Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 Предмет и система экологического права




Вопрос

Вопрос

ФЗ от 14 марта 1995 года «об ООПТ» и ФЗ от 23 февраля 1995 года «о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Заповедование является основной традиционной формой территориальной охраны и комплексного изучения природы в России.

Отечественные основоположники заповедного дела мыслили о создании заповедников только в нетронутых человеком местах. Однако, в настоящее время на обширных пространствах России осталось не так уж много нетронутых уголков природы, поэтому цель и содержание понятия «заповедник» несколько изменились.

Старейший из существующих заповедников был создан в 1916 году. Это Баргузинский заповедник в районе озера Байкал. В настоящее время государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Под заповедником можно понимать определенную территорию с особым режим природопользования. На такой территории все природные объекты и комплексы полностью изымаются из хозяйственного оборота.

 

Заповедники находятся исключительно в федеральном подчинении. Поэтому все их имущество является федеральной собственностью.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

1. осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

2. организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы. За многие годы в Летописях накоплен огромный и ценный массив информации всесторонне характеризующий изменения в заповедных экосистемах. По сути это главный научный документ заповедника.

3. осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природный среды.

4. экологическое просвещение. Это работа со СМИ, рекламно-издательская деятельность, музейное дело, работа со школьниками, взаимодействие с учителями и органами образования, а также экологические экскурсии и познавательный туризм (строго регулируемый).

5. участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов.

6. содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

На территории заповедников категорически запрещается:

• действия, изменяющие гидрологический режим земель

• разработка полезных ископаемых

• практически все виды лесопользования, кроме санитарных рубок

• строительство любых объектов за исключение тех, которые необходимы для деятельности самого заповедника

• все виды пользования животным миром, за исключением пользования в научных целях

• применение минеральных удобрений

• сплав леса

• транзитный прогон домашних животных

• нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования

• иная деятельность, нарушающая естественный ход природных процессов

 

Заповедники являются некоммерческими организациями, которые в установленном порядке могут распоряжаться следующими средствами:

1. от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности не противоречащим правилам заповедника.

2. Средствами полученными в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам на территории заповедника

3. Средствами от реализации от конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции полученной в результате незаконного природопользования

4. Средствами полученными в порядке безвозмездной помощи

 

Заповедники учреждаются ПП РФ и вправе иметь свою символику.

Законодательство предусматривают заповедники, в которые входят в международную систему биосферного резервоа и имеют статус государственных природных биосферных заповедников.

В таких заповедниках осуществляется глобальный экологический мониторинг.

 

Охраняются они помимо национального законодательства международным и включаются в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

В настоящее время в России таким статусом обладают порядком 25 заповедников.

Например, Саяно-Шушенскии и центрально-сибирский в Красноярском праве. Сихоте-Олинский в приморском крае, Упсунурская котловина в республике Тыва.

 

 

Государственные природные заказники – территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и для поддержания экологического баланса.

Заказники могут быть как федерального, так и регионального значения. Для обеспечения их функционирования создаются администрации природного заказника. На местности заказники обозначаются предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

 

Основными задачами заказника являются сбережение и защита ресурсов.

Законодатель допускает создание заказников как с изъятием земельных участков у собственников так и без такового.

На территории РФ могут создаваться заказники следующих профилей:

1. комплексные (ландшафтные) – предназначенные для сохранения/восстановления природных комплексов (ландшафтов)

2. биологические (ботанические и зоологические) – предназначены для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в т.ч. ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях

3. палеонтологические – для сохранения ископаемых объектов

4. гидрологических (болотные, озерные, речные, морские) – сохранение водных объектов

5. геологические – для сохранения комплексов неживой природы.

Специальных требований закон не предусматривает.

На конец 2001 года в России имелось более 3 тыс. заказников общей площадью более 60 млн. га. Примерно 3,5% общей площади РФ.

Йэлоустоунский национальный парк 1872 год в США. В настоящее время в мире национальных парков более 3300.

В России национальный парк впервые образован 1891: Сочинский, Лосино-островский национальные парки.

Национальный парк - это природно-охранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, и предназначены для использования природоохранных, просвет, научных и культурных целях и регулирование туризма.

Исключительно федеральная собственность.

План

1. Предмет экологического права

2. Метод экологического права

3. Этапы формирования российского экологического законодательства

4. Система экологического права

1. Предмет экологического права

В современной научной юридической литературе является общепри­знанным подход, согласно которому «признаками любой отрасли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдельную отрасль права, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода (способа), принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права». По поводу самостоя­тельности экологического права как отрасли права, а также его предмета правового регулирования и места в системе права России, существует несколько точек зрения.

