Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт регулирования аудиторской деятельности за рубежом




Государственные органы и профессиональные организации, регулирующие аудиторскую деятельность в Республике Казахстан, и их функции

Профессиональная этика аудитора

Международные стандарты аудита, их группировка и

Стандарты аудита, их значение и виды

Законодательные и нормативные акты, регулирующие

Опыт регулирования аудиторской деятельности за рубежом

аудиторскую деятельность в Республике Казахстан

краткое содержание

 

Регулирование аудиторской деятельности за рубежом до кризиса начала XXI века строилась на базе двух классических концепций – государственной и общественно – государственной. Суть первой заключается в том, что она должна строго регламентироваться государством, а второй – преимущественно общественными аудиторскими объединениями. Первая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия, где государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности. Оно определяет обязательность аудита, выделяет значимые для государства предприятия, финансовые затруднения которых могли бы существенно повлиять на экономику, определяет требования к аудитору (образование, квалификация, порядок сдачи экзаменов, ответственность и т.п.). При этой концепции аудит главным образом ориентирован на интересы и государственных организацией. Для данной концепции, называемой европейской моделью, характерно регулирование аудиторской деятельности с помощью законов и и подзаконных актов, охватывающих деятельность всех участников аудиторской деятельности и их взаимоотношения. На государственные органы возложены функции по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций, а также осуществлению контроля за качеством аудита. При государственной системе регулирования устанавливается обязательный характер аудиторских стандартов, что позволяет им совместно с законодательными актами обеспечивать регламентацию аудиторской деятельности.

Государственное региулирование аудиторской деятельности не означает, что профессиональное аудиторское сообщество не принимает участия в регулировании собственной деятельности, однако саморегулирование аудиторской деятельности при данной модели незначительно. Оно, так правило, выражено в совместной работе с уполномоченными государствен-ными органами по подготовке и обсуждению законодательных актов, имеющих отношение к аудиторской деятельности, а также в защите и представлении интересов членов профессиональной объединений.

Вторая концепция развита в США и Великобритании, где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими организациями.

Так, в систему регулирования аудиторской деятельности в США до 2002 г. входили:

· Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) и Комиссии штатов по вопросам бухгалтерской отчетности, наделенные полномочиями по разработке и установлению стандартов бухгалтерского учета и надзора за деятельностью аудиторов;

· Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certificad Public Accountants, AICPA) - некомерческая самоуправляемая организация, созданная в 1947 году и занимающая разработкой и интерпретацией основных правил ведения и раскрытия информации в финансовых отчетах коммерческих организаций;

· Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FACB) – независимая самоуправляемая организация, созданная в 1973 году и занимающаяся разработкой и интерпретацией основных правил ведения и раскрытия информации в финансовых отчетах неправительственных организаций.

Модель саморегулирования аудиторской деятельности помимо США и Великобритании применяется в таких странах, как Канада и Австралия, которые традиционно отличаются от других стран с развитой рыночной экономической концепцией бухгалтерского учета и права. Ведущую роль в системе органов регулирования аудита в таких странах занимают профессиональные аудиторские объединения. Для этого им переданы основные функции, такие как аттестация аудиторов, осуществление контроля за качеством аудита, а также разработка стандартов и норм аудита. Для саморегулируемой модели принципы, нормы, а также стандарты аудиторской деятельности являются основными инструментами установления взаимоотношении между всеми субъектами аудита. Государственное влияние на аудиторскую деятельность осуществляется лишь посредством общего регулирования экономики и других сфер деятельности.

Таким образом, различие концепций регулирования аудиторской деятельности обусловлено задачами, какие решает аудит, и неодинаковой степенью вмешательства государства в регламентацию и организацию аудиторской деятельности.

