какие технические ресурсы и технологии будут необходимы в
период реорганизации?

2.Как наилучшим образом приобрести эти ресурсы и технологии?

Как будут взаимодействовать технические и социальные эле­менты системы?

С этой целью пересматриваются установившиеся связи и распре­деление обязанностей внутри организации, определяются случаи, ког­да должна быть усилена координация различных видов деятельности. Важно также определить информацию, необходимую для измерения и управления процессом, а также места для ее хранения. Проводится устранение дублирующих информационных потоков и операций по их согласованию. В целом же рассматривается возможность сокраще­ния числа неэффективных операций и упрощения работы контроли­рующих структур, а затем осуществляется слияние контрольных функ­ций по наиболее эффективным операциям. Контролирующая функ­ция приближается к тому участку, где может произойти ошибка в ра­боте. Ведется поиск возможностей проводить параллельные операции, которые в настоящее время выполняются последовательно. Благода­ря этому увеличивается вероятность ускорения процесса.

Нередко при выполнении задач данного этапа находится та часть процесса реорганизации, которая может осуществляться автономно. Этот фрагмент дает возможность перегруппировать процесс в прост­ранстве (например, децентрализовав его) или во времени (например, перемещая фрагменты из одной временной фазы в другую). В про­цессе реорганизации используются различные технологии для моде­лирования, анализа статистических данных, сбора информации и до­кументирования процессов, компьютерных разработок, проведения телеметрии, создания экспертных систем, баз данных и др. Намеча­ются конкретные меры по техническому оснащению (табл. 6.6).

Таблица 6.6

Методы управления на этапе организационно-технического проектирования

 

Задача Методы управления
Модель взаимоотношений субъектов и объектов Информационное проектирование
Пересмотр связей процесса Инструменты и информатика Анализ трудового процесса Информационное проектирование Измерение и оценка информации
Объединение интерфейсов и информации Информационное проектирование
Оценка вариантов Информационное проектирование
Улучшение режима контроля Информационное проектирование
Модулирование Информационное проектирование
Размещение выбранных модулей Информационное проектирование
Применение технологий Информационное проектирование Стратегическая автоматизация
Реализация плана Стратегическая автоматизация Управление процессом

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.