1. По мнению профессора Казанцева Н.Д., в системе права с 1960-х годов существует новая самостоятельная интегрированная отрасль права - ириродоресурсовое право, включающая на автономных началах земельное, горное, лесное, водное и природоохранительное право. Позднее эту точку зрения поддержали в своих трудах Аксе-ненок Г.А., Байсалов СБ., Вовк Ю.А., Жариков Ю.Г., Тютекин Ю.И. и другие. Например, Ю.Г. Жариков писал, что «природоресурсовое право - совокупность пообъектных отраслей права: земельного, водного, лесного, горного с соответствующими специальными нор­мами их правовой охраны (кодексы и другие отраслевые законы), а также с общими экологическими требованиями для всех объектов природы (природоохранные законы общего характера»). Следова­тельно, не существует экологического права как совокупности природно-ресурсового и природоохранного права, поскольку последнее является составной частью первого.

2. Взгляд Боголюбова С.А., Бринчука М.М., Игнатьевой И.А. и других ученых заключается в том, что в системе российского права существует самостоятельная комплексная отрасль права - экологическое право, которая представляет собой совокупность природоохранительного и природоресурсового отраслей права, а также включает экологизирован­ные нормы иных отраслей права.

3. Голиченков А.К. в своих трудах предложил компромиссный подход к определению экологического права. По его мнению, экологическое право можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле эколо­гическое право - это система правовых норм и возникающих в процессе их реализации правоотношений, регулирующих общественные отноше­ния по охране окружающей природной среды; в широком - регулирую­щие не только названные отношения, но и отношения по использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов.

Разнообразие подходов к определению экологического права, призна­нию его самостоятельности в системе права России обусловило и дискус­сионный характер определения его предмета, то есть того круга отноше­ний, которые урегулированы нормами данной отрасли. Так, В.В. Петров полагал, что предметом экологического права являются две группы отно­шений - отраслевые (земельноохранителытые, лесоохранительные и т.д.) и комплексные (охрана природных территорий и комплексов).

М.М. Бринчук отмечал,-что предмет современного российского эколо­гического права образуют отношения: собственности на природные объ­екты и ресурсы; по природопользованию; по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

На наш взгляд, анализ современного российского экологического зако­нодательства позволяет сделать вывод о том, что его нормы регулируют три группы общественных отношений. В первую группу входят отноше­ния, возникающие в связи с воздействием человека на состояние окружа­ющей среды в различных сферах деятельности, т.е. в промышленности, транспорте, энергетике, сельском хозяйстве и т.д. Такая деятельность может оказывать вредное воздействие на несколько или даже на все виды природных объектов и комплексов. Например, в результате нарушений, допущенных при эксплуатации Чернобыльской АЭС и случившейся на ней аварии, произошел несанкционированный выброс радиоактивных веществ. Радиация оказала вредное воздействие на состояние всех при­родных ресурсов - лесов, земель, вод и т.д., попавших в зону радиоактив­ного заражения. Для того чтобы не допускать подобных воздействий на природу, предусмотрены экологические требования в энергетике.

Вторая группа включает отношения, возникающие по поводу охраны отдельных видов природных ресурсов. Так, Закон об охране окружа­ющей среды предусматривает меры по охране почв (ст. 62), зеленого фонда поселений (ст. 61), охрану животного мира (ст. 60) и т.д.

Третья группа включает комплексные (территориальные) экологи­ческие отношения, в состав которых входят отношения по охране при­родных объектов, комплексов и территорий (заказники, заповедники, национальные и природные парки, рекреационные, санитарные и иные зоны), а также отношения по созданию зон экологического бедствия, на территории которых устанавливается особый правовой режим их использования, восстановления и охраны.