Тенденцией последних лет стало объединение принципов государственного и общественного регулирования в смешанной концепции (модели), в которой принцип саморегулирования уступает место паритетному участию в регулировании аудиторской деятельности профессионального сообщества и государства. Особенно серьезным изменениям подвергалось американская концепция регулирования после скандала, связанного с делами компании Enron и аудиторской компанией Arthur – Andersen. Неэтичное профессиональное поведение сотрудников этой компании нанесло ущерб общественному имиджу аудиторской профессии, в результате чего в США был принят Закон Сарбейнса – ОКСЛИ, который ужесточил требования к совершенствованию в публичных компаниях корпоративного управления, направленного на формулирование эффективного механизма защиты прав акционеров, а также к повышению ответственности руководства за полноту и содержание раскрываемой для заинтересованных пользователей информации.

Закон включает положения по следующим направлениям:

· образование специального контрольного органа – Комитета по надзору за финансовой отчетностью публичных компаний;

· требования (стандарты) по обеспечению независимости внешних аудиторов, направленные на ограничение конфликта интересов;

· требования по цеплению корпоративной ответственности и персональной ответственности высших должностных лиц компании – эмитента (главного исполнительного директора и главного финансового директора) за точность и полноту финансовой отчетности;

· требования по полному и совершенному раскрытию финансовой информации о транзакциях и организации внутреннего контроля и аудита за точность и полнотой раскрытия финансовой информации;

· меры по восстановлению доверия инвесторов и предотвращению конфликта интересов, связанного с деятельностью биржевых аналитиков, брокеров, дилеров и финансовых консультантов;

· положения по организации проведения расследований в целях выявления нарушения установленных требований зарегистрированными в SEC компаниями – эмитентами и аудиторскими фирмами, а также незаконных действий других участников финансового рынка;

· меры уголовной ответственности за корпоративное и криминальное мошенничество (путем манипуляций, искажений или изменений) с финансовыми документами и противодействие расследованиям;

· ужесточение уголовной ответственности высшего менеджмента компаний за криминальное действия и преступный сговор, в том числе за уклонение от подписания финансовых отчетов и налоговых деклараций компании;

· все корпоративные мошенничества и приписки в отчетности отнесены Законом к криминальным преступлениям, по которым установлены особые, более жесткие наказания.

Последствием громких корпоративных скандалов явилось то, что в изменившейся обстановке старая система организации аудита уже не могла обеспечить деятельность аудиторов в качестве надежных стражей спокойствия на финансовых рынках. Сами принципы аудита и методы регулирования аудиторской деятельности требовали кардинальных изменений. И изменения эти были связаны с ужесточением государственного регулирования и контроля за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм. Скандалы, связанные с участием ответственных сотрудников и руководства публичных компаний, вынудили многие страны (Австралия, Великобритания, Евросоюз, Япония и др.) для ужесточения контроля за прозрачностью и качеством финансовой отчетности общественно значимых компаний разработать правовые акты, аналогичные закону Сарбейнса –ОКСЛИ.

Принятый 30.12.08 г. новый Закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» фактически узаконил в Российской Федерации создание смешанной модели регулирования, несмотря на то, что в многочисленны проектах данного Закона предлагался бездушный переход на западный вариант полного саморегулирования аудиторской деятельности. Полный и безоговорочный переход российского аудита на саморегулирование нецелесообразен и вряд ли возможен. Мировая практика доказала неэффективность модели «чистого» саморегулирования.

Таким образом, Россия, по сути, явилось первой страной в мире, официально принявшей специальную модель регулирования аудиторской деятельности.

Характерными признаками смешанной модели являются:

1) четкое разделение полномочий государства и долевого сообщества по регулированию аудиторской деятельности (государство регламентирует общие правила национального аудита, а также контролирует деятельность профессиональных объединений);

2) создание смешанных органов регулирования аудиторской деятельности;

3) создание смешанной системы нормативных актов регулирования аудиторской деятельности.

В Республике Казахстан аудиторская деятельность регулируется с учетом международного опыта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.