Раскрывая вопрос о предмете экологического права, следует четко пред­ставлять себе его отличия от предмета других отраслей российского права. Поэтому в качестве примера попробуем сравнить предмет экологического права и предмет природоресурсового права. Представляется, проблема соот­ношения и взаимодействия экологического и природоресурсового права решается следующим образом. Все природные ресурсы находятся во взаи­модействии как друг с другом, так и со всей окружающей средой. Однако использование природных ресурсов с позиций природоресурсового права имеет, главным образом, чисто хозяйственную цель (добыча, переработка, продажа), в то время как перед экологическим правом стоит иная зада­ча - ограничить экологически вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обезопасить ее от загрязнения и исто­щения. Природоресурсовое право регулирует отношения собственности на природные ресурсы, рационального их использования, предоставления и изъятия природного ресурса в пользование (аренду) гражданам и юридичес­ким лицам и т.д. Данные отношения возникают между физическими и юри­дическими лицами (ириродопользователями) и органами государственного управления РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Природоресурсовое право определяет порядок поиска, оценки, раз­ведки, добычи природных ресурсов, создания коллекций объектов флоры и фауны в научных или культурно-ознакомительных целях. В ходе осуществления данной деятельности природопользователь обязан соблюдать нормы и правила, предусмотренные для ведения соответс­твующей деятельности (правила безопасного ведения горных работ, строительные нормы и правила, технические регламенты и т.д.), испол­нять указания специально уполномоченных контролирующих органов. Отношения по охране природного ресурса в природоресурсовом праве носят вторичный, производный характер. Как отмечал Н.Т. Разгельдеев, предметом природоресурсового права выступают общественные отношения по поводу присвоения природных ресурсов как объектов права государственной собственности и права при­род опользователей на землю, воды, леса, недра, животный и растительный мир в их неподвижной пространственности или естественном состоянии. Предметом экологического права являются отношения по восстанов­лению надлежащего качества природных ресурсов и окружающей среды в целом, ее охраны, нормирования неблагоприятного воздействия на них со стороны хозяйственной деятельности человека, изъятие природ­ных комплексов из хозяйственного использования в целях их консерва­тивной охраны в интересах настоящего и будущего поколений людей, защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. В связи с этим нельзя согласиться с мнением А.В. Николаева, отмечавшего, что «отношения по использованию земель, недр и других природных ресур­сов, а также отношения но охране окружающей природной среды (как оборотная сторона использования природных ресурсов) составляют предмет экологического права».

Безусловно, отношения по использованию и охране природного объ­екта тесно переплетены. Поэтому, например, выдача лицензии на сбросы (выбросы) вредных веществ означает, с одной стороны, использование ассимиляционного потенциала атмосферы для размещения в нем вредных веществ; и, одновременно, охрану атмосферного воздуха от загрязнения посредством установления лимитов и нормативов вредного воздействия. Однако эколого-правовой инструментарий охраны окружающей среды включает и определенные меры, никак не связанные с использованием природных ресурсов, например, экологическая экспертиза.

Н.Т. Разгельдеев справедливо отмечал, что «продукты воспроиз­водственных процессов природоресурсовых и. природоохранительных отношений находятся в противоречивом взаимодействии. В основе природоресурсовых отношений лежит первоначальный доход, и рен­тные отношения выступают здесь экономическим фактом. В то время как на сохранение природы следует направлять значительные средства, которые производятся в виде фиксированных затрат из всех видов общественной деятельности, а не только от природопользования». Другими словами, природоохранительные и природоресурсовые пра­воотношения отражают две разные стороны взаимодействия системы «общество-природа». Следовательно, различие природоресурсовых и природоохранных отношений проявляется в изначальной затратности экологической деятельности и доходности природоресурсовой. Именно поэтому мы присоединяемся к высказанной в научной литературе точке зрения о том, что предметом экологического права являются общест­венные отношения по поводу не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей и свойств этих объектов, процес­сов, происходящих в них, а природоресурсовос право сужает круг этих отношений до экономически значимых.

Однако не следует думать, что экологическое и природоресурсовое право существуют параллельно и независимо друг от друга. Совпадает предмет экологического и природоресурсового права в вопросах рацио­нального использования природных ресурсов (например, требований по рациональному использованию земель, вод, недр и т.д.), хотя нормы, регулирующие охрану природных ресурсов (вод, лесов, недр и т.д.) содержатся не только в экологическом, но и в соответствующих приро-доресурсовых отраслях законодательства.

Таким образом, экологическое право - это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность основанных на эколого-правовых идеях правовых норм и правоотношений, складываю­щихся по поводу соблюдения экологических требований, нормативов и стандартов в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды в инте­ресах настоящего и будущего поколений людей.

Следует различать экологическое право как отрасль права, науку и учебную дисциплину. Экологическое право как наука «иредставляет собой структурно организованное знание о системе эколого-право­вых отношений, формах и методах формирования эколого-правового сознания и путях их совершенствования. В то же время, экологическое право включает в себя представления правоведов о предмете и методе данной отрасли юридического знания, об источниках и детерминантах его формирования, о месте экологического права в системе отраслей юридической науки».

Экологическое право как учебная дисциплина в соответствии с госу­дарственным стандартом является обязательным к изучению пред­метом для всех студентов юридических факультетов. Данная учебная дисциплина включает минимально необходимые сведения о правовом регулировании природоохранительных отношений. В связи с этим, учебный курс экологического права по объему более узок, чем отрасль права, и, тем более, наука экологического права. Это обусловлено тем, что в предусмотренных государственным стандартом объемах учебного времени на изучение данной дисциплины невозможно в полном объеме рассмотреть все экологические нормативно-правовые акты (федераль­ные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, международно-правовые акты, нормативно-правовые акты зарубежных государств), а также тео­ретические разработки по отдельным дискуссионным проблемам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.